Ситуация неоднозначна. С одной стороны, да – на то она и школьная форма, чтобы быть унифицированной и единой. А с другой – создание монополий неизбежно ведет к удорожанию продукции, а это кошельки конкретных, далеко не всегда обеспеченных родителей. Для многих сама покупка формы – уже серьезная нагрузка. Неудивительно, что родители начинают сравнивать и ставить вопрос о том, почему школы навязывают более дорогих производителей.

Почти три года назад мы писали про то, что ульяновские школы дружно поддержали одного производителя школьной формы. К нам в редакции тогда от родителей поступило сразу несколько жалоб. По их словам, в образовательном учреждении навязывали форму только от одной фабрики. Родителей собирали на специальное собрание и говорили, что дети должны одеваться по единому стандарту. Тогда мы дополнительно задали вопрос широкой аудитории через социальные сети. В комментариях факт нам полностью подтвердили. В пресс-службе  Министерства образования вынуждены были сделать официальное разъяснение, что лоббирование интереса одной компании со стороны школы производиться не может. Каждый родитель в праве сам решать, где покупать школьную форму, тут все зависит от кошелька.

Однако ситуация повторяется. На этот раз обращение по этому же вопросу поступило в адрес депутата Ульяновской гордумы Антона Антипова, но не от родителей, а от других фирм. По их словам, рынок школьной одежды монополизирован наподобие рынка ЖКХ. Цитируем пост городского парламентария:

Ежегодно тысячи родителей одевают своих детей в рамках подготовки к новому учебному году. И каждый год суммы затрат растут с превышением официальной инфляции. Безусловно, лучшим инструментом для снижения цен на одежду и улучшения качества – конкуренция. Но выясняется, что рынок школьной одежды монополизирован наподобие рынка ЖКХ.
В мой адрес поступило несколько обращений от организаций с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, когда фактически для двух фирм созданы идеальные условия на рынке школьной формы, а другие «нервно курят в сторонке».
При глубоком рассмотрении вопроса выяснил, что существуют два документа, каждый из которых побуждает директоров городского образования приобретать одежду только у конкретных фирм.

Далее министерство образования Ульяновской области направляет в администрацию города Ульяновска письмо от 18.04.2019 г. № 73-ИОГВ-01/05/2377исх. о необходимости доведения до директорского корпуса информации по данному реестру. К сожалению, городское управление образования тут же все берет «под козырек» и фактически понуждает директорский корпус работать только с двумя производителями.

Конечно, подобное недопустимо, и глубоко убежден, что несет в себе прямые факты нечистоплотной недобросовестной конкуренции, а значит, будем рассматривать данный вопрос на комитете. Параллельно направляю обращение в УФАС России по Ульяновской области с просьбой рассмотреть данную ситуацию и принять ответственные решительные меры.

Начальник управления образования Светлана Куликова заявила, что изложенные выше сведения, по ее мнению, являются не соответствующими действительности и дискредитируют возглавляемое ей ведомство:

Я, как Заслуженный учитель Российской Федерации, как начальник Управления образования администрации города Ульяновска не допускаю любой возможности лоббирования интересов коммерческих структур и заинтересованных лиц в подведомственной мне структуре. Могу заверить, что в образовательных организациях Ульяновска строго соблюдается федеральное и региональное законодательство, в том числе и антимонопольное.

Указанный в статье документ имеет исключительно информационный характер, не носит ни рекомендательный, ни тем более обязательный характер. Родители вправе самостоятельно выбирать фирму производителя школьной формы, никаких ограничений данный документ или любой другой не предусматривает.

Кроме того, считаю, что данная статья стала ответом депутата Ульяновской городской думы Антона Антипова на мой категорический отказ на просьбу о лоббировании интересов одного из производителей школьной одежды. Господин Антипов пытался пролоббировать интересы фирмы-производителя школьной одежды, но получив отказ, повел себя крайне недостойно. В заключение хочу сказать, что действия господина Антипова порочат меня, сотрудников Управления образования, Министерства образования и науки Ульяновской области.

По информации Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области, ведение реестра осуществляется для формирования единой универсальной базы данных о производителях школьной формы, а также с целью информационно-справочного обеспечения обучающихся, их родителей и законных представителей, образовательных организаций.
«На федеральном уровне отмечено, что в целом пошив школьной формы остается на высоком уровне. Однако основная проблема заключается в качестве материалов, в ряде случаев данные о составе ткани фальсифицируются. Более дешевые импортные ткани не всегда соответствует требованиям – не дышат, не впитывают и не удерживают влагу. Регулярно Роскачество проводит исследования школьной формы. Но и этого недостаточно, необходимо контролировать качество сырья на предприятиях. Ведение реестра является своеобразным механизмом контроля. Подобная практика существует во многих регионах. Организации, включенные в реестр, проверены и признаны добросовестными поставщиками. Любой поставщик может подать заявление на включение его в реестр, и в случае соответствия требованиям он будет включен в документ. Отмечу, что реестр носит исключительно рекомендательный характер. Образовательные учреждения и родители не обязаны приобретать школьную форму именно у участников реестра. Но призываю родителей более внимательно подходить к выбору формы и учитывать все нюансы, ведь от качества одежды зависит и здоровье наших детей», – отметил министр промышленности и транспорта Ульяновской области Дмитрий Вавилин.

Еще в 2017 году реестр содержал сведения о трех поставщиках. В связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя один из участников был исключен из реестра.
К сведениям, которые содержатся в реестре, относится информация о предельных размерах стоимости комплекта школьной формы, предлагаемой для реализации организацией оптом и в розницу на момент подачи заявления о включении в реестр.
Говоря о требованиях, отметим, что в реестр включаются организации, которые:
– обеспечивают производство школьной формы или материалов для нее, соответствующих санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека. СанПиН 2.4.7./1.1.1286-03», Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», а также требованиям к одежде несовершеннолетних обучающихся, осваивающих в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Ульяновской области в очной форме образовательную программу начального общего, основного общего или среднего общего образования;
– имеют производственные, текстильные и швейные мощности, а также работников для производства школьной формы;
– не включены в предусмотренный Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» реестр недобросовестных поставщиков.
При рассмотрении заявления о включении или исключении поставщика из реестра осуществляется проверка представленных документов и материалов; сопоставление представленных сведений со сведениями, ранее включенными в реестр; проверка наличия производственных, текстильных и швейных мощностей, а также работников для производства школьной формы.
Если состав прилагаемых к заявлению документов и материалов не соответствует установленным требованиям или в них обнаружена недостоверная информация, уполномоченный орган вправе возвратить заявление в течение 5 рабочих дней со дня его поступления с указанием причины возврата или запросить у организации недостающие и/или уточненные документы и материалы. После осуществления запроса рассмотрение заявления приостанавливается до представления указанных документов и материалов. Если запрашиваемые документы и материалы в течение указанного в запросе срока не предоставлены, уполномоченный орган вправе возвратить заявление заявителю.