Не так давно, 2-3 февраля, был материал о строительстве в 1952-1957 гг. Ульяновского речного порта: https://vk.com/brandergofer?w=wall-107791040_1524/all . 30 апреля 1957 года новый порт принял первый пароход.
Та публикация заканчивалась так: «В первые годы работы нового порта в нем еще не было привычного теперь здания речного вокзала. Эту функцию выполнял пришвартованный к причалу дебаркадер. Новый речной вокзал открылся 29 мая 1965 года. Его строительство и открытие – отдельная история, к которой, будем надеяться, еще обратимся». Теперь, пожалуй, самое время это сделать.
Конечно, уже в начале 1950-х годов, когда проектировался Ульяновский речной порт, в нем намечалось возвести здание пассажирского вокзала. И проект имелся (фото 2). За несколько лет, в середине 50-х, произошла настоящая смена архитектурных эпох. Потому-то столь разительно отличается построенное здание от первоначального проекта. Да и новый проект института «Гипроречтранс», разработанный в 1957 году (фото 3), был существенно доработан, стал более выразительным, приобрел законченность.
Через несколько лет, к 1970 году, архитектура Ульяновска обогатилась очень интересными образцами советского модернизма. А здание речного вокзала было, своего рода, пробой пера, и пробой очень удачной. Можно назвать еще кинотеатр «Рассвет», новое здание драмтеатра, несколько других зданий, построенных в тот же период. Но речной вокзал стал самой яркой страницей архитектурой летописи Ульяновска первой половины 1960-х годов. И сегодня нельзя им не восхищаться. Запустение, царящее в речном порту, разрушающаяся дорога к нему, ситуация с пассажирскими перевозками – все это проблемы нынешних времен. А здание вот оно – памятник другой эпохи…
Эту публикацию, как и материал о строительстве речного порта, построим в виде обзора статей того времени.
***
Путеводитель «Волга, Кама, Ока, Дон», М., «Речной транспорт», 1955.
…В недалеком будущем город получит еще один вокзал – водный. Его здание, украшенное вдоль фасада монументальными колоннами, будет обрамлено с боков легкими башнями [фото 2]. Новый вокзал строится далеко от места, где стоит дебаркадер пристани Ульяновска [выше моста]. Но уровень Волги плотина Куйбышевской ГЭС поднимет на 20 м., и вода подойдет к портовым сооружениям, разлившись вширь на 8 километров…
***
«Ульяновская правда» от 25 октября 1957 г. (фото 3)
Человек, подъезжающий к нашему городу на пароходе, составляет первое впечатление о нем по панораме берегов, по зданиям порта и речного вокзала. Ведь это – ворота города, они должны быть красивыми, запоминающимися.
Коллектив института «Гипроречтранс» разработал проект нового речного вокзала в Ульяновске. Недавно исполком городского Совета рассмотрел и одобрил этот проект. Здание речного вокзала решено в простых монументальных и выразительных формах, без архитектурных излишеств. В центральной части размещается светлый, просторный зал. Большая поверхность с витражом из цветного стекла на главном фасаде придает вокзалу легкость и воздушность. Ночью значительная часть здания будет освещена, и разноцветные огни вокзала будут отражаться в воде.
По бокам основного здания вокзала разместятся открытые галереи. Здесь на площадках, обсаженных зеленью, в хорошую погоду будут отдыхать пассажиры. В здании вокзала разместятся зал ожидания для пассажиров, комната матери и ребенка, кафе, гостиница, помещение для туристов и т.д.
На строительство вокзала отпускается около трех миллионов рублей. Оно начнется в следующем году.
Н.Мясин, архитектор
***
У ВЫСОКОГО ВОЛЖСКОГО БЕРЕГА
(«Ульяновская правда», 27 июня 1963 г.)
…Погода разыгралась не на шутку. Море от горизонта, где высокие берега образуют узкую горловину, и до самой дамбы сплошь покрыто белыми барашками. На внутреннем рейде пережидают шторм десятки судов: пассажирских и грузовых, баржи и катера, речные трамваи. Жизнь порта на время, казалось, замерла, и только портовые краны, несмотря на шторм, продолжали свое обычное дело…
Из окна кабинета начальника речного порта Н.Ф.Лебедева открывается широкая панорама порта. Вечереет. На плавучем дебаркадере вспыхнули первые огоньки, засветились фонари на берегу.
