Уважаемые дамы и господа!

Уважаемые коллеги!

В соответствии с проводимой в регионе экологической политикой я обращаюсь с Экологическим посланием к присутствующим в зале, – а в вашем лице ко всем нашим муниципальным, региональным, а также российским экологическим партнёрам, природоохранным структурам, экспертному экологическому сообществу, органам власти различного уровня и жителям области.

Я рад приветствовать всех, кто понимает, что сегодня к проблемам окружающей среды обращено внимание всей современной цивилизации. Экологические проблемы входят в число глобальных современных вызовов человечеству и с обостренной чувствительностью воспринимаются нашими гражданами. Экологическое сознание, культура, основанная на бережном отношении к окружающей среде, захватывает все более широкие слои населения независимо от места проживания, возраста, рода занятий, уровня дохода. И это неслучайно! – От того, какое внимание мы проявляем к окружающей среде, напрямую зависят качество и продолжительность жизни людей, а также их благополучие.

Именно поэтому я сегодня выступаю в формате послания – публично декларируя цели, задачи и инструменты проводимой в Ульяновской области государственной политики в сфере экологии.

Важнейшей целью региональной экологической политики является создание условий для формирования благоприятной среды жизнедеятельности людей и модернизации процессов природопользования.

Основным ориентиром деятельности органов государственной власти являются национальные цели, сформулированные в 204 указе Президента Российской Федерации и декомпозированные в 12 национальных проектах, в числе которых нацпроект «Экология».

В структуре профильного нацпроекта «Экология» предполагается 11 федеральных проектов. На реализацию национального проекта за 6 лет будет направлено более 4 триллионов рублей из всех источников.

Ульяновская область в настоящее время участвует 6 федеральных проектах:

  • – «Создание комплексной отрасли по обращению с ТКО»;
  • – «Оздоровление Волги»;
  • – «Питьевая вода»;
  • – «Сохранение уникальных водных объектов»;
  • – «Сохранение биологического разнообразия»;
  • – «Сохранение лесов».
  • Кроме того, мы готовимся принять участие в проекте «Чистая страна».

Сейчас формированы проектные комитеты по всем направлениям, у нас есть полное видение дальнейшей работы.

В области экологии и охраны окружающей среды Ульяновской области четко видны тенденции развития, движения вперёд. И это общая заслуга экологов, жителей региона, представителей бизнеса, средств массовой информации и органов власти.

Отмечу, что в Ульяновской области сформирована развитая и современная институциональная среда – нормативная база реализации государственной политики в сфере экологии.

Подготовлена Экологическая доктрина Ульяновской области, которая является основополагающим документом, определяющим государственную политику Ульяновской области в сфере экологической безопасности, её цель, направления, задачи и принципы на долгосрочный период.

Стратегической целью экологической политики Ульяновской области является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Ульяновской области, сохранения здоровья населения, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и сохраняются благоприятные условия его жизнедеятельности, обеспечения экологической безопасности Ульяновской области.

Ещё в 2013 году на территории региона был разработан Экологический кодекс Ульяновской области. Данные, содержащиеся в кодексе, используются для разработки предложений по совершенствованию экологической политики нашего региона, а также для проведения теоретических исследований и разработки новых методов регулирования в сфере экологии.

Мы стали первым регионом, где разработан и  утверждён Стандарт деятельности отраслевых исполнительных органов государственной власти Ульяновской области по обеспечению благоприятного экологического климата. Этот стандарт мы приняли в мае текущего года.

Мы установили границы лесопаркового зелёного пояса вокруг города Ульяновска. Площадь лесопаркового «Зелёного щита» вокруг города Ульяновска составила 5829 га. В настоящее время подготавливается нормативный правовой акт в целях создания аналогичного «Зелёного щита» вокруг города Димитровграда.

Ульяновская область стала первым регионом в России, в котором был внедрён институт главных экологов муниципальных образований и создано Экологическое правительство.

