Пожилой человек с лицом закоренелого англосакса и в ковбойской шляпе стоял рядом со мной на смотровой площадке останкинской телебашни и рассматривал Москву в мощный бинокль. Столица с высоты трехсот метров была видна как на ладони – но мне тоже захотелось увидеть подробности. На ломаном английском я попросил одолжить мне на минутку увеличительный прибор..
– Я ищу дом моей прабабушки! – обнажил в роскошной улыбке свои ослепительные фарфоровые зубы мой собеседник. – А вы вероятно желаете увидеть мавзолей товарища Ленина?
Его разговорный русский был куда совершеннее моего ломаного «бритиша».
Так мы познакомились.
Вечером в ресторане гостиницы «Москва» мы пили виски и «Столичную». Вот тогда я и услышал, что пьяный ковбой из седла никогда не выпадет. «Он выпадет если не выпьет!» – смеялся на все свои тридцать шесть зубов американский гражданин и русский человек, уже в четвертом поколении живущий в Техасе…
Представляя читателям «Глагола» очередного «ковбоя» из поэтической «Великолепной семерки» я вспомнил фразу старого американца о пьяном всаднике, который крепко держит в руках поводья…
Тот, кто знает судьбу и жизнь поэта Чеснокова поймет почему я вспомнил сентенцию о пьяном ковбое…
Публикуемая поэма подтверждает ее.
Жан Миндубаев.
***
Анатолий Чесноков.
Пока еще октябрь… “Едва свет, он уже стучался дверь и обязательно с веточкой”
Поэма.
Пока еще октябрь
уходит вдаль
по чащам,
Рябиновой свечой
мерцая
в полумгле,
И робок
бледный свет,
как призрачное счастье,
Любите
этот миг
на сумрачной земле.
Любите птичий вскрик,
протяжный
и вечерний,
Над тишиною вод
медлительной реки,
Закутанной в туман,
где золотом по черни
Закат на берегу
рисует сосняки.
Любите горький дым
печали
и разлуки,
От музыки ночной –
не закрывайте дверь.
Пытайтесь удержать
пронзительные звуки.
Для будущих утрат
от будущих потерь!
Придет и к вам весна –
не надо торопиться!
И в небе запоёт,
картаво,
майский гром.
Но не вернуть –
вовек –
вам золотой синицы!
Не надо так спешить
за дальним журавлем.
Придут,
и к вам придут
глаголы мудрой речи,
Прозренье поздних дум
и трудный хлеб добра.
Не потому ль октябрь
в кустах
над тихой речкой
Распутывает клуб
седого серебра?..
А здесь,
в краю лесном,
где жили мы с тобою, –
Так сладко нам спалось,
безумно молодым!-
Сгорают,
на кострах,
прошедшие любови,
Восходит к небесам
воспоминаний дым.
Октябрь уж наступил…
И в белых колоннадах
Березовых лесов –
прощальный свет зари.
Коль не было любви –
так, значит,
и не надо!-
Пропел,
в тоске больной,
Антонио Марадо*:
Любовь,
моя любовь,
со мной –
не говори!
Прости меня,
любовь!
Я по тебе –
тоскую,
Как птица –
по гнезду,
как странник –
по жилью.
А здесь,
в лесном краю,
вода в ручьях воркует.
Я отправляюсь в путь
по рыжему жнивью…
От финских
хладных скал
до Лены,
Енисея
Всю жизнь любовь искал,
метаясь по стране.
Был юным,
молодым,
и вечно –
так рассеян!-
В столичной кутерьме
и в сельской тишине.
И вот опять –
один –
среди равнины голой,
А журавлей –
уж нет:
умчались,
вдаль,
спеша…
И спят,
в осеннем сне,
и города,
и сёла…
Колючками любви
изранена душа.
В октябрьский
краткий час,
вся жизнь –
летящий поезд.
Я убивал любовь,
спеша,
всё время,
вдаль…
Рыдаю
и смеюсь,
читая жизни повесть.
В ней:
горечь –
от потерь,
в ней –
радость,
в ней –
печаль.
Октябрь,
уже октябрь…
Рассеянные мысли,
Как палую листву,
уносит время –
прочь.
