В феврале 1983 г. местная пресса сообщила об открытии в новом учебном корпусе Центра ГА СЭВ музея истории Аэрофлота. А 1 июня 1983 года подписан приказ Министра гражданской авиации СССР Б.П.Бугаева о создании музея истории гражданской авиации «в целях сосредоточения в нем образцов авиационной техники…»
Зам. командира отряда Центра ГА СЭВ Г.П.Марков («Ульяновская правда», 21.08.1983): «Мы приступили к созданию головного музея гражданской авиации на базе Центра. Здесь будут представлены все самолеты, которые эксплуатировались и эксплуатируются в Аэрофлоте. …Под него на аэродроме выделено 8 гектаров. А сложность в том, что многие отлетавшие свое самолеты устарели и забыты. Мы будем разыскивать их по всей стране и восстанавливать. Задача трудная, но интересная».
Газета «Воздушный транспорт» еще в конце 70-х организовала поиск старых самолетов в труднодоступных местах. Душой этого дела стал известный поисковик инженер Евгений Коноплев. Когда начал создаваться музей в Ульяновске, экспедиция «Поиск» включилась в работу по формированию его экспозиции. Ряд экспедиций организовал музей. Поступали также машины, отслужившие свой срок. По утвержденному графику они выводились из эксплуатации и своим ходом отправлялись в Ульяновск.
Не пытаясь описать всю историю музея и его экспозицию, остановимся лишь на первых шагах формирования этого уникального собрания.
***
Ми-4, М-15
«Ульяновская правда», 30 августа 1983:
«…На днях музей получил из Саратовского авиаотряда первый экспонат. Ми-4… плавно опустился на зеленую лужайку летного поля…
Командир вертолета И.А.Каштанов: «Мне грустно расставаться с машиной – ведь я стал вертолетчиком в год, когда этот Ми-4 сошел со стапелей завода: 19 лет назад. Машина работала на нефтепромыслах Тюмени, Башкирии… Мы рады, что наш Ми-4 стал экспонатом № 1 Музея гражданской авиации СССР»
С Ми-4 связана целая эпоха советского вертолетостроения. Созданный в ОКБ М.Л.Миля в 1952 г., он сразу завоевал широкую популярность. Машина имела несколько модификаций. На ней было установлено 7 мировых рекордов, а на Всемирной выставке в Брюсселе Ми-4 завоевал золотую медаль…
На другой день после прилета Ми-4 на аэродром Ульяновского Центра ГА СЭВ своим ходом из Майкопа прибыл самолет М-15…»
М-15 разработан и построен в середине 70-х в Польше по заказу СССР. Реактивный сельскохозяйственный биплан (!) имеет необычный внешний вид. Прибывший в Ульяновск М-15 был списан в 1980 г. после аварии при рулежке в аэропорту Майкопа.
***
АНТ-4 (ТБ-1, Г-1)
Члены экспедиции «Поиск» нашли этот самолет в 100 км. от Игарки. В журнале «Советский музей» № 1 за 1985 г. была опубликована статья корреспондента газеты «Воздушный транспорт» Ю.Калинцева о работе поисковиков. О самолете, ставшем экспонатом Ульяновского музея:
«…При обследовании (самолет видели несколько пилотов, а В.Егоров садился на ближайшее озеро на гидросамолете в 1969 г.), оказалось, что это Г-1. АНТ-4, ТБ-1 и Г-1 – почти одно и то же. Из конструкторского бюро [1925] он вышел как АНТ-4. Назначение – тяжелый бомбовоз – определило название серийной машины: ТБ-1. Их было выпущено 216 экз. Позже самолеты передавались в народное хозяйство, в т.ч. в управление Севморпути, …под названием Г-1 (грузовой первый)…
Дорогу к самолету, приткнувшемуся в тундре между двух озер, экипажу Ми-8 показывал В.Егоров. Предстояло подготовить самолет к транспортировке вертолетом в Игарку: максимально облегчить конструкцию. … Под стабилизатором сохранилась старая газета от 12 января 1944 г. … Всех удивил ярко-желтый цвет самолета. Но это выгорела на солнце краска. Истинный оранжево-красный цвет сохранился на затененных местах…
Груз осторожно опустили на заранее подготовленную площадку Игарского аэродрома. Интерес к самолету… был так велик, что руководство аэропорта огородило площадку и выставило табличку: «Самолет не трогать – музейный экспонат». Вскоре из Ульяновска прибыл самолет Ил-76…
После наших публикаций в Москву приехал почетный полярник С.А.Петров. Он сообщил, что командиром Г-1 (АНТ-4) с бортовым номером Н-317, приписанного к Красноярской группе Севморпути, был Григорий Науменко, радистом – Федор Бойко. Самолет совершил вынужденную посадку в тундре из-за обледенения…». Члены экипажа пешком дошли до Туруханска.
***
НА ИЛ-76 ЗА САМОЛЕТОМ В ИГАРКУ
(«Ульяновская правда», 11 сентября 1983)
Ил-76 держит курс на далекую Игарку. Экипажу предстоит перевезти необычный груз…
На краю летного поля стоит израненный в авиакатастрофе самолет серии АНТ-4. … Как благополучно перевезти самолет к месту восстановления? … Принято решение о частичной разборке корпуса… Напряженные минуты погрузки самолета на борт. Большие габариты, масса деталей фюзеляжа, огромный мотор – все это затрудняет операцию. И вот АНТ-4 занял место в гигантском крылатом корабле.
Наш Ил-76 летит по маршруту Воркута – Нарьян-Мар – Архангельск – Ленинград. … Представители Выборгского авиационно-технического училища, которым предстоит работа по реставрации уникальной находки, бережно принимают АНТ-4…
