На крутом Завьяловском спуске стоял деревянный дом, к которому примыкал огромный сад, широко раскинувшийся по волжскому склону. Здесь жила большая семья Рогозиных. Волжский косогор – как молчаливый хранитель памяти о них. Многое в их жизни так или иначе было связано с этим склоном…
Наверное, фамилия Рогозиных известна всем, сколько-нибудь знакомым с историей Симбирска-Ульяновска и интересующимся ей. Обширные фонды членов этой семьи хранятся в областном архиве, краеведческом и художественном музеях. 20 июля исполняется 120 лет со дня рождения Игоря Степановича Рогозина – геолога, доктора наук, известного специалиста по оползням.
Для нас, конечно, особый интерес представляют ранние годы будущего ученого, прошедшие в Симбирске. Невозможно не вспомнить об отце и старшем брате Игоря Степановича, которые оказали огромное влияние на его становление и выбор жизненного пути. Да, Рогозины – люди, оставившие столь заметный след в истории города, что трудно добавить в рассказе о них что-то новое. Эти заметки, скорее, – дань уважения и памяти.
Степан Степанович Рогозин (1859-1935) – уроженец Вятской губернии, сын рабочего, приехал в Симбирск в 1885 году после окончания Казанского учительского института. Здесь он получил назначение учителем словесности 4-го городского училища, где работал до 1911 года. С.С.Рогозин был настоящим Учителем. Категорически отвергая зубрежку, своей главной задачей он считал научить ребят думать. Степан Степанович – автор нескольких десятков книг по языкознанию, учебных пособий.
Общественный деятель, бессменный гласный городской думы, основатель Симбирского общества потребителей, С.С.Рогозин был настоящим генератором идей и планов – вполне разумных и полезных с практической точки зрения. Он близко дружил с художником Дмитрием Ивановичем Архангельским. Да и мало кто в Симбирске не знал этого болезненного на вид человека, обладавшего кипучей энергией.
Степан Степанович не был чужд политики, обоснованно считаясь «неблагонадежным». Еще во время учебы в Казани он увлекся идеями народников. Рогозин был близок с Валентином Рябиковым – своим учеником; не разделял его социал-демократических идей, но охотно беседовал и нередко ссужал деньгами. Собственно, он не принадлежал ни к какой партии, а его «левые» взгляды основывались исключительно на собственных размышлениях и выводах. Много позже С.С.Рогозина преследовали за «антисоветскую деятельность».
Д.И.Архангельский, отмечая необычайное разнообразие интересов Рогозина, говорил, что «все эти линии деятельности шли параллельно и с одинаковым напряжением». Но главным делом его жизни стало садоводство. Занявшись им поначалу для поправки здоровья, Степан Степанович по праву заслужил титул «короля симбирских садоводов».
Первое время Рогозины жили на квартире при училище. Потом был куплен дом на Завьяловском спуске, и в маленьком (поначалу) саду он приступил к своим опытам. Рогозин первым в Симбирске начал выращивать помидоры, и вскоре они получили широкое распространение. Основное внимание он уделял яблокам, грушам и другим плодовым культурам. Отыскивая сорта, прививая их в своем саду, Рогозин пришел к мысли взяться за огромный труд: описать все известные в Поволжье сорта плодовых культур. Результаты своей работы он описывал в печатных трудах, высоко оцененных садоводами и специалистами: «Как я сажаю помидоры», «Садоводство в зависимости от местных условий», «Средневолжская помология» и др.
С.С.Рогозин скупал соседние участки вдоль Завьяловского спуска, и его сад постепенно стал самым большим и лучшим в городе. В 1902 г. он открыл первый в Симбирске коммерческий плодовый питомник, вскоре получивший всероссийскую известность и серебряную медаль на выставке в Москве.