И жизнь моя мрачна –
роман Агаты Кристи.
Из каждого куста
угрюмо смотрит ночь.
Октябрь уж наступил –
вновь молодеет Пушкин,
Стремительно летит
гусиное перо!
Октябрь,
идет октябрь,
по рощам,
по опушкам,
Где злато –
из листвы,
из льдинок –
серебро.
Октябрь,
пока октябрь,
и падают дождинки
На мглистые поля,
на сны осенних сёл,
Которые мутны,
как на старинном снимке.
Сбирает осень дождь
в зеленый свой подол.
Октябрь,
идет октябрь…
Отчетливей детали
Стволов,
ветвей
дерев
чернеющих лесов,
Которые –
увы! –
так много растеряли,
Беспечно прокружась
в сентябрьском карнавале,
На вольный ветер –
слов.
Октябрь,
Октябрь,
Октябрь…
И над лесами –
листья
Летят,
срываясь с мест,
роями диких пчел.
И гулкий полумрак,
как в храме Негулисте*…
Давайте –
не вилять,
с ужимками,
по-лисьи,
Давайте жить,
друзья,
по-новому начнем!
… А в марте упадет
в своем подъезде Листьев…,
Сраженный,
как и встарь,
безжалостной рукой.
А листья
мчат вперед
стремительной рекой.
Пока еще октябрь,
недолог век блистанья,
Пылания рябин,
прощальных октябрин…
Задумайтесь и вы
в минуты покаянья
Под серой мглой небес
среди нагих равнин.
Вам не хватает ЧУВСТВ –
возьмите у Ван-Гога,
У Лермонтова –
МЫСЛЬ
возьмите вы –
взаймы.
И выходя
вперед
в кремнистую дорогу
С молитвою –
в душе,
не забывая
БОГА,
Пытайтесь быть всегда,
старайтесь быть
ЮДЬМИ!
Стремитесь быть всегда
глубокими,
как реки,
Как Волга
или Дон,
и Лена
Енисей…
Старайтесь сохранить
ВЕЛИЧЬЕ
В ЧЕЛОВЕКЕ,
Любому донести
тепло души своей.
Тепло души своей,
где в душах –
мрак
и вьюга,
Где войны,
где раздор –
нет мира на Земле…
Уходит
вдаль
октябрь,
лишь светится округа,
И не видать вокруг
ни ворога,
ни друга.
Рябиновой
свечой
мерцая
в полумгле.
Учитесь мудро жить
у каждого листочка,
У яблони –
в саду,
у птицы –
в небесах…
Октябрь,
Октябрь,
Октябрь…
Пусть золотую строчку
Подарят вам,
друзья,
осенние леса.
Пусть копится добро,
как в этих почках –
завязь,
Пусть ветви на ветру
качают –
тишину…
Забудем,
ЛЮДИ,
злость,
вражду
обман
и зависть,
Убийства,
грабежи,
разбои
и войну.
Октябрь,
еще октябрь…
Сверкает утром в лужах
Среди лесных дорог
морозное стекло.
И снежный сон берез
мне голову
закружит…
ты –
жизнь,
святое ремесло,
Не покидай меня
отныне –
и навеки!
Я всё тебе отдал,
до медного гроша…
Октябрь,
уже октябрь…
Звереет,
круче,
рэкет…
Безмолвствует –
толпа
и студенеют –
реки,
Но бодрствует –
МЫСЛЬ,
в смятении –
ДУША.
Октябрьский краткий час.
Кремнистая дорога
Уводит в ночь полей,
всё время вдаль спеша,
А в сердце вновь растет
извечная тревога,
И рвется в небеса
печальная душа.
И вы
во мгле души
зажгите тихо свечку
За упокой души,
за счастье –
н века…
Пускай продлится жизнь!
Хоть безымянной речкой,
Но всё равно она –
пусть будет глубока!
Октябрь,
еще октябрь…
И прах на огороде
Сжигаемой ботвы
уходит –
ввысь,
клубясь…
Давайте думать мы
поглубже
о НАРОДЕ,
С корнями старины
улавливая связь.
Пусть омуты зимы
завертят
и закружат,
Пусть в сердце –
лишь печаль –
ах, лето,
ты – ушло!..