А в целях охраны окружающей среды, повышения эффективности использования природных ресурсов и формирования экологической культуры на территории Ульяновской области каждый второй четверг месяца проходит Единый экологический день. В рамках этого дня проводятся заседания Экологических советов муниципальных образований, а также акции, посвящённые экологическому просвещению и воспитанию.

В экологическом рейтинге субъектов Российской Федерации, составляемым независимой общественной организацией «Зелёный патруль» («GreenPatrol»), Ульяновская область стабильно находится в числе регионов-лидеров, входящих в ТОП-15, а по итогам весны 2019 года заняла 10-е место. Данный рейтинг составляется на основе 3 индексов: природоохранный индекс, социально-экологический индекс и промышленно-экологический индекс, которые формируются по итогам работы ведомств в рамках своих полномочий.

Мы с вами достигли уровня, когда для удержания лидерских позиций в экологических рейтингах и в области охраны окружающей среды нашу работу необходимо переформатировать и пересмотреть. Человек и его полноценное развитие — главный ценностный ориентир для нас. Мы ничего не достигнем, ничего конкурентного не создадим без достойного человеческого капитала. Именно поэтому на его развитии мы и делаем главный упор. В прошлом году было принято решение о повышении статуса главных экологов муниципальных образований. Но мы понимаем, что помимо статуса необходимо «накачать» этих важнейших для районов специалистов всеми необходимыми компетенциями.

Несмотря на то, что темп взят отличный, нельзя забывать о насущных проблемах, которых, к сожалению, немало. Мы должны признать, что Ульяновской области присущи все те же экологические проблемы, что и большинству крупных промышленно-экономических регионов нашей планеты. Это загрязнение воды, почвы, воздуха, шумовое и радиационное воздействие, а также всё возрастающий вред от выбросов автомобильного транспорта. И этот факт накладывает на всех нас дополнительную ответственность перед настоящим и будущим поколениями, живущими на ульяновской земле.

Уважаемые коллеги!

Краеугольным камнем региональной государственной политики в различных сферах является деятельность по привлечению инвестиций. Инвестиции – это кровь не только экономики, но и социальной сферы, культуры, образования, экологии.

Мы прошли долгий путь по формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе. На основе самого передового мирового опыта были приняты важнейшие законодательные решения, сформирована система поддержки инвесторов, разработана первая региональная стратегия привлечения инвестиций и заложены ключевые инфраструктурные точки роста. Ведётся работа не только с крупными инвесторами, но и со средним бизнесом, оказывается поддержка малому бизнесу.

Например, в ходе встречи с Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации Дмитрием Николаевичем Кобылкиным мы обсудили привлечение бизнеса к дноуглублению Волги и Черемшана. Это откроет новые возможности для экономики региона и позволит восстановить судоходство в прежнем объеме.

При этом мы определяем для себя основными инвестиционными направлениями развития цикличной экономики сферу обращения с отходами, общераспространёнными полезными ископаемыми, лесопромышленный комплекс, а так же всю систему экологического туризма.

Реализуемая нами экополитика направлена на проведение предаудита –  экологической экспертизы инвестиционных проектов, а также нового строительства, реконструкции, расширения объектов хозяйственной деятельности, районных планировок.

Основной задачей регионального государственного экологического надзора выступает наблюдение за состоянием окружающей среды, проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы и соблюдение требований природоохранного законодательства. При этом мы ведем работу по вовлечению самого населения в природоохранную деятельность, путём расширения штата общественных экологических инспекторов.

Действенность региональной экологической политики также может быть повышена путём совершенствования социально-экономического механизма природопользования и охраны природы с учётом новых нормативов и лимитов в Ульяновской области.

Для пресечения нарушений природоохранного законодательства, дальнейшего повышения эффективности экологического надзора и увеличения сбора экологических платежей нужно выстраивать более четкую структуру взаимодействия Минприроды области с сотрудниками прокуратуры, МВД, Управлением Федеральной службы судебных приставов, Следственным Управлением Следственного комитета России по Ульяновской области, а также с Управлением Федеральной налоговой службы по Ульяновской области.