– Скоро здесь не будет ни одного такого фонаря, – говорит Николай Федорович. – По плану реконструкции на 50-метровой вышке будет установлена одна лампа мощностью 200 киловатт. Она заменит 12.000 стосвечовых ламп.
Я попробовал представить, каким он будет, наш Ульяновский порт, где уже сейчас швартуются десятки новейших теплоходов, к причалам которого самоходные и буксирные баржи ежедневно доставляют сотни тысяч тонн различных грузов.
Корпус вокзала, выполненный из стекла, пластика и алюминия, кажется воздушным. К услугам пассажиров – на первом этаже все службы быта. На 2-м этаже – ленинская комната. Красочные панно, великолепные картины выполнены мастерами живописи, членами Московского Союза художников. Третий этаж предназначен для отдыха пассажиров. Здесь гостиница и комната матери и ребенка. Авторы этого интересного проекта считают, что через год новый речной вокзал вступит в строй.
Преобразуется и грузовой порт. В 1965 г. число причалов увеличится вдвое, …, вдоль грузовых причалов пройдет новая железнодорожная ветка. … Недалек тот день, когда пассажиры будут совершать путешествия и прогулки на судах с подводными крыльями. В 1964 году порт будет располагать несколькими такими судами.
А пока в Ульяновском порту идет работа. Коллектив строителей треста «Уфимтрансстрой» возводит здание красивого, удобного, современного речного вокзала у высокого волжского берега.
Г.Сосновский
***
МОРСКИЕ ВОРОТА УЛЬЯНОВСКА
(«Ульяновская правда», 27 сентября 1963 г.)
«Дорогая редакция! В Ульяновск, на родину Ленина, ежедневно приезжают тысячи туристов, многие из которых начинают знакомство с городом с речного вокзала. О новом речном вокзале, который сейчас строится, я и хотел бы подробнее узнать. В.Семеленов, Ульяновск»
Белоснежный корабль, круто развернувшись на набегающей волне, …медленно подходит к пирсу. Взорам пассажиров крылатого корабля предстает красавец – речной вокзал. Сплошное стекло фасада, ажурные металлические пилоны, тонированный светлый бетон, цветной пластик и элементы монументальной росписи – все это образует привлекательный образ современного сооружения. Контраст спокойной, но очень выразительной архитектуры с зеленым рельефом правобережья еще больше усиливает впечатление. Поодаль от центрального здания в небо взметнулся изящный портовый маяк. Ночью его свет будет далеко виден на волжских просторах.
Вместе с пассажирами «Метеора» войдем в здание вокзала. Оно наполнено светом, мощные кондиционные установки поддерживают прохладу. Если вам хочется передохнуть – тишина, удобные кресла и прекрасный интерьер будут весьма кстати. А если ваш корабль отходит через несколько суток, отправляйтесь в привокзальную гостиницу. Тем же, кто располагает только получасом, ленинская галерея поможет обогатить познания о нашем городе. Туристы тоже не оставлены без внимания: у них есть свой зал. Здесь они могут узнать, как лучше и интереснее провести экскурсию.
Вокзал рассчитан на обслуживание 500 человек. Но в «часы пик» он может принять две тысячи человек. Широко представлена торговая сеть. Не выходя из вокзала, можно хорошо пообедать в ресторане. К услугам пассажиров почта, телеграф, междугородний телефон.
Пока всего этого еще нет, вокзал только строится. Но пройдет немного времени, и морские ворота города гостеприимно распахнутся. Как сообщил нам главный архитектор города А.И.Бросман, новый речной вокзал войдет в эксплуатацию к началу навигации 1965 года.
В.Фомин
***
ВЕСНА У ПРИЧАЛОВ
(«Ульяновская правда», 17 апреля 1965 г.; фото 5)
…На Волге сегодня лед. Еще крепкий. Надолго ли? Скоро заплещет весенняя волна. Оживет, зашумит берег у причалов. И, как бывало, качнется слегка палуба речного вокзала под ногами пассажиров дальнего плавания… Впрочем, волне это теперь не под силу. Разобран старый дебаркадер-вокзал…
Зимой все выше поднимались, все четче вырисовывались контуры нового Ульяновского речного вокзала. Теперь он стоит рядом, как трехпалубный теплоход, из стали, алюминия и бетона. Строители – уфимтрансстроевцы – пока еще здесь: и ударная бригада монтажников Ивана Зубкова, и бригада маляров Анны Царевой. Но им недолго здесь оставаться – к открытию навигации вокзал будет готов.
