15 июня 2014 г. исполняется 100 лет со дня рождения видного советского государственного деятеля, Председателя КГБ СССР, генерала армии, Генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Владимировича Андропова. В истории нашей страны он навсегда останется как человек, внесший огромный вклад в обеспечение безопасности государства и общества, в укрепление экономической и оборонной мощи государства.

За всю историю существования Советского государства много было руководителей органов государственной безопасности, но только двое из них удостоены народной памяти – Ф.Э. Дзержинский и Ю.В. Андропов.

Родился Юрий Андропов 15 июня 1914 года на станции Нагутская Ставропольской губернии в семье железнодорожника. Детство у будущего генерального секретаря выдалось тяжёлым. Родители его рано умерли: отец – когда ему было всего пять лет, мать – в 1927 году. В шестнадцать лет Юрий Андропов начинает свой трудовой путь: сначала работает грузчиком, потом телеграфистом, матросом.

В 1932 году он поступает на учебу в Рыбинский техникум водного транспорта. Там он становится секретарем комсомольской организации, комсоргом ЦК ВЛКСМ судоверфи имени Володарского в Рыбинске. Комсомольская карьера продолжилась на должности первого секретаря Ярославского обкома ВЛКСМ.

С 1939 года начинается партийный взлет Андропова. Он первый секретарь ЦК ВЛКСМ Карелии, в годы войны участвует в партизанском движении. В 1947 году избирается вторым секретарем ЦК Компартии Карело-Финской ССР. В 1951 году переводится в аппарат ЦК КПСС.

1953 год ознаменовал начало дипломатической карьеры Юрия Андропова. Уже через год он – Чрезвычайный и полномочный посол в Венгерской Народной Республике.

Вернувшись на родину в 1957 году, Андропов работает завотделом ЦК КПСС, становится секретарем ЦК КПСС.

В мае 1967 года он был назначен председателем Комитета государственной безопасности при Совете министров СССР. И практически сразу избран кандидатом в члены политбюро ЦК КПСС.

В мае 1982 года он становится секретарем ЦК КПСС, в ноябре – генеральным секретарем ЦК КПСС, а позже и председателем Президиума Верховного Совета СССР.

Юрия Андропова иногда называют человеком без биографии. О его жизни известно меньше, чем о жизни любого другого главы КПСС. На самом же деле, известно о нем достаточно много, хотя некоторые детали своей биографии он не афишировал. Если была в нем загадочность, то она обусловливалась исключительно характером деятельности того государственного механизма, который он на протяжении 15 лет возглавлял.

Юрий Владимирович восхищался чекистами. Он был не щедр на похвалы, но в узком кругу отмечал, что с такими людьми, как в КГБ, ему мало приходилось встречаться в других кругах. С приходом Ю.В. Андропова высокие качества кадров стали возрастать, он обогащал эти качества своими незаурядными мыслями, идеями. Его первые выступления, приказы, указания, принятые под его руководством решения Коллегии, многие проводившиеся в жизнь меры убедили людей в том, что наконец-то пришел в органы КГБ настоящий руководитель, истинный государственник – защитник Отечества.

Период, когда во главе органов госбезопасности находился Юрий Владимирович Андропов, стал наиболее успешным и плодотворным в плане предупреждения и пресечения подрывной деятельности иностранных разведок. Ему удалось заметно поднять авторитет своего ведомства в обществе. В те годы Комитет госбезопасности провел ряд успешных контрразведывательных операций в отношении разведок США, Франции, Великобритании, Западной Германии и других стран.

По инициативе Андропова были проведены идейно-политические акции по повышению престижа органов безопасности. Появился целый ряд книг, кинофильмов, публикаций в журналах о подвигах разведчиков и контрразведчиков, основанных на ранее закрытых документальных материалах. Например, знаменитый фильм «Семнадцать мгновений весны» по роману Юлиана Семенова. За съемками «Семнадцати мгновений…» Андропов следил лично.

Теперь об этом мало кто помнит, но первые ростки гласности в СССР появились именно при Андропове. С конца 1982 года на радио и по телевидению стали передавать короткие сообщения с перечнем вопросов, которые рассматривались на очередном заседании Политбюро. При самом непосредственном участии Андропова было принято решение политбюро о разрешении интеллигентской «Литературной газете» иметь отличную от официальной позиции точку зрения. Раньше ничего подобного не было.

Об общем культурном уровне и вкусах Андропова есть разноречивые свидетельства. По утверждению Горбачёва, Юрий Владимирович любил как старинные казачьи песни, так и творчество бардов 60-х годов: Юрия Визбора и Владимира Высоцкого, и сам неплохо пел. У Андропова была исключительная по своей полноте коллекция грампластинок американского джазмена Глена Миллера, он наизусть помнил многие пьесы.

Скромность Андропова поражала даже его коллег. Когда он умер, родственникам не осталось практически ничего кроме личных вещей. У него была скромная по нынешним меркам квартира площадью менее ста квадратных метров в доме по Кутузовскому проспекту, в одной из комнат которой к тому же постоянно находилась охрана. Почти полжизни Андропов провел в деревянной двухэтажной даче на Москве-реке. Все подарки скрупулезно сдавал государству. Не раз отказывался от предложения Брежнева о присвоении ему высших воинских званий. Когда же тот настоял, все деньги, которые выплачивались ему как генералу армии, перечислял в детский дом, сохраняя это в тайне от коллег по Политбюро.

Факт малоизвестный, но Юрий Андропов очень серьезно относился к своему стихотворчеству. Особенно в молодые годы. В Петрозаводске он даже издал свой поэтический сборник. Правда, под псевдонимом Юрий Владимиров. Хорошо знавшие Андропова называли его «романтиком с Лубянки».

Когда Юрий Андропов умер, на его рабочем столе среди бумаг нашли листок со стихами:

«Мы бренны в этом мире

под луной.

Жизнь только миг.

Небытие навеки.

Кружится во Вселенной

шар земной,

Живут и исчезают человеки…»

Образ Андропова воспринимался и ныне воспринимается не только среди ветеранов, но и среди действующих сотрудников ФСБ, как образец подлинного представителя стратегической элиты страны, стремившегося к постижению и претворению в жизнь общенациональных интересов. Андропов призывал свято хранить и преумножать проверенные жизнью чекистские традиции, такие как беззаветная преданность Родине, верность долгу, высокий профессионализм, честность, добросовестность в работе.