Было принято решение о проведении на территории Ульяновской области недель региональных экологических инициатив, целью которых будет оказание помощи организациям и индивидуальным предпринимателям по вопросам применения норм регионального и федерального природоохранного, природоресурсного и лесного законодательства.

Проблемы в сфере окружающей среды – это не только вырубка деревьев в лесах и населённых пунктах, но и несанкционированные свалки, видимые выбросы загрязняющих веществ в водную среду и атмосферу. К проблемам экологии на местном уровне, в первую очередь, следует отнести своевременное выявление и последующее неизбежное правовое реагирование самого населения, активистов-экологов на факты нарушения прав на благоприятную окружающую среду.

Хочу обратить ваше внимание на наиболее важные задачи отрасли, совпадающие, в том числе, с целями Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года.

Первая задача – создать весь комплекс условий для перехода к новой модели экономического роста, «цикличной экономики». Думаю, вам всем известно, сколь многого мы достигли в этом направлении. Мы первыми в стране создали уникальный кластер возобновляемой энергетики, который уже сейчас позволяет обеспечивать производства и уменьшать экологические риски.

Вторая задачазавершить «реформу чистоты», которая позволит нам кардинально изменить ситуацию, связанную с утилизацией отходов производства и потребления.

В отрасль по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (закупка контейнеров, новой техники, строительство и модернизация мусоросортировочных комплексов и т.д.) действующими региональными операторами вложено порядка 900 млн. рублей.

Ульяновская область является одним из регионов, которые достойно вошли в «реформу чистоты». На сегодняшний день на территории региона функционирует 4 мусоросортировочных комплекса и завершаются работы по запуску пятого комплекса.

Проведена обширная работа по информированию населения и органов МСУ о входе региона в реформу. Во исполнение мероприятий плана информационного сопровождения по теме «О переходе на новую реформу системы обращения с ТКО» в СМИ вышло более 100 статей в областных изданиях, более 180 публикаций в муниципальных СМИ, 33 сюжета на областном телевидении, 18 интервью на радио, а также более 1480 сообщений-постов в социальных сетях.

По итогам 2018 года в зоне деятельности региональных операторов экологически безопасную обработку прошли 63 тысячи тонн от всего вновь образованного объёма коммунальных отходов, за три месяца 2019 года данный объем составляет более 32 тысяч тонн.

В течение 2019 года на территории Ульяновской области планируется ввести в эксплуатацию 80 тыс. тонн в год мощностей, что позволит обеспечить на 15 % меньший объем захоронения всех коммунальных отходов. Достижение данного показателя возможно при реализации регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами».

Эта реформа очень волнует население не только нашего региона, но и всей страны. И, к сожалению, мы видим непонимание со стороны граждан. Сегодня мы обязаны провести разъяснительные работы с жителями Ульяновской области, сформировать полный цикл утилизации мусора. – От привычки раздельного выброса мусора в голове человека до непосредственно утилизации и переработки отходов.

Третья задача – повышение экологической грамотности населения. Сегодня нам необходимо не только искать новые подходы, принимать региональные законы и участвовать в проектах. – Мы должны сделать так, чтобы «зелёное» мышление стало нормой повседневной жизни наших земляков. Мы должны привлечь как можно большее число людей к экологическому волонтёрству. Ведь 750 человек на весь регион, –  непозволительно мало, когда дело касается безопасности окружающей среды. Экологическая культура и экологическое сознание – вот тот базис, вокруг которого мы сможем воспитать поколения людей, любящих и ценящих природу.

Четвёртая задача – сохранение региональных лесов! Подчёркивая важность реализации федерального проекта «Сохранение лесов», считаю необходимым отметить, что роль лесного сектора в решении комплекса задач, связанных с переходом Ульяновской области к «зеленой» экономике, высока. В лесах региона сосредоточено 165 миллионов кубометров древесины с ежегодным приростом в 4 миллиона кубометров. Это даёт нам  возможность обеспечить текущую и перспективную потребность региона в древесине и продуктах её переработки.

