Ежов:  Олег Юрьевич, давно не общались. Изменения в политической системе происходят, как известно, на и после выборов. Сейчас пауза. Все озабочены предстоящей гордумой, но пока только в уме. Все строят какие-то планы, но, насколько вижу, – ждут, как пройдет сентябрьская волна в других регионах, и как будет там действовать Москва. Причём такое ожидание и со стороны оппозиции, и со стороны власти. Поэтому, думаю, какие-то внятные первые шаги мы увидим только осенью. Как Вы видите ситуацию? В стране федералы «щемят» победившую оппозицию, но это только опять характеризует то, что системности не наблюдается. Ваше мнение?

ГорячевЯ не совсем  согласен, что сегодня страна как бы на паузе. Я считаю, что год был продуктивен в плане понимания перспектив развития страны. Тот провал нынешней власти, который произошёл год назад, после проведения пенсионной реформы, усугубляется. Всё же было хорошо: победил Путин, с огромным перевесом, «Единая Россия», не с таким перевесом, но на коне. И вдруг резкий обвал всего того, что нынешняя власть создавала в течение 20 лет: управляемость, вертикаль. Непродуманная для перспектив власти и совершенно кощунственная для населения, пенсионная реформа приведет к краху системы (если не сегодня, то в перспективе). При всех экономических трудностях ситуация в стране не была настолько критична, чтобы идти на настолько радикальные непопулярные меры. Выборы 2018 всё показали, они – показатель того, что происходит в стране. До 2017г, неважно какими методами, “Единая Россия”  всегда побеждала. Никто, никакая оппозиция, от управляемых коммунистов до неуправляемых навальных и ему подобных, никто ничего не мог сделать.

Ежов: Стабильно занимали свои несколько привычных мест в парламентах.

Горячев:  Да, причём эти места стали определяться уже на уровне Москвы, даже в том, кто сколько по регионам возьмёт. И вдруг всё резко обвалилось. Для меня лично было интересно – насколько всё затянется и сможет ли власть что-нибудь сделать, чтобы назад ситуацию откатить, вернуть её в прежнее удобное и приятное для них русло? И сможет ли оппозиция усилить крен? Потому этот год очень показателен. Я внимательно слежу за всеми редкими «довыборами» и  муниципальными выборами 2018-2019 гг. И что вижу. Выборы мэра небольшого города где-то в Сибири. У «ЕР» кандидат очередной силовик, сотрудник ФСБ или КГБ. И с ним совершенно непонятный дублёр. И этот дублёр снова побеждает! Человек этот от ЛДПР, где уже и коммунисты снялись, все снялись – девочка-домохозяйка 26 или 27 лет.

Ежов: Заведомо непроходная даже по установкам выдвигавших.

Горячев: И она побеждает. А ведь прошёл год с объявления о пенсионной реформе. Это говорит о чём? О том, что и так негативная для власти ситуация только ухудшается. И я считаю, что мы потихоньку скатываемся в политическую ситуацию 90-х годов, когда власти было очень тяжело побеждать. А что они могут сделать? Что можно сделать пока не будет отката пенсионной реформы и президент не скажет: «Ребята, мы погорячились, мы эту реформу тормозим»! Но возможно ли это?

Ежов: У нас уже был спор на эту тему. Я думаю, что к повестке нужно идти навстречу, с ней (реальными проблемами) работать. Настолько глобальные вещи, как пенсионная реформа, безусловно, бьют молотом. Но есть и маленькие молоточки, которыми нужно стучать каждый день, по конкретной ежедневной повестке, возникающим темам. Я вижу проблему в том, что за «жирные» годы, когда у «Единой России» всё было стабильно и управляемо, они наели себе всё, что можно и теперь просто боятся реальной повестки, как огня. Как это, идти к людям!? Да она и не знает, уже, как это делать. Более того, уже и оппозиция отвыкла от такого режима, вечно кричит об отставке губернатора, для иллюстрации делает фотографии разбитых унитазов и текущих потолков в безусловно разваленной медицине. Всем комфортно находиться в информационном пространстве, создавать муляжи, но это считывается уже людьми на раз. От сослагательного наклонения устали. Какой-то серьёзной системной работы нет. А её должны выполнять политические партии, которые деградировали, забыли о своей роли. Современность с ее информационной средой – это соблазн, но ее мало, всем пора развернуться и вернуться к людям. Правда и с информацией нормально работать разучились за годы всех устраивавшей “стабильности”

Горячев: Я с тобой полностью согласен, но добавлю, что, находясь 20 лет у власти, и «Единой России» и правительству говорить о том насколько всё плохо – это просто глупо. Кому вы это говорите? Вы 20 лет у власти.

Ежов: Такие попытки начала выдавать “ЕР” – и это выглядит нелепо, конечно.