Ю.Белозеров
***
САМОЛЕТ ИЗ ЛЕГЕНДЫ
(«Ульяновская правда», 31 июля 1986)
Почти три года ушло на реставрацию. Пришлось снарядить экспедицию на Диксон, где сняли «запчасти» с такого же самолета, потерпевшего аварию. Через газеты обратились за помощью. В ответ пришла старая фотография АНТ-4, некоторые узлы и детали. Группа «Поиск» по крупицам собирала материалы о самолете…
В 1929 г. самолет такого же типа совершил самый дальний по тем временам перелет из Москвы в Америку, а в 1934 отыскал на льдине челюскинцев. Многие славные страницы вписал он в историю нашей авиации…
В июне в Выборгском училище состоялся торжественный митинг. Была перерезана алая ленточка, опоясывавшая восстановленный самолет. … Здесь же, на митинге, состоялась торжественная передача самолета музею в Ульяновске. … Уникальная находка совершает путешествие по воде до родины Ленина. Скоро оранжевый самолет смогут увидеть посетители музея…
В.Защелкин
***
СЕГОДНЯ И ЗАВТРА МУЗЕЯ АВИАТОРОВ
(«Ульяновская правда», 2 июня 1984 )
…К нам уже прибыли своим ходом самолеты Ил-14, Ил-18, М-15, вертолет Ми-4. Скоро прилетит первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Мы уже сообщали об уникальной операции по спасению самолета АНТ-4, найденного в Заполярье. … Другие учебные заведения гражданской авиации взялись за восстановление самолетов ПО-2 (У-2), АК-1, Ш-2, П-5 (Р-5), ХАИ-1…
В перспективе на базе музея можно будет создать культурно-просветительный комплекс, в который войдут кинолекторий, выставочный павильон, планетарий, парковая зона, кафе, детский кинотеатр в салоне самолета и т.д. Музей сможет принимать не менее 100.000 посетителей в год.
В.Корнеев, директор музея
***
ТУ-144
«Ульяновская правда» от 10 июня 1984; Л.Берч:
Факелами промчались разноцветные тормозные парашюты, и самолет замер. В музей гражданской авиации прибыл Ту-144. … Девять лет назад шагнул он в гражданскую авиацию. В течение двух лет исправно возил пассажиров, пролетая на сверхзвуковых скоростях от Москвы до Алма-Аты за каких-нибудь два часа. … Теперь самолет прибыл на вечную стоянку в Ульяновск.
Через час экипажу предстоял обратный рейс в Москву в качестве обычных пассажиров. Они оставили в музее не машину – частицу своей биографии. Сколько воздушных дорог за плечами заслуженных летчиков-испытателей СССР В.Матвеева и С.Агапова, заслуженного штурмана СССР В.Трошина…
***
ЭКСПЕДИЦИЯ ЗА ЭКСПЕДИЦИЕЙ
(«Ульяновская правда», 16 ноября 1984)
Экспедиции Музея истории гражданской авиации на борту Ил-76 Центра ГА СЭВ предстоит очередная уникальная операция по перевозке найденного за Полярным кругом самолета АНТ-7 (Р-6). … Мы летим в Архангельск, куда уже переброшены части самолета…
Комсомольцы УАПК ведут восстановление самолета АНТ-40, доставленного из-под Магадана [весной 1984 г., экспедицией Музея под руководством В.М.Корнеева ]. А курсанты Егорьевского авиатехучилища восстановили легендарный По-2. За ним наша экспедиция залетела в аэропорт Домодедово…
Между тем, лица, ответственные за сохранность памятников, порой поступают как дилетанты. Достаточно вспомнить судьбу Ту-104, стоявшего в Молодежном парке Засвияжья. Безответственность руководителей привела к полному его уничтожению. Теперь мы ищем, откуда перевозить Ту-104, без которого немыслим авиационный музей…
Своим ходом прибыли в музей вертолет Ми-4, самолеты М-15, Ил-18 и Ил-14, сверхзвуковой Ту-144, межконтинентальный Ил-62 и ближние магистральные Ту-134 и Ан-24, самолет местных авиалиний Ан-2. Через два дня после нашего возвращения из экспедиции прилетели Ту-124 и вертолет-гигант Ми-6. Автотранспортом доставлены Як-12 и Ми-1…
В.Корнеев, директор музея
***
Р-5, Р-6 (АНТ-7)
«Ульяновская правда» от 1 декабря 1985 г., В.Щербаков; 25 февраля 1986 г., Н.Милов:
…Останки легендарного Р-5 найдены на склоне пика Ленина на Памире. Экспедицией Рижского института инженеров ГА самолет спущен вниз и отправлен в столицу Латвии, где началось его восстановление…
Машина создана в 1926 г. Н.Поликарповым. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. Р-5, как разведчик-биплан, считался лучшим в мире. В 1934 г. летчики отряда Н.Каманина на самолетах Р-5 переправили челюскинцев с льдины на материк. В славной истории самолета – бои в небе Испании, на озере Хасан и Халхин-Голе. В Великую Отечественную войну маршруты Р-5 пролегали за линию фронта, в партизанские районы…
В 1937 г. советские альпинисты решили ознаменовать 20-летие Октября восхождением на три высочайших вершины Памира. В помощь им было придано звено самолетов, которым командовал М.Липкин. … Однажды стихия сбросила самолет Липкина на склон горы. Летчик уцелел, а машина так и осталась на склоне.
И вот почти через 50 лет самолет был спущен с высоты 5000 метров, чтобы обрести вторую жизнь и стать на вечную стоянку в Ульяновском музее.
В.Щербаков