Лесной план Ульяновской области на новый срок также введен в действие в этом году Указом Губернатора Ульяновской области от 24.01.2019 №4 «Об утверждении лесного плана Ульяновской области на 2019-2028 годы.

На 2019 год перед нами стоит задача обеспечить индекс промышленного производства в обработке древесины и производства изделий из дерева не ниже 100%. К 2020 году достичь уровня – 102%.

Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в обработке древесины и производства изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производства изделий из соломки и материалов для плетения за 2018 год составил 4737,2 млн. руб. или 100,0% к прошлому году. Наша задача в 2019 году по объёму отгруженной продукции выйти на уровень 4 800 млн. руб. До 2020 года достичь объёма отгруженной продукции 5,0 млрд. руб.

По показателю объёма отгруженных товаров собственного производства в рейтинге ПФО Ульяновская область занимает 7 место и 2 место среди лесостепных регионов, входящих в Приволжский Федеральный округ, следуя за Республикой Татарстан.

За 2018 год в лесопромышленном комплексе региона среднемесячная заработная плата составила:

– в лесоводстве и лесозаготовках – 22633,3 руб. темп роста
к прошлому году – 109,9%;

– в обработке древесины и производства изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения – 16043,7 руб., темп роста к прошлому году – 112,8%.

Наша задача обеспечить темп роста заработной платы в отрасли и обеспечить его значение не ниже темпа роста заработной платы в целом по региону (по Ульяновской области среднемесячная заработная плата за 2018 год составила 28138,0 рублей, темп роста – 108,6%).

К великому сожалению, постоянно помня о финансовой выгоде, мы забываем о том, что о природе нужно заботиться. Для этого мы должны:

– рассмотреть проблему бесконтрольной и, что самое главное, бессистемной вырубки лесов. – Пора перестать относиться к ним, как к вечно-восполняемому ресурсу;

– и повысить контроль над лесными пожарами. По итогам 2018 года все профилактические противопожарные мероприятия выполнены в соответствии с календарным планом проведения работ, либо с опережением. В том числе устройство минерализованных полос выполнено в объеме 3056 км, или 141 % от запланированного объёма, уход за минерализованными полосами проведён в объёме 11421,5 км, или 102% от плана.

Проведя в мае осмотр сил и средств для устранения природных ЧС, хочу отметить, что мы сами должны определить набор оптимальных технических средств и оборудования, адекватный собственным потребностям. К тому же считаю, что при закупках нужно обратить особое внимание на технику отечественного производства.

Пятая задачаозеленение городов. Каждый год мы выделяем значительные средства на то, чтобы купить и высадить саженцы. Но чаще всего до последующего ухода за ними дело не доходит. Большинство высаженных зеленых насаждений гибнут в первые два года после посадки. Это огромный урон региональной экологии.

Шестая задача – обеспечение безопасности наших водных объектов.

В ходе упомянутой мною встречи с Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации Дмитрием Николаевичем Кобылкиным, он взял на личный контроль проведение работ по берегоукреплению.

В период 2014 по 2019 года проведена расчистка русел рек Барыш, Карсунка и Урень общей протяженностью 12,7 км на общую стоимость более 60 млн.рублей. Данные работы позволили защитить жителей Ульяновской области в количестве 613 человек. Необходимо отметить, что мероприятие по расчистке русла реки Урень у с. Усть-Урень Карсунского района  включено в реализацию федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология».

Проведены работы по определению границ водоохранных зон и прибрежных зон рек Ульяновской области общей протяженностью более 2500 тысяч км, на общую сумму более 20 млн.рублей (река Сура – Карсунский, Сурский и Инзенскийрайоны, река Сельдь Ульяновский район, река Урень Карсунского района, река Барыш – Барышский, Карсунский и Сурский районы, река Терешка – Старокулаткинский и Радищевский районы, р. Большой Черемшан – Мелекесский и Новомалыклиский районы).