Степан Степанович стоял у истоков открытого в Симбирске в 1901 г. Общества садоводов; являлся организатором и участником всех выставок; возглавлял городское общество садоводов после революции. Сад С.С.Рогозина был настоящей городской достопримечательностью: в нем проводились экскурсии, проходили практику студенты. Этот сад и его беседка, оставшаяся от прежних хозяев, Чебоксаровых, запечатлены в работах Д.И.Архангельского.
Удивительно, но даже во время сильнейших засух и нашествия вредителей сад Рогозина – единственный в городе – оставался зеленым. Рогозин первым в Симбирске начал устраивать в саду противооползневую защиту. В этом ему помогал сын Игорь – будущий геолог, ученый-оползневик всесоюзного уровня.
У Степана Степановича и Анны Ивановны Рогозиных было девять детей. Старший – Глеб, родился 4 (16 по н.с.) мая 1890 года; Игорь – четвертый ребенок – 8 (20 по н.с.) июля 1899 года. Их будущее во многом определила встреча с Алексеем Петровичем Павловым – профессором Московского университета, геологом, палеонтологом. Игорь Степанович вспоминал:
«Стайка ребятишек, и среди них я, шла по берегу Волги, несколько выше пароходных пристаней. Берег в том месте сильно размывался течением, был обрывист. На краю обрыва сидел какой-то хорошо одетый человек в шляпе и молотком на длинной ручке разбивал камни. Картина была совершенно необычная… Мы расселись вокруг. Затем последовал вопрос: «Дедушка, а зачем ты камни колотишь?» «А вот смотрите», – и на отколе одного камня всеми цветами радуги заблистал перламутр морской раковины – аммонита.
– Дедушка, а нам можно?
– Можно! – и протянул нам молоток. Вырывая его друг у друга, мы бросились на бичевник… Но вот после особенно сильного удара переломилась ручка. Дедушка даже не рассердился. Молоток взял, а ручку выбросил. Мы осмелели. А дедушка стал показывать камни и рассказывать удивительные вещи: «Это раковины морские. Здесь было море, а глина на берегу – морской ил». Расспросам не было конца. Но вот он поднялся, сказал, что ему пора и оставил нас на берегу, горячо обсуждающих его рассказ. Обсуждение было бурным, чуть не до драки. Вернувшись домой, я с удивлением увидел дедушку. Он остановился у нас…».
«Дедушка» – профессор Павлов – часто бывал в Симбирске, в 1915 году приезжал изучать последствия катастрофического оползня, и всегда останавливался у Рогозиных. Старший брат Глеб работал вместе с ним, делал замеры, фотографировал, а Игорь им помогал.
«…Теперь с дедушкой, когда он приезжал в Симбирск, я уже не расставался. Отвязаться от меня не было никакой возможности…». А в 1927 г. студент Московского университета Игорь Рогозин получил в подарок тот самый молоток, который они с мальчишками сломали, и с которым А.П.Павлов прошел всю Симбирскую губернию.
Глеб Рогозин еще гимназистом стал сотрудником Симбирского естественно-исторического музея. Окончив в 1909 г. гимназию, он поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Каждое лето приезжая в Симбирск, продолжал работать в музее. Выезжал в экспедиции, разбирал коллекции, фотографировал (фотография была одним из его увлечений). В музей поступило 15 пудов костей мамонта и других ископаемых животных, собранных Г.Рогозиным близ Ундор. И.С.Рогозин писал: «В одну из наших поездок на Ундорский остров Глебом были найдены черепа доисторического человека. Эти черепа очень заинтересовали дедушку, и он захотел сам осмотреть место находки».
Игорь следовал примеру брата: «В музее начал работать и я, когда мне было 8 лет. Музей помещался в угловом каменном доме на углу Беляевского переулка и Покровской улицы. … Возвращаясь из школы, я шел не домой, а в музей. Хорошо помню чучело черного волка, витрины с бабочками, птичками и т.д. Мы, мальчишки, тащили в музей всякую чепуху… Музей был для меня настоящей школой. Опыт экспедиционной работы я получил, работая в музее и для музея». Позже он пополнил фонды музея многими ценными экспонатами.