***
…Богата биография и у Р-6. Этот самолет, модификации которого именовались АНТ-7, МП-6, ПС-7, сконструирован молодым еще А.Туполевым. 5 мая 1937 г. летчик П.Головин на Р-6 первым в СССР достиг Северного полюса…
В Архангельской области, на берегу Белого моря, геологи нашли потерпевший аварию Р-6. Его сохранившиеся узлы ульяновские авиаторы перевезли в Киев, но их оказалось недостаточно для воссоздания машины. В это время пришли сообщения от камчатских геологов и якутского оленевода Шамраева, которые в глухих окрестностях Петропавловска-Камчатского и поселка Тикси нашли остатки двух разбившихся самолетов Р-6. Вылетевшая на места поисковая группа во главе с Е.Коноплевым обосновала необходимость снаряжения на Камчатку и в Якутию очередной транспортной экспедиции…
Поврежденные комплекты самолетов рабочая группа экспедиции во главе с директором Ульяновского музея А.Гуркиным бережно погрузила в ИЛ-76… и доставила в Киев. После восстановительных работ в Киевском институте инженеров ГА этому летательному аппарату предстоит стать на вечную стоянку в Ульяновске…
Н.Милов
***
ТУ-104
«Ульяновская правда» от 15 ноября 1986 г., Л.Берч:
Серебристый лайнер плавно коснулся полосы. … Ту-104 – первенец отечественной реактивной пассажирской авиации – провел в воздухе сотни часов, перевез тысячи пассажиров. Пять лет назад машина ушла на «заслуженный отдых». Теперь ей суждено обрести вторую жизнь. Ведь именно Ту-104 пока не было среди экспонатов музея гражданской авиации, создающегося в Ульяновске…
Инженерно-технической бригаде пришлось немало потрудиться, чтобы обеспечить рейс Кольский полуостров – Москва – Ульяновск. И машина не подвела…
Как много вместили страницы послужного списка корабля! Вышел на регулярные линии 4 ноября 1956 года, последний рейс выполнил в августе 1981-го. За его штурвалом работали заслуженные пилоты СССР Н.Шапкин, К.Сапелкин, Е.Барабаш… В 1962 г. пассажиром этого самолета был Ю.Гагарин…
Ту-104 стал 18-м по счету экспонатом музея.
***
«Советский музей», 1990, № 6
Самолеты и вертолеты утопают в цветущей сурепке. На многих – следы варварских повреждений, причиненных великовозрастными вандалами. А ведь здесь, на заросшем поле – 32 летательных аппарата, почти все этапы отечественного авиастроения. Казалось бы, какой неисчерпаемый источник познания, воспитания!..
Техника экспонируется на открытой, плохо охраняемой площадке. Музей не имеет официального статуса, не является юридическим лицом. Нет и не предвидится средств на строительство основного здания. Не решен вопрос о штатах музея… Коллектив во главе с П.Д.Никитенковым работает «на энтузиазме»…
Создавшее музей Министерство гражданской авиации, по сути, устранилось от забот о нем…
***
«Гражданская авиация», 1993, № 6:
…Общее количество единиц хранения в музее – 7016, из них подлинных экспонатов около 4000. Памятником науки и техники признан самолет АНТ-4. Еще 9 самолетов представлены на экспертизу. Возможно, они получат «охранную грамоту», и это даст возможность спасти их от истребления…
Музей истории отрасли является подразделением Ульяновского училища – правопреемника Центра ГА СЭВ. … Предполагалось, что содержание музея, реставрация экспонатов будут осуществляться за счет Центра. А училище ныне само едва сводит концы с концами…
В 1991 г. на содержание музея не было выделено ни одного рубля. В 1992-м музею «досталось» 260.000 руб., которых едва хватило на содержание трех сотрудников. Три пенсионера тянут на себе все заботы по поддержанию музея на плаву. Зимой чистят от снега дорожки вдоль стоянок самолетов, летом косят траву в пояс человека. Пытаются уберечь самолеты от разграбления, ибо лезут по ночам через забор «добры молодцы» с ломиками…
Музей умирает. Техника разрушается под открытым небом. … О музее вспоминают редко, и если бы не настойчивость его директора П.Никитенкова, и вовсе, наверное, забыли бы…
В.Владимиров
***
«Ульяновская авиационная энциклопедия», 2017: «Головной отраслевой музей истории гражданской авиации… в 1989 г. получил почетное звание «Народный музей». … В н. в. музей насчитывает более 4000 единиц хранения. Около 50 единиц авиационной техники выставлено на 18 га в районе аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)». … Становление и развитие музея проходило под руководством директоров В.М.Корнеева, А.П.Гуркина, П.Д.Никитенкова, Ю.М.Валкина. … Музей истории ГА является уникальным музейным объектом, крупнейшим в стране авиационным музеем, потенциальным центром для туризма, базой изучения истории ГА и патриотического воспитания молодежи…»
***
«Симбирский курьер», 23 августа 2014 г.: «Национальный музей планируют создать на базе Музея гражданской авиации… По задумке, это будет своеобразный парк семейного отдыха и ранней профориентационной работы. … Обновление экспозиции поможет в обучении студентам УВАУ ГА [ныне УИГА] и направит в Ульяновск поток туристов…».
___________________
Музей истории гражданской авиации. Фото 2009 года.
В.А.Гуркин «Лики земли Симбирской. Воздушные экскурсии по памятникам прошлого», Ульяновск, 2015