Также выполнены работы по закреплению на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Ульяновской области 115 информационными знаками Сурском, Карсунском, Кузоватовском, Ульяновском и Инзенском района.

В 2019 проводятся работы по постановке на государственный кадастровый учёт водоохранных зон и прибрежно-защитных полос 15-и рек. А в 2020 году запланировано уже работы на 28 реках области.

В части обеспечения безопасности гидротехнических сооружений проведено берегоукрепление п. Ундоры, г. Новоульяновск, общей протяженностью более 4 погонных км. Что позволило защитить более 10 тысяч жителей. Общая сумма затрат составила более 700 млн.рублей федеральных и областных средств.

В перспективе до 2024 года запланировано провести берегоурепление в п. Старая Майна, п. Сланцевый Рудник, с. Русская Бектяшка и п. Старый Белый Яр (объем инвестиций составит более 1,5 млрд.рублей).

Составлен перечень родников на 2019 год (планируется благоустроить 30 родников).

Уважаемые коллеги!

Понятие городского комфорта даже на бытовом уровне уже не ассоциируется с удобствами, которые появляются за счет бездумного расходования ресурсов. Эргономичность и экологичность – вот два принципа современного благоустройства и формирования комфортной городской среды. Электромобили на улицах областного центра, повторное использование ресурсов, продвинутые приборы учета тепла и воды, энергосберегающие бытовые устройства — все это приходит в нашу жизнь и постепенно меняет сознание.

С прошлого года мы начали внедрение во все отрасли региона элементов цикличной «зелёной» экономики.

Как отметил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, «зеленый» вектор развития стал не данью моде, а требованием времени, условием стабильного и безопасного роста экономики, благополучия людей.

Все черты нормальной человеческой деятельности на урбанизированной территории Ульяновской области должны быть представлены в сбалансированной пропорции: проживание, отдых, общественная жизнь и коммерция. Но на сегодняшний день картина такова, что все части поселений региона – городские, пригородные и сельские – разделены по функциям: одни районы пригодны для проживания, другие для покупок, третьи для производства и т.д. Эти районы превышают размеры, в которых люди чувствуют себя комфортно, даже в пределах одной функции. Концепция формировании комфортной «зелёной» среды – экогорода обеспечивает интеграцию специализированных монофункциональных зон в единое, соединенное с природой урбанизированное пространство.

Природный каркас – это естественная система жизнеобеспечения города, состоящая из озелененных и водных объектов,  других ландшафтных элементов городской территории: парков, скверов, садов, бульваров, водоёмов, рек и т. д. Техногенный каркас выполняет функции искусственной системы жизнеобеспечения города и состоит из транспортной и инженерной инфраструктуры. Городская ткань включает всю застройку города.

Рассматривая возможность использования опыта европейских стран на территории Ульяновской области можно сказать, что для удовлетворительного решения градоэкологических задач природный каркас должен формироваться в виде целостной и непрерывной структуры, пронизывающей всё пространство города и выходящей в пригородное окружение. От гармоничного сочетания и устранения противоречий возникающих между техногенным и природным каркасами города будет в целом зависеть качество городской среды.

Применительно к Ульяновской области внедрение концепции формирования и развития экогородов состоит в минимизации возможного загрязненияи уменьшении экологического следа от жизнедеятельности города. Для этого нужно эффективно использовать землю, утилизировать остатки используемых материалов, перерабатывать отходы или преобразовывать их в энергию. Если такая практика соблюдается, общий вклад города в изменение климата будет минимальным.

Применительно к крупным проектам, на сегодняшний день можно говорить о ряде перспективных направлений, позволяющихся реализовывать концепцию экогородов: внедрение альтернативной энергетики, ликвидация накопленного экологического ущерба и несанкционированных стихийных свалок, разработка территориальной схемы обращения с отходами, внедрение современной системы обращения с отходами, включая их раздельный сбор и сортировку, поддержка предприятий по переработке вторсырья, ведение экологически чистого сельского хозяйства и производство экологически чистой продукции, сохранение биоразнообразия.