Просторный вестибюль со всеми службами вокзала, зал ожидания на 400 мест, комната матери и ребенка, ресторан, подсобные помещения. Об этом рассказывают строители, но хочется, чтобы ульяновцы увидели и потрогали все это своими руками. А вокзал действительно хорош, и что скоро он распахнет свои двери, подтверждают часы на его стенах. Они уже идут и показывают точное московское время…
А.Семенов
***
ДВОРЕЦ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ. Ульяновский речной порт накануне открытия
(«Ульяновская правда», 26 мая 1965 г.)
Издали он кажется хрустальным, словно выточен из целого куска искристого минерала. И подойдешь ближе – не покидает ощущение приподнятости, необычности, праздничности. Радуешься совершенству архитектурных форм здания, красоте и изяществу отделки. Таков он – новый наш Ульяновский речной вокзал.
Давно ждали ульяновцы его открытия. Торопили строителей, огорчались непредвиденным задержкам. И вот, наконец, этот день приблизился вплотную. В самое ближайшее время речной вокзал вступит в строй. Построенный по проекту института «Ленгипроречтранс», он вобрал в себя все новинки строительной практики. Железобетон, алюминий, стекло, всевозможные пластики стали основными материалами при его сооружении. … И проектировщики, и строители позаботились о создании максимума удобств для пассажиров.
Уже вестибюль в нижнем этаже здания – свидетельство этой заботы. Здесь кассы открытого типа, как в лучших аэропортах, справочное бюро, круглосуточный буфет, киоск «Союзпечати», парикмахерская. Можно позвонить в город или связаться с любым другим городом Союза. Если вы прибыли с детьми – к вашим услугам комната матери и ребенка. Вещи можно оставить во вместительном багажном отделении.
Ленинский зал познакомит наших гостей с памятными местами города. … Не будут скучать пассажиры на Ульяновском речном вокзале. К их услугам – просторнейший, более 500 кв. метров, зал ожидания. Сплошные стеклянные стены, высокий 6-метровый потолок, современные, располагающие к отдыху, кресла и диваны. Из любой точки зала открывается великолепный вид на Волгу. По соседству с залом ожидания – ресторан. 86 человек могут одновременно обедать в закрытом помещении и 140 – на открытой площадке. … Этажом выше – комнаты длительного отдыха.
Весь речной вокзал – уникальное сооружение, по крайней мере, для нашего города. Немало пришлось «попотеть» над ним коллективу СУ № 101 «Уфимтрансстроя», различным субподрядчикам. Позади несколько лет кропотливого труда, по достоинству оцененного. Государственная комиссия, принимавшая на днях здание, с большим одобрением отозвалась о качестве работ.
С удовольствием начальник управления Игорь Васильевич Яковлев называет имена строителей. Металлические конструкции монтировала бригада И.Г.Зубкова; стекольные работы выполняла бригада М.В.Лескова; штукатурные – комсомольско-молодежные бригады Л.Артюшкиной и А.Павлычевой…
Представители многих городов страны оставили на нашем вокзале добрый след. Подолгу жили и работали в Ульяновске ленинградцы – главный инженер проекта архитектор Тимофей Петрович Садовский и конструктор Борис Федорович Семин. Проект интерьеров и отделку некоторых помещений выполнил Московский комбинат декоративно-оформительского искусства. Из украинского города Умани был привезен гранит, а укладывали гранитные плиты и ступени у вокзала московские метростроевцы. Мозаичные полы помогали делать киевляне…
Ульяновские заводы и фабрики тоже внесли свой вклад. На автозаводе, других предприятиях готовились алюминиевые витражи и решетки для подвесного потолка. Во внутренней отделке широко использовалось дерево – с этой работой успешно справилась Ульяновская мебельная фабрика. За многие километры видны над зданием металлические двухметровые буквы, составляющие имя нашего города. Они изготовлены коллективом УльГЭС по чертежам и под руководством мастера Г.П.Борисова.
