Прозвенел последний звонок, выпускники школ получили аттестаты, теперь перед ними открыты дороги в образовательные организации высшего и среднего профессионального образования. Какие специальности и в каких образовательных организациях стремятся получить сегодняшние выпускники региона? Какие факторы оказывают большее влияние на выбор их образовательных и карьерных траекторий?

В рамках работы по теме «Исследование факторов соответствия образования и образовательных услуг потребностям развития Ульяновской области» ЦСИ совместно с Ульяновским государственным университетом,  Ульяновским государственным педагогическим университетом им. И.Н.Ульянова и управлениями (отделами) образования муниципальных образований Ульяновской области был проведён опрос обучающихся 9, 11 классов общеобразовательных организаций Ульяновской области для изучения мотивации абитуриентов при выборе специальности и образовательной организации.

Опрос проводился с 18 февраля по 1 апреля  во всех муниципальных образованиях области.В опросе приняло участие 1277 9-классников (48,1% юношей, 51,9% девушек) из 107 общеобразовательных организаций и  1237 11-классников (43,5% юношей, 56,5% девушек) из 109 общеобразовательных организаций Ульяновской области.

 

  1. Результаты опроса 9-классников

96% 9-классников стремятся продолжить обучение, большинство из которых (58%) стремятся получить высшее образование, 38% – среднее профессиональное.

Рис. 1. Образовательные траектории 9-классников

 

Среди 9-классников, планирующих продолжить обучение в ссузе, большая доля– 21,6% – боится не сдать ЕГЭ! Именно по этой причине не переходит в 10 класс. Это двойной сигнал: во-первых, уровень подготовки в школе не позволяет детям быть уверенными в своих силах, во-вторых, это психологический стресс и давление со стороны учителей, родителей. При этом 4,3% опрошенных нацелены на получение высшего образования после окончания колледжа. Это уже становится тенденцией. Ребята овладевают профессией, по результатам вузовских испытаний поступают в университет, получают высшее образование.

Рис. 2. Обоснования продолжения обучения в колледже, техникуме

 

Определились с выбором профессии 50,6% 9-классников (646 человек), выбирают из нескольких вариантов 32,6% (416 человек). Это хороший результат!

Не определились с выбором специальности/профессии 16,8%, из них 1/3 плохо ориентируется в мире профессий, 1/3 – не знает своих возможностей, 1/3 не знает, как выбрать профессию.

Довольно большой процент школьников имеет сложности с профессиональным самоопределением. Именно работе по сопровождению этих ребят должно быть уделено особое внимание со стороны педагогов, психологов, специалистов службы занятости.

Свою будущую профессию большинство респондентов связывают с социальной сферой: образованием (16,7%), социальным обслуживанием (11%), культурой и искусством (8,3%), здравоохранением  (6,5%). Весьма востребована IT-сфера (14,1%). 15,9% школьников видят себя: юристами, управленцами и офисными работниками, финансистами и экономистами.

С реальным сектором экономики связывают своё будущее немногие: в строительстве хотят трудиться 1,3% респондентов, в энергетике – 0,4%, обрабатывающих производствах – 0,4%, добыче, переработке полезных ископаемых – 0,3%, в сельском хозяйстве – 0,3%, ЖКХ – 0,2%.

Таблица 1

С какой областью Вы связываете свою будущую профессию

При сохранении данных тенденций дефицит кадров в реальном секторе экономики Ульяновской области будет расти.

Среди 9-классников, планирующих продолжить обучение в ссузе, 50% определились с выбором техникума, колледжа для дальнейшего обучения. ТОП-5 ссузов Ульяновской области: Ульяновский медицинский колледж (14,5%), Ульяновский педагогический колледж, Колледж экономики и информатики УлГТУ, Техникум ДИТИ НИЯУ МИФИ, Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенций.

Востребованность медицинских специальностей, большой спрос со стороны абитуриентов доказывают необходимость расширения или открытия дополнительного учреждения СПО медицинского профиля в Ульяновской области.

1/2 ульяновских ссузов вообще не рассматривается респондентами для дальнейшего поступления.

Большинство ульяновских школьников (73,2%) планируют продолжить обучение в ссузах Ульяновской области, 16,1% – в другом регионе РФ, 2,7% – за пределами страны. География поступления выпускников 9 классов: Татарстан, Пензенская, Самарская, Саратовская область.

Рис. 7.   Предпочтения 9-классников относительно дальнейшего обучения в образовательных организация СПО

 

16,1% респондентов полагают, что в образовательных организациях других регионов качество образования выше, что, скорее всего связано с мнением взрослых, знакомых, получивших образование в других регионах, а также с престижем, хорошими рейтингами и распространённостью информации об образовательной организации.