Перспективным экогородом на сегодняшний день обозначен Сенгилей, имеется потенциал и у Старой Майны.

Среди важнейших задач экологизации среды обитания выделяется проблема достижения экологического равновесия между городом и природой.

Важным принципом функционирования экогородов на территории Ульяновской области является цикличное использование материальных ресурсов вместо линейного подхода (произвести – однократно использовать – выбросить навсегда), характерного для современного индустриального общества. Это заставляет при формировании комфортной «зелёной» среды использовать возобновляемые источники энергии (солнечной, ветровой, волновой и т.д.) вместо ископаемых источников; к компостированию органических отходов, которые таким образом возвращаются земле, вместо того, чтобы накапливаться на свалках и очистных сооружениях; к вторичной переработке как можно большего количества стоков; к желательному неупотреблению ядовитых и вредных веществ.

Развитие малоэтажного строительства из экологически чистых материалов является одним из приоритетных направлений формирования экогородов.

В перспективе экогородом должен стать  любой населённый пункт Ульяновской области при достаточном уровне заинтересованности администрации муниципального образования. Но стоит понимать, что создание экогорода – постоянный процесс, одна из повседневных сторон жизни горожан – от малышей до пенсионеров. Без их участия в устройстве благоприятной в экологическом и социально-психологическом отношении городской среды экогорода не сможет прожить  дня.

Потому важнейший элемент формирования и развития экогородов – вовлечение в совместную деятельность горожан, администрации и учёных в исследованиях, принятии решений и их практической реализации. Создание образцов экологически совместимого поведения, заботы об окружающей человека среде – основной путь достижения социокультурных целей экогордов.

Уважаемые коллеги!

В соответствии с моим поручением с 2018 года на территории Ульяновской области начато внедрение во все отрасли региона элементов цикличной «зелёной» экономики. Издано распоряжение Правительства Ульяновской области «Об утверждении стандарта деятельности отраслевых исполнительных органов государственной власти Ульяновской области по обеспечению благоприятного экологического климата». Целевые индикаторы, нормы и мероприятия «зеленой» экономики включаются в законодательные акты и программные документы Ульяновской области, являются ориентирами для всех органов власти и всех секторов гражданского общества в переходе к зеленой экономике.

Экологически ответственное поведение вошло в число главных факторов развития и конкурентоспособности. На уровне хозяйствующих субъектов экологическая ответственность ведомства, с одной стороны, является важной составляющей корпоративной социальной ответственности, с другой − автономным направлением функционирования учреждения.

Важное значение при экологизации деятельности имеет внедрение экологически ориентированных инноваций, позволяющих снизить вредное воздействие на окружающую среду. Они отличаются от прочих инноваций тем, что продуцируют дополнительный взаимосвязанный внутренний и внешний эффект.

Базовыми элементами реализации ресурсосберегающего подхода в органах власти Ульяновской области, их подведомственной сети и курируемых учреждений в муниципалитетах определены:

  1. Наличие системы раздельного сбора отходов непосредственно в исполнительном органе государственной власти Ульяновской области и отраслевой сети подведомственных учреждений.
  2. Наличие паспорта отходов, учёта движения отходов, отчёта 2-ТП «Отходы».
  3. Сокращение потребления энергии и водных ресурсов в ведомстве и подведомственной сети.
  4. Наличие приборов и журнала учёта использованных ресурсов.
  5. Наличие в исполнительном органе государственной власти Ульяновской области и отраслевой сети подведомственных учреждений электромобилей и транспорта на газомоторном топливе.
  6. Снижение уровня выбросов в атмосферный воздух за счёт использования котельных на экологически чистом топливе в сети подведомственных учреждений исполнительного органа государственной власти Ульяновской области.
  7. При наличии в сети подведомственных учреждений исполнительного органа государственной власти Ульяновской области объектов негативного воздействия на окружающую среду, данные объекты должны быть поставлены на государственный учёт объектов негативного воздействия на окружающую среду с присвоением категории опасности.
  8. Участие исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в экологических проектах государственно-частного партнёрства.
  9. Проведение мероприятий по сохранению биологического разнообразия в муниципальных образованиях в рамках своей деятельности.