Вертолет Ми-4 и самолет М-15 – первые экспонаты Музея истории гражданской авиации в Ульяновске, прибывшие своим ходом в августе 1983 года.
Фото А.Шестерикова, 2010. airmuseum.ru

1) Транспортировка самолета АНТ-4 (Г-1), найденного в тундре, на аэродром Игарки. 1983 год.
Журнал «Советский музей», 1985, № 1
2) А.П.Гуркин, бывший директор Музея, и историк авиации Е.А.Коноплев – участники экспедиции за АНТ-4, в Ульяновском музее истории гражданской авиации. 2013 год.
В.А.Гуркин «Лики земли Симбирской. Воздушные экскурсии по памятникам прошлого», Ульяновск, 2015

Самолет АНТ-4 (Г-1), найденный в районе Игарки, в Ульяновском музее истории гражданской авиации.
Фото А.Шестерикова, 2010. airmuseum.ru

1) Прибытие Ту-144 в Ульяновск 1 июня 1984 года.
Источник: doroshenko-us.livejournal.com
2) Самолет Ту-144 в Ульяновском музее истории гражданской авиации. В экспозицию музея самолет установлен в 1990 году.
Фото А.Шестерикова, 2010. airmuseum.ru

Встреча самолета Ту-144 в Ульяновске. 1 июня 1984 года.
Источник: doroshenko-us.livejournal.com

Вертолет Ми-1 доставлен в Ульяновский музей истории гражданской авиации в 1984 году.
1) «Ульяновский комсомолец» от 15 августа 1987 года.
2) Фото А.Шестерикова, 2010. airmuseum.ru

Самолеты Ил-14 и Ил-62 прибыли в Ульяновский музей гражданской авиации своим ходом в 1984 году.
Фото А.Шестерикова, 2010. airmuseum.ru

Самолет Ту-104 прилетел в Ульяновск 11 ноября 1986 года из Оленегорска, с авиабазы Северного морского флота.
Фото А.Шестерикова, 2010. airmuseum.ru

Стоянка самолетов Ульяновского музея истории гражданской авиации.