Речной вокзал на днях начнет работу, обслужит первых пассажиров. Хороший подарок речникам к нынешней навигации! Но, как предполагают и речники, и строители, и архитектор Т.П.Садовский, и зимой, с закрытием навигации, он не прекратит своей деятельности, станет любимым местом отдыха ульяновцев. … Заискрятся весельем молодежные балы, вечера отдыха.
А сейчас – сияющий стеклянными гранями, нарядный, праздничный, возвышается он над подходящими к причалам теплоходами. Отличные морские ворота родины Ленина…
В.Баболин
***
ПРАЗДНИК В ПОРТУ
(«Ульяновская правда», 30 мая 1965 г.)
Большое торжество было вчера в Ульяновском речном порту. Перед новым зданием речного вокзала собрались сотни людей – строители; рабочие и инженеры ульяновских предприятий, принимавших участие в сооружении этого дворца, представители партийных, советских и общественных организаций города. С кратким словом выступил председатель горисполкома А.Г.Крюков. Он поздравил строителей с успешным окончанием работ, с отличной оценкой, которой отметила их труд государственная комиссия. Большой группе строителей вручаются Почетные грамоты горкома партии и горисполкома.
Вниманием всех присутствующих завладел ключ. Массивный, выточенный из металла, весом в несколько килограммов. На ободке надпись: «Ключ речного вокзала – морских ворот города Ульяновска». Зам. управляющего трестом «Уфимтрансстрой» Г.Н.Шварев передает его А.Г.Крюкову. И вот символический ключ в руках у начальника речного порта М.П.Драйцун. От имени речников он благодарит строителей за такой замечательный подарок, обещает беречь новое здание.
…Разрезана шелковая ленточка у входа. Сиянием стекла и металла, блеском мозаичных полов, изяществом всего внутреннего убранства встретил речной вокзал своих первых гостей. Дворец на волжском берегу вступил в строй.
В.Баболин
___________________________
Старый речной вокзал и пассажирская плавучая пристань в Ульяновске. 1950-ые годы.
УОКМ
Проект Ульяновского речного вокзала. «Гипроречтранс», начало 1950-х годов.
Журнал «Огонек», 1952, № 17.
«…В недалеком будущем город получит еще один вокзал – водный. Его здание, украшенное вдоль фасада монументальными колоннами, будет обрамлено с боков легкими башнями…»
Путеводитель «Волга, Кама, Ока, Дон», М., «Речной транспорт», 1955
Проект Ульяновского речного вокзала. «Гипроречтранс», 1957 год.
«Ульяновская правда» от 25 октября 1957 года
«Здание речного вокзала решено в простых монументальных и выразительных формах… В центральной части размещается светлый, просторный зал. Большая поверхность с витражом из цветного стекла на главном фасаде придает вокзалу легкость и воздушность. Ночью значительная часть здания будет освещена, и разноцветные огни вокзала будут отражаться в воде…»
Проект Ульяновского речного вокзала. «Гипроречтранс».
1) Е.И.Голенко «Ульяновск строится», Ульяновск, 1961
2) УОКМ
Завершение строительства Ульяновского речного вокзала.
«Ульяновская правда» от 17 апреля 1965 года
Ульяновский речной вокзал.
1) «Градостроительство СССР. 1917-1967», М., Стройиздат, 1967.
2) Фотоальбом «Ульяновск – родина Ленина», Приволжское книжное изд-во, 1971. Фото Т.Б.Бакмана
Зал ожидания Ульяновского речного вокзала.
1) Открытка, 1967. Фото Д.Бальтерманца.
2) 1 августа 1969 года. Фото А.Овчинникова, ТАСС.
Ульяновский речной вокзал.
1) Почтовая карточка «Речфлот», без даты.
2) Буклет «Турист», без даты. Фото Б.Зиньковского.
Ульяновский речной вокзал. Фото И.Казимирчик, 1971 год
fleetphoto.ru
Ульяновский речной вокзал.
1) «Памятники Поволжья», М., «Советская Россия», 1972.
2) Фото Томаса Т. Хаммонда, 1975 год.
Иван
И что с Волгой сделали. БОЛОТО.
житель
Слава СССР! Слава ветеранам труда!
гость
Слава что я живу!
ветеран
Игде жеон теперь,этот речной вокзал?
Коба
На дне! Как и вся Ульяновская область!
Читаю иногда
Почти всё угробили. Жаль.
Бывалый
Про*рали все что было.