Результаты работы системы экологического менеджмента в органах власти Ульяновской области в долгосрочной перспективе выражаются в:

– повышении уровня экологического образования служащих и сотрудников подведомственной сети;

– повышении инвестиционной привлекательности отрасли;

– повышении конкурентоспособности региона как на внутреннем, так и на внешнем рынках;

– демонстрации соблюдения отраслью принципов стандартов в области экологии;

– получении дополнительных возможностей признания на российском и международном уровне.

Принимаемые в органах власти «зелёные» стандарты – это инструмент для внедрения новейших высоких технологий по обеспечению экологической безопасности, энергосбережения и энергоэффективности, качества и комфорта среды обитания, оптимизации транспортной, коммунальной и социально бытовой инфраструктуры, мониторинга экологического состояния объектов недвижимости.

Внедрение экологических энергосберегающих технологий в подведомственной сети является общим для всех органов власти.

На территории области планируется реализовать два принципиально новых, но интегрированных между собой проекта. Во-первых, создать центр компетенций мирового уровня по возобновляемой энергетике как распределённый центр компетенций в области технологий ВИЭ на базе ведущих российских лабораторий, имеющих потенциал для реализации НИОКР и инжиниринговых проектов в различных областях ветроэнергетики, солнечной энергетики, цифровых технологий в энергетике: от энергетического машиностроения, новых материалов до систем предсказательной аналитики и интеллектуального управления распределённой генерацией.

Во-вторых, сформировать первый в России полноценный ветроэнергетический кластер, который станет самым передовым в масштабах всей Восточной Европы. Сегодня в регионе 28 ветроэнергетических установок общей мощностью 85 МВт. Вся генерируемая энергия поставляется в единую энергосистему России. За счет энергии ветра восполняется примерно 8% потребности Ульяновской области в электроэнергии, обеспечивается более 70 тысяч домохозяйств в регионе. В перспективе — увеличивать мощности генерации энергии на территории региона мы будем именно за счет возобновляемых источников энергии, что позволит в диапазоне 2025–2030 годов получить 30% генерации из возобновляемых источников энергии.

Вместе с тем, в связи с новизной новых подходов развития, не только в Ульяновской области, но и во всей стране, в процессе перехода на зеленую экономику необходим постоянный анализ текущей ситуации, достигнутых результатов и выбранных путей достижения целевых индикаторов. В тоже время, сами целевые индикаторы также постоянно нуждаются в критическом осмыслении.

Анализируя опыт аналогичных программ в развитых странах, вовлеченность в них всех отраслей государственного управления даёт до 4% ежегодного прироста инвестиционной привлекательности территории, а также положительной миграции населения.

В 2019 году планируется:

– реализация национального проекта «Экология» и его ключевых направлений: реформы ТКО, сохранение уникальных водных объектов, оздоровление Волги и обеспечение населения чистой водой;

– разработка и утверждение концепции перехода Ульяновской области к «зеленой экономике»;

– разработка и принятие концепции развития Сенгилея как «экогорода»;

– развитие системы мониторинга состояния окружающей среды;

– завершение строительства второй очереди ветропарка;

– продолжение работы по вовлечению гражданского общества в процессы сохранения окружающей среды;

– увеличение числа общественных экологических инспекторов до 70;

– принятие и начало реализации Концепции развития минерально-сырьевой отрасли Ульяновской области до 2030 года;

– приведение регионального экологического законодательства в соответствие с Орхусской Конвенцией о доступе к информации, участии в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам окружающей среды, обеспечение прозрачности процесса принятия решений по вопросам окружающей среды и природопользования.

Выражаю уверенность, что Ульяновская область обладает огромным потенциалом к тому, чтобы стать самым зелёным регионом нашей страны