Любите шум берез
в глуши ветвистых кружев,
Октябрьских звонких луж
морозное стекло.
Так жалобно кричат,
прощаясь с нами,
птицы
В пустынных небесах
на утренней заре…
Октябрь,
еще октябрь –
пусть время это длится,
Пусть холодок с утра:
предзимье на дворе.
Будь славен, мой октябрь!
Я в октябре родился
У месяца в конце,
под цифрой 25,
Как озимь
зеленей!
На белый свет
пробился
С улыбкой на лице,
так говорила мать.
Октябрь,
пока –
октябрь,
давайте приниматься
За добрые дела,
не в ссорах,
не во зле.
Давайте
мы,
друзья,
всем сердцем прижиматься
К любимой –
навсегда! –
отеческой земле!
Пока еще октябрь..
2000-2009 г.г.
Москва – Ульяновск – Карсун – Теньковка
*Антонио Маранде – великий испанский певец 20-го века
**Негулисте – католический храм 11 века в Таллинне, образец средневековой готики
Памяти Мариам
В том доме женщина жила,
худые плечики дрожали,
ее соседи уважали,
она приезжею была.
В том доме женщина жила,
кому-то тайны поверяла,
все чье-то имя повторяла,
и долго,
мучаясь,
ждала.
В том доме женщина жила,
смеясь, соседям угождала,
с печалью лето провожала,
по вечерам с работы шла.
Блистала ранняя звезда,
И женщина протяжно пела.
Мне до нее – какое дело –
я сам мальчишкой был тогда.
В том доме женщина жила,
потом уехала,
навеки…
Но памятью о человеке –
в том доме женщина жила.
* * *
* * *
Россия начинается с дождя,
пролившегося бурною рекою,
и с крепкого
каленого гвоздя,
забитого Петровскою рукою.
Россия…
Перекрестки,
поезда,
привязанные рельсами
к вокзалам.
Зеленая вечерняя звезда
над грудью зацелованной
причала.
* * *
И не деревня это- деревушка,
Над речкой, в запустеньи
старых ив,
Расселась, как заботливая
клушка,
Согрев собою два десятка изб.
* * *
И словно под сердце иголка,
когда за раскрытым окном
дохнет осенняя Волга
своим прощальным теплом.
А музыка на причале,
сплетясь с теплоходным
гудком,
смешает людские печали
с веселым своим языком.
***
По лесам – июня свет,
Синева в глазах цветов.
Здесь я не был бездну лет,
Счастья бедный птицелов.
На родимой стороне,
Здесь, у леса на краю,
Так светло сегодня мне, –
Будто побывал в раю…
***
Орешник, осинник, малинник,
Шиповник, лимонник,
рябинник,
Березник, калинник, дубняк.
И ельник, и день понедельник,
Не надо ни славы, ни денег.
Дорога уходит в овраг.
Заросший травою росистой
Ручей здесь журчит
с пересвистом,
Сливаясь со щебетом птах.
А сколько веселья – не грусти –
Подарят нам млечные грузди –
Здесь воздух грибами пропах.
Дорога ныряет в осинник,
Орешник, шиповник,
калинник,
В лимонное царство синиц…
Не нужно пилюль, поликлиник,
Мне лекарь – веселый
малинник
Вдали от врачей и больниц.
***
Я приеду в январе
К вам, поля, к тебе, деревня.
Будут зябко на заре
В иней кутаться деревья.
К вам, душистые стога,
Я приеду средь недели.
К вам несмятые снега,
К вам, российские метели,
Речка, мостик, полынья,
Ивы в снежной зимней думе.
Здравствуй, Родина моя,
В шелесте и снежном шуме!
Виктор Петрович Анохин
Вот и пригодились стихи Чеснокова! А то кто бы узнал, что ЖПН говорит на ломаном английском языке и пьет с бриттом виски в московском ресторане. Этот факт достоин, чтобы его вписать в антологию интересных эпизодов из жизни классиков.
Эт
ты про себя чтоль — пьяный ковбой? как упоролся так и припёрло сразу чёнить накалякать
Владимир I
В сортире где-то близ ВДНХ
Я познакомился с ковбоем из Техаса.
