Сегодня рейсы Аэрофлота выполняют 49 лайнеров Sukhoi Superjet 100.
Лайнер успешно трудится на высокогорье, в жарких регионах и на Крайнем Севере. Кроме того, интерес к российскому узкофюзеляжному самолету со стороны как отечественных, так и зарубежных перевозчиков в значительной мере объясняется готовностью производителя быть гибким с учетом требований авиакомпаний. Свою роль сыграла и способность SSJ 100 взлетать и садиться в ряде европейских аэропортов с ультракороткими полосами.
Десять лет назад в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет опытного образца SSJ 100. Самолет поднялся на высоту 1200 метров, совершил четыре прохода над взлетно-посадочной полосой, сделал «коробочку» и успешно приземлился, проведя в воздухе 65 минут. Более двух лет заняли заводские и сертификационные испытания, и летом 2011-го коммерческую эксплуатацию SSJ 100 начал Аэрофлот. 16 июня вылетевший из Шереметьево лайнер, названный в честь легендарного советского летчика Михаила Водопьянова, успешно приземлился в аэропорту Пулково г. СанктПетербург.
Производство самолета и его окончательную сборку осуществляет Комсомольский-на-Амуре филиал АО «Гражданские самолеты Сухого» при участии других заводов на территории России, где изготавливаются комплектующие. С момента организации производства до начала выпуска первых серийных самолетов прошло всего пять лет. Сейчас в составе филиала действуют технокомплекс, служащий центром распределения комплектующих на производственные площадки филиала, цеха сборки фюзеляжа и окончательной сборки, а также летно-испытательная станция.
В парк Аэрофлота лайнеры поступают в комфортабельной двухклассной компоновке, рассчитанной на перевозку 87 пассажиров (12 мест в салоне бизнес-класса и 75 – в салоне эконом-класса).
Узлы и части SSJ 100 поступают в технокомплекс, где их проверяют, комплектуют и выдают для сборки вместе с необходимым инструментом.
После состыковки отсеков фюзеляжа выполняется установка элементов крепления и деталей каркасов пола багажно-грузового отсека и обтекателя «крыло–фюзеляж».
На следующих участках наносится антикоррозийное покрытие, монтируется остекление, а также двери – пассажирские, сервисные и багажно-грузового отсека.
Завершающие работы в этом цехе – монтаж в фюзеляже гидравлической и топливной систем, теплозвукоизоляции и кабельной сети.
Самолет обретает форму: производится стыковка киля, стабилизатора и крыла, монтаж опор шасси, вспомогательной силовой установки и носового обтекателя.
Завершающие работы в этом цехе – монтаж гидравлической и топливной систем, теплозвукоизоляции и кабельной сети
За установкой панелей багажно-грузового отсека и пола пассажирской кабины следует монтаж маршевой силовой установки и аварийно-спасательного оборудования.
Всесторонняя проверка начинается с заправки топливной системы керосином, следующие этапы – запуск вспомогательной и маршевой силовых установок.
На стендах проверяется функционирование радионавигационных систем при запуске маршевой силовой установки, затем выполняются скоростные пробежки и проводятся летные испытания.