Внешний облик Ульяновска, по понятным причинам, занимал умы советских архитекторов: город – родина вождя, название которого говорит само за себя, должен был в первую очередь соответствовать задумке “новой советской постройки”. Исторический Симбирск превратился в Ульяновск в 1924 году, однако “по­-серьезному” за город взялись к юбилею советской власти (1967 г.) и столетнему юбилею В.И.Ленина (1970 г.). Следующие двадцать лет навсегда изменили лицо древнего волжского городка.

ул.Минаева, 70-е годы (фото tatlin.ru)

Если на секунду абстрагироваться от истории и взглянуть на дело с точки зрения эстетики, модернистская архитектура вполне современна. Однако не вполне качественная постройка вкупе с несоответствием функциональности современным человеческим запросам привели к тому, что сегодня они почти не реставрируются, ветшают, и, в отличие от исторической симбирской постройки, не “стареют с достоинством”. Прибавим к этому эмоциональную составляющую, когда негативно настроенное к советской власти общество переносит свое раздражение на “чисто советское здание” – и становится понятно, что люди надеялись на новую архитектурную веху. Которую, как казалось, принесет перестройка.

Долгострои перестройки

Перестроечное время надежд не оправдало. Отсутствие единых регламентов на строительство зданий привело к, мягко выражаясь, ситуации “кто в лес, кто по дрова” и позволило каждому застройщику воплотить в жизнь свое личное архитектурной видение. Помимо этого, по сей день среди новых высоток можно увидеть мрачные проплешины недостроев, появившихся именно в перестроечное время: трехэтажное внушительное здание на 50 лет ВЛКСМ, ныне облюбованное лицами без определенного места жительства, легкоатлетический манеж на улице Аблукова, в 90-е повидавший бандитские разборки со смертельным исходом, недостроенный детский садик на проспекте Сурова, 20а и там же 10-этажный недострой, неизменно появляющийся в сводках по печальным поводам. Подобные “шрамы” стали еще одной особенностью экстерьера города, и, к сожалению, ни один из них так и не затянулся.

Недострой на 50 лет ВЛКСМ (фото sim-k.ru)

Современная же ульяновская архитектура привлекла внимание даже популярного британского комика Стивена Фрая, который в одном из выпусков своего шоу продемонстрировал фото центральной части города и назвал ее “убийственной”. Сложно негодовать по этому поводу – многоцветие фасадов, сочетание несочетаемых фактур и материалов действительно не рождают других эпитетов.

Фрагмент шоу Стивена Фрая «Quite Interesting»

Несмотря на это, хотелось бы верить, что надежды на создание в городе чего-то прекрасного все же оправдаются. Архитектор Антонио Гауди как-то сказал, что свое видение прекрасного он, как человек активных действий, не может описать, но воплощает, ведь только так истинный художник способен запечатлеть свой труд. Быть может, и в Ульяновске найдутся те, кто “пойдет против системы” и создаст нечто уникальное, радующее глаз и сердце?