7 августа в федерации профсоюзов обсудили реализуемую на УАЗе программу «добровольного высвобождения офисных и сервисных сотрудников» – другими словами банальное сокращение порядка 1000 сотрудников предприятия. В совещании участвовали губернатор, члены регионального правительства, депутаты и представители предприятия.

Красноречивым итогом встречи было высказывание главы региона. Цитируем: “Сказки про трудности и неэффективность рассказывать проще всего. Рабочие на УАЗе получают по 14 тысяч рублей — это практически черта бедности. А сколько получают менеджеры? Люди ходят на работу и бедные. А сейчас у нас согласования для увольнения просят. Выведу весь коллектив, выведу весь город. Уволить никого не дадим. Будем рассматривать варианты помощи заводу».

Ранее в пресс-службе автозавода нам рассказали, что о точном числе сотрудников, которые примут решение уйти с предприятия, станет известно к 20 августа. При этом за первые 7 дней таких — более 100 человек. Отметим, что УАЗ всячески подчеркивает добровольность сокращения. Заявляется даже, что многие хотели бы уйти и получить компенсацию, но им якобы отказывают.

По словам председателя Федерации профсоюзов Ульяновской области Анатолия Васильева, законных оснований для сокращения сотрудников УАЗа нет. Однако руководство автозавода заявило, что в августе “объявляется режим, благоприятный для увольнения с предприятия по собственному желанию с выплатой трех рабочих окладов».

“На встрече с представителями руководства автозавода мы спрашивали про нормативные документы, есть ли они вообще? Никаких официальных документов на сокращение работников в количестве 1000-1500 человек представлено не было. Было только разъяснительное письмо о том, что в августе объявляется некий “режим, благоприятный для увольнения с предприятия по собственному желанию с выплатой трех рабочих окладов”. Это прозвучало официально, и это положение действует. Сейчас 111 человек написали такие обращения и готовы уволиться с компенсацией в три оклада. Наша позиция сформулирована жёстко. Мы считаем, что для того, чтобы законно говорить о массовом увольнении, а сейчас это более 10%, необходим официальный приказ предприятия. Чтобы в приказе были изложены категории людей, которые подпадут под дальнейшую процедуру. Должны быть соблюдены все процедуры, которые защищают работника в таких случаях. При массовом увольнении работник должен быть уведомлен профсоюзным комитетом за три месяца,  все процедуры должны оформляться согласно закону. Кроме информационного письма ни одного положенного нормативного документа по данному предприятию нам не представили. Есть официальное обращение в службу занятости на сокращение порядка 50 сотрудников. Но для того, чтобы нам, как профсоюзным органам, вмешаться в этот процесс, необходим нормативный документ. Или уведомление от службы занятости, или уведомления работников на основании приказа», – отметил Васильев.

Глава региона Сергей Морозов считает, что данная ситуация “доведена до маразма”. Ему непонятна позиция завода, который каждый год пытается оправдать сокращения, а сейчас утверждает, что “у них там 1000 человек лишних из числа белых воротничков”, и вообще их “лишили льгот”:

“Им не дали льготы за прошлый год только по одной простой причине — мы решили выделить почти полмиллиарда рублей на восстановление Дворца культуры УАЗ. С начала 90-х годов он был разрушен. И автозавод даже пальцем не пошевелил, чтобы начать его хоть как-то делать. Через месяц мы приступаем к строительству (восстановлению) профилактория УАЗ, где даже название менять не будем. <…> Разве это не помощь? Это заслуживает ежегодного сокращения  1000 человек? Коллеги, если вы хотите кого-то сокращать, то расскажите о своей заработной плате. Начиная от господина Швецова и заканчивая всеми остальными топовыми менеджерами. От территории самого завода тоже остается не самое лучшее впечатление – состояние ужасное».

По словам заместителя генерального директора по персоналу ООО «УАЗ» Евгения Скрыпникова, из-за падения объемов продаж в 2018 году предприятие завершило работу с отрицательным показателем чистой прибыли. Сейчас завод пытается достичь финансовой устойчивости, поэтому снижает затраты, в том числе на управленческие и накладные расходы:

“Сейчас численность сотрудников на УАЗе около 8 900 человек. Прогнозы экономических показателей по заводу неутешительные. Однако перед нами стоит задача соблюдения плана продаж. Сейчас завод пытается достичь финансовой устойчивости, поэтому снижает затраты. В том числе мы реализуем программу по добровольному высвобождению ряда сотрудников, мы предлагаем им компенсации. Однако программа по высвобождению не касается основных работников –  в них у нас недостаток. Ничьи права нарушены не будут. Всем высвобождающимся сотрудникам УАЗа дают памятки, где рассказывается, куда они могут устроиться на работу. Для них есть 4 000 вакансий. Также провели переговоры с кадровыми частными центрами, будем направлять сотрудников и к ним тоже».

Однако у собравшихся возникли вопросы относительно компенсационных выплат: каким локальным актом эта программа утверждена? Не факт, что условия, предусмотренные программой, будут выполнены. По словам заместителя председателя областного союза «Федерация профсоюзов Ульяновской области Ирины Русяевой, те условия могут быть не выполнены и человек, приняв решение о добровольном высвобождении, потом никаким образом выплаты не получит: “Законодательно вообще нет понятия “добровольное высвобождение”. Человек может никогда не получить и эти три выплаты».