Горячев: Когда комитет ЗС  не принимает, например, работу министерства здравоохранения и ставит ему двойку – это глупо. И тут,  и там – единороссы, вы у власти и сами же себя… Мы это проходили в 80-х годах, когда КПСС развалили, когда пришла команда «бейте себя». Но я, все же, акцентирую на другом, – я не про мелкие молоточки. Давай мы про крупные закончим. И здесь я настаиваю: пока не откажутся от пенсионной реформы, пока не перестанет снижаться уровень жизни населения, а он падает последние 7 лет подряд, власть не переломит ситуацию никакими «мелкими молоточками». К тому же, фактор Крыма действовать перестал, когда он давал власти электоральную поддержку. Сегодня я слышу, как люди даже пожилого возраста, которые просто на ура приняли присоединение Крыма, говорят – «Ну и что мне это дало?» Что бы мы ни говорили, у человека всегда на первом месте холодильник. Поэтому, возвращаясь к вопросу, я считаю, что этот год был очень показательным. «Единая Россия», это моё глубокое убеждение, сегодня ничего не может сделать на уровне регионов, что бы они сделать ни пытались. У них просто тупик, у них цугцванг, как говорят в шахматах, у них просто нет ходов, которые что-то могут сделать. Потому что люди не воспримут ни один их ход. У них огромный, как пиарщики говорят, антирейтинг на сегодня. При таком антирейтинге на выборы идти бессмысленно. Я всё время думал: что будет делать оппозиция, чтобы эту ситуацию как-то разыграть? Сегодня я вижу, что этим занимается только Навальный. Я не хочу сегодня эту тему обсуждать, но вижу, что он работает активно в этом направлении.

Ежов:  Не знаю, есть ли смысл уходить в этот разговор, но там есть свой «потолок», которого он достиг. На регионах они вообще исчезли. В Ульяновске представительство просто, простите, рассосалось

Горячев: Я не хочу уходить в Навального, потому что я противник улицы, но он работает, остальных я сегодня не вижу.

Ежов:  КПРФ тоже заметны в своем формате. Конечно, оседлав нарастающий протест, они могут просто дрейфовать, периодически напоминая о себе чем-то по-возможности, громким.

Горячев: Потому им и нет смысла чем-то серьезно заниматься, они могут спокойно сидеть и ждать нарастания протестных настроений. У нас что в Димитровграде победила КПРФ? Нет, победило протестное настроение. К чему хорошему это привело жителей за год? Ни к чему. Так же, как и Тольятти и Сызрань, всё кругом одно и то же.

Ежов: Ситуация необычная в нашей новейшей истории. Оглушительная победа просто свалилась с неба, когда никто не ожидал. В Думе оказались, в итоге, совершенно случайные люди, которых в большой части вписывали просто для фона. Но не ожидал никто

Горячев: Они и ещё через год не будут готовы. У них и в руководстве совершенно случайные люди. Алексея Куринного все больше затягивает Москва. Отчетливо видно, что главная его задача – через 3 года снова избраться в Госдуму. Остается Гибатдинов и его «похоронная» компашка. Серьёзных людей у них как не было, так и нет.  Сколько за эти 2 года у них в обойме появилось новых имен? Пока только минус Володарский, минус Седов.
Как власть выжгла вокруг себя политическое поле, так и они выжигают. Никому не нужны конкуренты. Сегодня вся это политическая борьба стала текущей жизнью, работой, зарабатыванием денег: «я эту полянку зацепил, никого сюда не подпущу».

Ежов: Давайте держать в голове сценарий, что через 1,5 года в ульяновской Гордуме большинство мест получает КПРФ.

Горячев: Глядя на происходящее, сценарий более чем возможный и вероятный. Но они получат мандаты, а мы хаос в городе. Нет, сегодня, у «Единой России» ниточек, за которые, подёргав, можно сделать так, чтобы люди за них проголосовали. Казалось бы, большие проблемы в здравоохранении. Ну, уберите вы пока всё другое, закройте проблему с лекарствами. Но они понимают, что электорально это не прибавит им ни одного голоса. Всё рассосётся и люди забудут, что вчера они платили, а сегодня им какие-то лекарства дают бесплатно.

Ежов: Хочу добавить картине иллюстрацией на горячем примере из Димитровграда. Делали там выездное заседание Общественной палаты. Собралась, соответственно, и местная. Что удивило. Насколько местные себя противопоставляют. Постоянно звучит: “у нас всё совсем по-другому”. И я увидел, как они воспринимают активность исполнителей региональной власти, губернатора, по тем дополнительным деньгам, которые туда сейчас заходят на благоустройство и т.д. Воспринимают примерно так – «что, кинули нам кость? думаете мы к вам относиться лучше стали?» И я думаю, что подобное отношение к власти сейчас характерно в целом. И это серьезный перелом в умах. Власть просто отказываются слушать. В какой момент это произошло? Наверное, это роль пенсионной реформы. Что-то очень серьезное должно измениться в самой власти, чтобы это переломить. В какую сторону? Нужно серьезнее изучать ситуацию, смотреть в историю. А пока, даже если эту реформу откатить, я не у верен, что это что-то кардинально изменит.

Горячев: А я уверен, что, если это правильно подать, под соусом «мы поняли», то все может перевернуться. Но это может сделать только сам президент. При его рейтинге, Крыме и «русском вопросе», если он скажет, что они ошиблись, что его ввели в заблуждение – это резко отношение изменит, если не к «Единой России», то к нему точно. А «ЕР» можно переформатировать в народный фронт. Я считаю, что  для власти это единственный путь. Естественно, потом, разрулить вопросы с топливом, вопросы с ЖКХ, благо  нефть вернулась к 70$.  А пока «денег то нет, но вы держитесь». Смех смехом, но сегодня это ключевая фраза, для всей России.

Ежов: Потому она так и выстрелила.

Горячев:  Да это так. Но выйти сегодня, проголосовать и избрать во власть то, что считается оппозицией – это путь в никуда.