В федеральное законодательство планируют внести правки относительно уплаты пошлин за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкоголя. В качестве примера рассматривается Ульяновская область. Так, согласно опубликованной информации, в регионе существует 248 организаций, у которых от 1 до 3 точек продажи, и только по одной компании, у который более 150 магазинов. При этом размер пошлины для всех одинаков – 65 000 рублей в год. Однако исследование показало, что если плата для некоторых юрлиц будет изменена, то областной бюджет ничего не потеряет, с расчетом, что она будет взиматься не фиксировано, а в зависимости от количества торговых точек.

Публикуем пояснительную записку к проекту федерального закона «О внесении изменений в главу 253 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части установления дифференцированного размера государственной пошлины за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции)»:

В настоящее время размер государственной пошлины за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (далее также – лицензия) составляет 65 000 рублей за каждый год действия лицензии, переоформление 3000 рублей.

При этом размер государственной пошлины за предоставление (продление) вышеуказанной лицензии не зависит ни от количества обособленных объектов (помещений), имеющихся у организации, ни от количества юридических лиц.
Таким образом, создается ситуация, когда крупная торговая сеть (к примеру, из 10 магазинов) и один сельский магазин платят государственную пошлину в одном и том же размере, что приводит к неравным условиям ведения предпринимательской деятельностью.

На примере Ульяновской области была проведена градация юридических лиц и количество торговых объектов, 308 – юридических лиц, которые получают лицензию на продажу алкогольной продукции:

Установление размера государственной пошлины за предоставление или продление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на один торговый объект (пункт общественного питания) в размере 20000 рублей, не приведет к выпадающим доходам областного бюджета Ульяновской области, а наоборот к значительному увеличению дохода областного бюджета Ульяновской области.

По подсчетам только 20 (или 6,5%) не относятся к микро и малому бизнесу и на их долю приходится порядка 630 точек и каждое крупное юридическое лиц будет получать лицензию ежегодно.

Таким образом, 630 * 20000 = 12600000 и плюс от мелких получим 2006-630=1376 точек * на 10000 (это 20000 при коэффициенте 0,5) получаем 13760000 руб.

12600000+13760000 = 26360000 рублей.

Следует отметить, что фактически за 2018 год лицензиатами государственной пошлины было уплачено 19762000 рублей (официально поступило в областной бюджет Ульяновской области).

Из вышеуказанного следует, что снижение стоимости лицензии на алкогольную продукцию до 20 000 рублей и применение пониженного коэффициента 0,5 приведет к увеличению областного бюджета Ульяновской области на 6 598 000 рублей.
Таким образом, для выхода из сложившейся ситуации представляется целесообразным снижение размера государственной пошлины.

Предлагаемые законопроектом изменения позволят:
– создать равные конкурентные условия деятельности на потребительском рынке;
– реализовать инвестиционный потенциал малого и среднего бизнеса;
– обеспечить положительный бюджетный эффект с привлечением дополнительных доходов федерального и областного бюджета за – счет выхода из теневого сегмента нелегальных продавцов алкогольной продукции.

Кроме того, данные изменения окажут положительный мультипликативный эффект на состояние алкогольного рынка.
Упрощение и снижение издержек на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции повлияет на увеличение акцизных и прочих сборов и окажет позитивное влияние на легальный рынок.