На бритиш говорил я с ним пока
Выдавливал из тела мыслей массу.
гость
*во все тридцать шесть и шесть
Камиль
… прослезился ….
Валёк
Кстати, “о птичках”: бинокль не увеличивает, а приближает…
Гость
Классику позволительно путать бинокль с микроскопом
Гость
Хорошие стихи у Анатолия Чеснокова! Но почему на фотографии не он, а Миндубаев?
Гость
Потому что Миндубаев великий писатель и общественный деятель всех эпох. А у Чеснокова просто стихи хорошие….
Автору
подумать бы надо,какую память он оставит о себе?
Гордыня нездорового человека. Я уже не говорю про Высший Суд.
Такой грех. Не знаю,он мусульманин,или кто? В любом случае.
Хотя,по-моему,в исламе с этим делом проще; у них…семь пятниц на неделе.
Спасибо деду за победу! Спасибо Бареичу за Чеснокова! Угощаю рябиной…
Анатолий в этом стихотворении пишет очень сильно! О вечном, о любви, и об осени. Об октябре точнее, ” Ведь я родился в Октябре…”. Все это написано чисто по человечески, ведь октябрь, это всегда подведение итогов, всех – и материальных и духовных. И про закорма ,и про прожитое. Не зря Анатолий пишет, что снова Пушкин молодеет (забирает в полон новые, молодые умы). Прозорлив поэт упоминая об октябре, ох прозорлив! И не только с его рождением в октябре связано это…кто только из писателей духовно, не искал вдумчивую, душевную опору в этом грустном времени года.
А.С.Пушкин -любимая тема осень.
В.И.Белов – его повесть “Привычное дело”, сделавшая его классиком в 1966 году, через петрозаводский литературный журнал ” Север”. Тоже октябрь…как готовится к сорочинам, фронтовик колхозник Иван Африканович,по умершей в колхозе ещё молодой жены, матери 9-ти рябятишек, как приносит на могилу ветки горькой, ещё не пробовавшей морозов, поздние, но уже, горькие веточки рябины. Ты прости меня Катерина…Всю жизнь за Ивана решали его судьбу люди, вот и сейчас вся деревня говорила единогласно, что не будет лучшей обряжухи для её коров на ферме чем сосновская Анюта, а для многочисленной детворы Африканыча няньки, и жены самому – как, подружка Катерины, незамужняя с бельмом на глазе работящая Анютка.
Б.Можаев “Живой” – ( про Фёдора Кузькина)- Как ни далёкой казалась зима,как ни хотелось забыть о ней, а она пришла. Сначала порыжели и начали облетать липовые рощи, потом внезапно свернулись и опали почерневшие листья тальников; и зелёный мягкий противоположный берег сразу покраснел, ощетинился голыми прутьями краснотала.
На песчаных косах Мокши, больше не цвикали,не бегали вперегонки тонконогие вертлявые трясогузки, не плескались на перекатах жереха, не будили на заре Живого своими пронзительными криками перевези, перевези! Кулики перевозчики.И пассажиры на пристань приходили всен реже и реже, скучно стало на Мокше.А накануне октябрьских праздников, пришел буксирный катер и увел дебаркадер. И Фомич возвращался с участка уже по первой пороше.
Есть об этом скучном в природе, но мудром в круговерти жизни месяце, много написанного и у других, явно считающими этот месяц временем своего вдохновения, многих других талантливых писателей.
Вот и Анатолия Чеснокова-посетила эта вызывающая на откровение октябрьскаяч непогода…
Есть и В.Шукшина чисто “октябрьский” рассказ- “Алёша бесконвойный” – вопреки всем приказам начальства, Алексей, семейный человек, колхозник, фронтовик,- он по субботам не ходил на наряды на работу…в субботу он топил баню. Все об этом знали и с пониманием относились, считая чудачеством, прихоть любителя побаниться. В одну из октябрьских суббот, начиналось это очередное банное действо. Перед топкой бани, он лично скоблил деревянные полы, затем настилал елового лапника (для духа). Когда банька доходила, Алёша в исподнем и в накинутой фуфайке, не торопился в неё, ещё приличное время ходил по двору, трогал на прочность изгородь, находил ещё заделье, оттягивая время, и стараясь побольше озябнуть перед банькой на октябрьском слабом ветерке. А дальше начиналось священнодействие… Эх догоню, Хабибу догоню!Черт знает откуда прилипло к нему это четверостишье, а вспоминал он одну женщину… ехал с фронта, вез аккордеон,вешмешок с подарками..сошел сней на одном полустанке. Утром проснулся, ни аккордеона, ни мешка. Много уже лет прошло, а вот скажи сейчас, ничего для этой Хабибы не жалко будет.