Глеб рано увлекся революционными идеями. Немало способствовал этому Степан Степанович, водя 15-летнего сына на митинги и познакомив его с Рябиковым. Но когда Глеб попытался организовать забастовку среди рабочих его сада, задал сыну крепкую взбучку. Г.Рогозин стал активным членом группы РСДРП, дружил с В.Рябиковым и Д.Перкиным, встречался с М.А.Гимовым. При этом он успешно учился в университете, занимался научной работой, работал в комиссии Академии наук, ездил в экспедиции. Глебу пророчили большое будущее, казалось, – ему все по плечу…
Шла война. После окончания университета в 1916 году Рогозин был мобилизован. Февральскую революцию он встретил с радостью; был избран членом Петроградского Совета. А вскоре его часть отправили во Францию, потом он оказался в Африке. За антивоенную агитацию Г.С.Рогозин был сослан на каторгу в Алжир, где провел в нечеловеческих условиях 3 года. Больной туберкулезом, истощенный вернулся он домой осенью 1920 года.
Глеб Степанович с головой ушел в работу. Он заведовал кафедрой геологии Симбирского народного университета, готовил учебные пособия, сотрудничал с Народным музеем, вел раскопки, работал в комиссии по борьбе с оползнями…Торопился успеть, наверстать. Подорванное здоровье не могло долго выдержать такого темпа. 5 июля 1923 года Г.С.Рогозина не стало.
Игорь Рогозин, под влиянием старшего брата и профессора А.П.Павлова, с детства связал свою жизнь с геологией. Нет, он не был «книжным мальчиком». «Мое окружение того времени – дети матросов, ломовых извозчиков, …«галахов» («босяков»). Были и просто воры, беглые (очень интересные люди). Тут многому можно было научиться: отборной ругани, вскрытию замков и т.п. Были и положительные стороны: вырабатывалась не только самостоятельность, знание жизни, но и любознательность, интерес к окружающему».
Мальчишек интересовало все, но особенно привлекало строительство волжского моста. «…Я, естественно, оказался в числе завсегдатаев строительства. Придя из гимназии и поскорее пообедав, бежал на берег… Был я не только зрителем. Лез всюду, где меня не спрашивали. Прежде всего, меня поразили буровые работы, забивка свай. Это было изумительно. … Само собою, что я принимал посильное участие, и за это был два раза бит десятниками. … Но я познакомился со всеми видами работ, кроме кессонных…
Особо впечатляющей была перевозка ферм моста на баржах. И еще потрясающим был пожар лесов и падение при этом наполовину собранной фермы. Я как-то повзрослел при этом. Но особенно поразил меня оползень 1915 года, поваливший 8 быков аркады моста. С тех пор, собственно, я и стал оползневиком».
В 1926-1931 гг. Игорь Рогозин был студентом-геологом Московского университета, учеником профессора А.П.Павлова – «дедушки». Тогда и получил в подарок молоток, ставший символом эстафеты поколений. Студент Рогозин по заданию Главного управления коммунального хозяйства изучал оползни. В 1929 г. он приехал в Ульяновск. В это время было принято решение о закрытии Сенгилеевского цементного завода из-за оползней. Исследования Рогозина и его позиция в этом деле сыграли решающую роль – завод был спасен.
И.С.Рогозин трудился в разных районах страны: в Средней Азии, на Кавказе, в Крыму… В 1930-х гг. работал на Крымской оползневой станции; потом руководил созданной им гидрогеологической лабораторией 1-ой очереди Московского метрополитена; принимал участие в исследованиях для строительства Волго-Донского канала и Куйбышевского гидроузла. С 1941 г. был начальником отдела инженерной геологии Главгидростроя; позже работал в лаборатории гидрогеологических проблем Академии наук СССР. Доктор геолого-минералогических наук, он стал крупнейшим в СССР специалистом по оползням, автором ряда научных трудов.