Самый насущный вопрос с точки зрения потребителей образовательных услуг – уровень финансирования учреждений, состояние зданий, обновление материально-технической базы и обновление оборудования, от которого, во-многом, зависит и качество обучения. Это волнует 18% респондентов. Пока учреждения СПО будут финансироваться по остаточному принципу, престиж рабочих профессий не повысится, обучение в ссузах не будет престижным и привлекательным.

 

  1. Результаты опроса 11-классников

После окончания 11 класса планируют:

– продолжить обучение в вузе 1108 человек (89,9%);

– продолжить обучение в техникуме, колледже – 48 человек (3,9%);

– работать, овладевать профессией на рабочем месте – 18 человек (1,5%);

– служить в армии – 28 человек (2,3%);

– другое (как получится, совмещать работу с учёбой, фриланс, сначала надо сдать ЕГЭ)  – 10 человек (0,8%);

– затрудняются ответить 25 человек (1,7%).

Подавляющее большинство 11-классников (89,9%) планирует продолжить обучение в вузе.

Рис. 8. Образовательные траектории 11-классников

63,8% 11-классников знают, какие профессии востребованы на рынке труда, 26,3% затрудняются ответить, 9,9% – не знают.

58,5% определились с выбором профессии, 27,3% респондентов выбирают из нескольких вариантов, 14% респондентов не определились с выбором будущей профессии.

Довольно большая доля (36,2%) 11-классников имеют слабые представления о рынке труда, причём она незначительно меньше 9-классников (38%);  т.е. за 2 года обучающиеся не получают дополнительных знаний о рынке труда, что в значительной мере тормозит процесс их профессионального самоопределения. Всё это время школьники готовятся к сдаче ЕГЭ. Вопрос построения образовательных и карьерных траекторий отходит на второй план. Они не знают, как выбирать профессию, на что необходимо обращать внимание при построении образовательной и профессиональной траектории, не могут оценить своих способностей и расставить приоритеты.

Таким образом, можно заключить, что процесс профессионального самоопределения происходит до 9 класса. Профориентационная работа должна проводиться в основном с обучающимися 7-9 классов. Помимо ознакомления школьников с миром профессий, необходимо обучать детей оценивать свои способности, анализировать, сопоставлять свои возможности и желания, расставлять приоритеты, делать выбор. Для оценки психотипа, склонностей и способностей, приверженности к тому или иному виду деятельности, необходимо увеличить охват профориентационными тестированиями обучающихся 7-9 классов до 100%.

Также как и среди 9-классников, в приоритете 11-классников социальная сфера: на образование, здравоохранение, культуру и искусство, физическую культуру и спорт, социальное обслуживание, СМИ приходится 46,5%. Среди приоритетных специальностей юриспруденция, административно-управленческая деятельность, финансы и экономика.

Реальный сектор экономики значительно уступает: на транспорт, энергетику, строительство, сельское хозяйство, добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства приходится в совокупности 6,3%. В сфере ЖКХ хотел бы работать 1 респондент (0,1%).

Таблица 2

С какой областью Вы связываете свою будущую профессию

Приоритеты относительно специальностей у сегодняшних выпускников весьма схожи с профессиями/специальностями их родителей. Наиболее распространённые специальности родителей 11-классников: учителя (6,9%), экономисты (4,9%), юристы (4,5%), инженеры (3,9%), врачи (2,9%), бухгалтеры (1,9%). Именно поэтому очень сложно сместить приоритеты абитуриентов на более востребованные профессии на современном рынке труда и приоритетные отрасли экономики: сельское хозяйство, обрабатывающие производства, строительство, ЖКХ, энергетика. Так как мнение родителей, учителей, наставников, играет важную роль при профессиональном самоопределении, дети часто решают идти по стопам родителей. Информационная работа должна проводиться и с родителями абитуриентов.

56% 11-классников определился с выбором образовательной организации для дальнейшего обучения, 19% – нет, 25% затрудняются ответить.

60,2% определившихся отдают предпочтение ульяновским вузам, лидером из которых является УлГУ, самое низкое число абитуриентов у УлГАУ. Весьма привлекательны для наших абитуриентов вузы Республики Татарстан (наибольшей популярностью пользуется КФУ), г. Москвы, Самарской области, г. Санкт-Петербурга.

Таблица 3

ТОП-30 вузов, в которые планируют поступать 11-классники после окончания обучения в школе

В Ульяновской области планируют продолжить обучение 42,9% выпускников школ, в другом субъекте РФ – 41%, за пределами РФ – 1,8%, затрудняются ответить – 14,3%.