Парился Алёша как паровоз, в три захода…Возвращался из баньки по тропе уже в вечерних холодных октябрьских сумерках, удовлетворённый.
Вот и Анатолий в этой октябрьской компаннии литераторов тоже октябрём дышит и прирос к нему. Русский человек был и поэт. Вполне даже в ряду с вологодским писателем Александром Яшиным-“Вологодская свадьба” и “Угощаю рябиной”, а то и с Николаем Рубцовым .Чем то схожи их литературные судьбы и творения.Хотя Николай Рубцов и выпускник Литературного института.
Всех угощаю рябиной.
Сильные вирши.Помнить будут долго Анатолия Чеснокова
Вот же жисть! Вспоминаю всегда Е.Мельникова, с его поломанной, практически трагической судьбой, а теперь не менее трагичной, и просто ужасной судьбы кончины ульяновского поэта А.Чеснокова. Но какова глубина высказанной им в стихах позиции истинного гражданина России! Какие помыслы, посылы добра людям и предостережения от угроз, и даже от рекета! Неужели Толю, бедного как истинный пиит, (не пишу, как церковная мышь) в его Карсунскойц Теньковке коснулось?
И все таки, снова о его стихотворении…крепкой души был, мужик и талантлив, коли сумел донести до нас всю боль происходящую с людьми, и с ним в первую очередь. Хорошие стихи. Толковая подборка, стихов ВЫСОКОГО уровня.
“Пьяный ковбой
и ЖПН”…это же надо было такое придумать в качестве вступления?:))
Да не было такой встречи.
Вранье все…несусветное:))
В Теньковке знали пастухов, но не ковбоев
Получается из той встречи, как бы своеобразный намёк, на судьбу поэта Анатолия Чеснокова, как того, но только литературного ковбоя, что то вроде как сам Чесноков, и был как тот самый ковбой – типа если под мухой, то все на мази, и талант просыпался? А так ли это? Скорее всего этот 36-ти зубый красавец в четвертом поколении блефовал тогда под Столичную с Бареичем. Потому, что не было у него за душой ничего, кромке ослепительной улыбки, деланной. Реальность она сурова. И не смотря конечно на былые, и реальные случаи, в совхозно-колхозное время когда, когда шофер или тракторист на автопилоте добирался до автопарка или своего дома в силу годами выработанной привычки-это одно, а вот с музой вряд ли пошалишь, как и снайпер идя на охоту, как и рыболов – до ухи ни грамма. Вон даже у В.Белова в Привычном деле, в начале повести Иван Африканыч, сдав пустую посуду в сельпо и слегка обмыв это удачное дело, поехав домой нарезает два круга на санях по одному и тому же маршруту вокруг сельпо. А в дороге до дома, перед лесом, когда хмель уже выходил из головы, встретил парня Мишку. Ох, уж этот Мишка!
у кого какой милёнок
У меня, дак Мишка
Никогда не принесёт
Лампасею лишка!
Африканыч, а ведь у меня с собой есть ещё одна бутылка нераспечатанная. Ты вроде в магазин пряники везёшь, давай возьмем двух на закуску. не боись, скажу продавщице.
Да вроде как неудобно Миша…
И вот уже через короткое время и ночь посветлела, и темный лес показался совсем не страшным, и апрельская луна висевшая в небе казалась уже не молчаливо холодной, а ласковой и приветливой. Через некоторое время дружки с песнями вкатились с песнями в заполночную засыпанную снегами Сосновку. Сватать Мишку к африканычевой троюродной сестре. Чем это закончилось-известно чем вылетели они на крыльцо , прогнанные ухватом прочь.