В 1961 году в издательстве Академии наук СССР вышла книга И.С.Рогозина «Оползни Ульяновска и опыт борьбы с ними». В ней описывается история симбирских-ульяновских оползней, дается подробный анализ их причин, современной (тогда) обстановки; приводятся прогнозы и способы борьбы с этим бедствием.
«…Убытки от оползней в Ульяновске исчисляются десятками млн. рублей. Вред не ограничивается только прямыми убытками, приходится отказываться от строительства новых необходимых сооружений. … После заполнения водохранилища уровень Волги около Ульяновска поднялся на 21 м. Началось разрушение (переработка) берега, усилились старые и появились новые оползни в береговой полосе…
В последние годы в Ульяновске стало функционировать Управление противооползневых работ, но эксплуатация противооползневых сооружений от этого не улучшилась. Опыт показывает, что для надзора за канавами, дренажами, ливнестоками нужны не учреждения с бюрократическим аппаратом, а 1-2 рабочих… при отделе коммунального хозяйства. Эти рабочие должны вести постоянный надзор за сооружениями и немедленно производить мелкий ремонт или расчистку канав…
Следует обратить внимание на то, что наиболее крупные оползни в значительной мере были вызваны деятельностью человека. Оползень 1902 г. был связан со строительством шоссе. Еще более грандиозные оползни 1915 и 1955 гг. также были связаны со строительством. Происходившие в 1958 г. оползни западнее Минаевского спуска связаны со спуском по нему промышленных вод…»
Ульяновск многим обязан И.С.Рогозину. Он консультировал и участвовал в изыскательских работах по проектированию Ульяновского речного порта и реконструкции волжского моста; укреплению берегов Куйбышевского водохранилища. Занимался разработкой мер по укреплению волжского склона при сооружении объектов Мемориальной зоны и разбивке парка Дружбы народов.
Игорь Степанович Рогозин скончался 1 декабря 1977 года в Москве.
На затопленном Духовском (Минаевском) кладбище в Подгорье исчезли могилы Степана Степановича Рогозина, умершего 28 апреля 1935 года, его сыновей Глеба, Льва, Юрия, Вадима.
В апреле 1970 г. И.С.Рогозин и его сестра Н.С.Клюжева обратились в Ульяновский горисполком с просьбой сохранить дом их отца на Пролетарском (бывшем Завьяловском) спуске. Комиссия провела обследование и дала заключение, что «ветхий дом… и другие постройки сохранить нет возможности, они полностью износились…». На месте дома и сада Рогозиных был разбит парк Дружбы народов. В сегодняшнем Ульяновске о членах этой семьи не напоминает ничего, кроме музейных экспонатов и архивных фондов…
По материалам УОКМ, ГАУО, публикациям М.Козловой, Т.Громовой, А.Шабалкина и др.
________________
Бывший дом С.С.Рогозина на Пролетарском (Завьяловском) спуске. 1960-ые гг.
ГАНИ УО
Д.И.Архангельский. В саду С.С.Рогозина.
Д.И.Архангельский. Беседка в саду С.С.Рогозина.
Семья Рогозиных.
ГАУО
Степан Степанович Рогозин. 1916 год.
ГАУО
Члены Союза симбирских садоводов на крыльце бывшего здания присутственных мест. В первом ряду в центре С.С.Рогозин. 1922 год.
ГАУО.
Глеб Степанович Рогозин (второй справа) с товарищами. Симбирск, 1906 год.
УОКМ
Глеб Степанович Рогозин. Акварель Д.И.Архангельского, 1921 год
ГАУО
Игорь Степанович Рогозин:
1) Фрагмент группового снимка, 1922 год.
2) 1974 год.
ГАУО
Фотографии из книги И.С.Рогозина «Оползни Ульяновска и опыт борьбы с ними», М., 1961:
1) Волжский склон под Венцом в районе площади Ленина. 1950-ые гг.
2) Дома, разрушенные оползнем в апреле 1957 года.
теперь в Ульяновске
Давидзоны “специалисты” по оползням