Практические равные доли 11-классников, которые будут учиться в Ульяновской области и за её пределами. ЕГЭ предоставляет школьникам такую возможность.

Нельзя не отметить осведомлённость школьников относительно образовательных организаций за пределами Ульяновской области. Но это и «камень в огород» нашей системе высшего образования. О недостатке информации о деятельности ульяновских вузов, условиях поступления, направлениях подготовки заявили 2,9% процентов респондентов. Они рекомендуют чаще проводить дни открытых дверей, обновлять и делать более доступным интернет-контент, давать больше рекламы и освещать последние новости и достижения вузов.

Чем объясняется выбор вузов других регионов? Самый распространённый ответ – «качество образования в вузах других регионов выше» (32,9%). Большая доля выпускников уезжают по причине отсутствия в образовательных организациях Ульяновской области подготовки по выбранной ими специальности (23,4%). Большое значение имеет рейтинг (престиж) иногородних вузов (10,7%).

Главная причина – абитуриенты хотят получить качественное образование по выбранной ими специальности. Перечень специальностей и направлений подготовки, предлагаемый ульяновскими вузами, не является исчерпывающим. Также предпочтение отдаётся вузам, имеющим высокие рейтинги. Немаловажное значение имеет стоимость обучения и вероятность поступить на бюджетные места.

Выпускники, планирующие продолжить обучение в Ульяновской области, объясняют свой выбор следующими причинами. Для большинства из них (41,2%) это близость к дому, родным и близким, привычное окружение. 36,5% заявили, что в наших вузах осуществляется подготовка по выбранной специальности. 4,5% связывают свой выбор с отсутствием проблем с проживанием, 4% видят для себя возможности дальнейшего трудоустройства на территории региона, 3,7% полагают, что в наши вузы проще поступить и здесь ниже проходной балл, 3,1% связывают своё будущее только с Ульяновской областью.

Таким образом, для большинства абитуриентов, самым значимым фактором является территориальная близость, привычный круг общения, отсутствие жилищных проблем и нежелание менять условия жизни. Это «играет на руку» нашим вузам. Тот момент, что только 1,6% респондентов считают образование в Ульяновской области качественным, заставляет задуматься над повышением уровня подготовки, уровнем преподавательского состава, перечнем специальностей и направлений подготовки, по которым осуществляется обучение в ульяновских вузах.

Наиболее остро перед абитуриентами стоит вопрос поступления на бюджетные места. При уровне доходов населения Ульяновской области немногие могут позволить обучать ребёнка на платной основе по выбранной ими специальности при существующей стоимости обучения. Многие не готовы платить за тот уровень образования, который могу обеспечить наши вузы. Поэтому 5,8% респондентов хотели бы, чтобы стоимость обучения была ниже.

Сигнал со стороны респондентов дан в отношении уровня преподавательского состава вузов. 13% рекомендуют привлекать квалифицированных преподавателей из других регионов, при этом повысить уровень оплаты труда.

22% респондентов хотели бы, чтобы процесс обучения был более интересным, с использованием современных технологий, чтобы перечень специальностей и направлений подготовки был расширен, качество образования, уровень достижений обучающихся, и, соответственно, рейтинги вузов,  стали более высокими.

«Результаты данного исследования весьма полезны для нас. Насколько мне известно, это самое масштабное исследование за последние годы, затрагивающее довольно большой круг вопросов, касающихся намерений и настроений выпускников школ относительно дальнейшего обучения и построения собственной карьеры. Отрадно видеть, что УлГУ, как опорный вуз региона, пользуется наибольшим спросом среди абитуриентов. Однако, мы не успокаиваем себя этим. Нам полезно знать «болевые точки» системы высшего образования, оценку имиджа вуза в глазах потенциальных студентов и их родителей, важно понимать, как меняются профессиональные предпочтения абитуриентов, их запрос на открытие новых специальностей, усовершенствование материально-технической базы и условий обучения, для своевременной перестройки и приведения образовательных программ в соответствие с запросами потребителей образовательных услуг. Мы понимаем, с какими школами в каких районах области нам стоит усилить информационную работу, какие новые формы информирования использовать. Мы и дальше будем сотрудничает с ЦСИ в рамках работы над данным исследованием» – сообщила И.Б.Коннова, старший преподаватель кафедры экономического анализа и государственного управления УлГУ.

В настоящее время проводится опрос непосредственных потребителей образовательных услуг, которые могут оценить все достоинства и недостатки системы профессионального и высшего образования – студентов вузов и ссузов Ульяновской области – на предмет их удовлетворённости качеством образования. Результаты опроса будут более объективно оценить качество  условия обучения в учреждениях образования, и будут опубликованы в августе 2019 года.