Так что, временная привлекательность подновлённой хмелем луны, она обманчивая.
Да и каждый нормальный человек это понимает. Это к тому, что Анатолий Чесноков, творил поэзию не по ковбойскому признаку- и если ты с утра не принял и сто грамм, вы извините не гусар!-Это не о нём. Хотя возможно было и много подобного-но именно к стихам, это не относится. Он в памяти людской останется отзывчивым, мягким, добросовестным, увлечённым человеком с НЕ ФАЛЬШИВЫМ лицом.
Не спрашивай, о ком звонит колокол…
Сегодня 7.07 2019 -го по Культуре, снова показывают фильм о родине историка Н.Карамзина с. Карамзинка Майнского района ,с одним оставшимся на тогда жителем Николаем, и его собачкой (сейчас и он покинул Карамзинку. Весьма грустное впечатление от фильма, прямое проецирование истории на память Великих людей Карамзина, Аксакова,Давыдоваи др.симбирских знаменитостей, и более современных, в том числе и Анатолия Чеснокова, (а почему бы и нет?!) И многих других людей, значащих для блага края и России, и современная ничтожная память о них.
Не спрашивай, о ком звонит колокол, он звонит по тебе.
Жан Миндубаев
Оставляя в сторонку своих мелкозлобных стандартных пачкунов,хочу признести несколько слов по существу.
несомненно,
Чесноков был даровитым человеком. Мог многое сделать в поэзии. Это так.
Но я немного о другом.
Его судьба- бродяги, полубомжа. одинокого страдальца- это судьба мнгих татантливых людей России. Да и не только ее..
Вспомните : Пушкина пристрелил заурядный дамский угодник.лермонтова убил точно такой же Мартынов.
Есенина за слишком большую ругань советской власти в пьяном виде прикончили в гостиничном номере.Автор гениальной картины “Грачи прилетели”Художник Саврасов спился и пропал безвестно. Мандельштама убили за слишком точный портрет диктатора. Нуриев был вынужден бежать как заяц от погони- и потом страдал от собственного же бегства. Фадеев застрелился от мучений совести. Спсок можно продолжать до бесконечности.
Вывод: талантам всегда трудно. Они НЕ ТАКИЕ КАК ВСЕ.
НО эти ВСЕ при их жизни обдают и х презрением,подвергают поруганиям, плюют им в лицо и хохочут над ними.
А вот после безвременой страдальческой кончины начинают восхвалять. сожалеть. плакаться и … И -что?
И никому не стыдно за то что не помогли,не спасли,не встали поперек подлецов и негодяев.
Вывод второй: не слишком ли вольготно живется в нашей стране проходимцам,негодяям.прихвостням.подлецам,двурушникам- и прочей нравственной мрази?
“Убит поэт- невольник чести..” НЕт.поэта (настоящего) убить невозможно. Он остается с людьми.
А вот пройдохи – те сами быстренько исчезают. Они некоторое время пытаются поиздеваться и похихикать гнусновато над кем-то…но ведь все равно бездари!
Приятель. Извини за фамильярство.
Но.
Чтобы рассуждать на эти темы, нужно самому быть “совестью народа”.
Безупречным человеком,признанным талантом еще при своей жизни,имея безупречную биографию и личностные данные.Только ведь…..всякая настоящая “совесть”-она сама достаточна скромна(умна),чтобы не набиваться в судьи,держаться в тени,не выступать морализатором,благоразумно рассчитывая что будущие потомки скажут свое слово. И только они и смогут всех беспристрастно рассудить. Ибо со стороны виднее,кто есть кто…кто кем был и кем он стал.
Ты же-ценитель женских ног. Местных ч.м.т.р.к. Всю дорогу мелко плавал. Чтобы теперь покойников(талантливых-заслуженных) судить.
Автору в альбом
“…не слишком ли вольготно живется в нашей стране проходимцам,негодяям.прихвостням,подлецам,двурушникам- и прочей нравственной мрази?” – в точку! Это Ты про себя! В альбом автору:
– Скажите, автор – джентльмен?
– Назвал себя он ЖПН.
Антон
Перезвоните мне пожалуйста по номеру. 8 (904) 555-73-24 Антон