Наблюдательным советом ЦСИ под председательством С.И. Морозова на 2019 год для нас был утверждён перечень приоритетных к разработке тем исследований, одной из которых является исследование причин снижения предоставляемых Ульяновской области дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Цель, стоящая перед нами, была довольно проста: – разложить «на молекулы» формулу расчёта дотаций и понять, почему сократился объём выделяемых из федерального бюджета денежных средств, – понять, как в этой ситуации ведут себя наши ближайшие «соседи», и какие они используют возможности для увеличения объёма этой финансовой помощи, – понять, можем ли использовать аналогичные инструменты «борьбы» за федеральный транш. Дотации, о которых идёт речь, представляют собой финансовую помощь регионам, которые не способны «своими силами» свои полномочия в полном объёме. Тем самым, направляемые финансовые ресурсы помогают частично «сгладить» разницу в уровне жизни отдельных субъектов Российской Федерации. Конечно, нам эти деньги нужны и большинство регионов борются за них разными методами, так как сегодня они стали одним из приоритетных бюджетных трансфертов в Российской Федерации, благодаря которому происходит повышение самостоятельности и органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в расходовании переданных средств федерального бюджета. Однако, есть и обратная сторона в данной федеральной поддержке: у субъектов РФ, являющихся получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, сегодня фактически отсутствуют стимулы как к наращиванию доходного потенциала, так и к более грамотному и эффективному расходованию бюджетных средств, поскольку (в соответствии со ст. 131 БК РФ), дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ предоставляются субъектам РФ, уровень расчётной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчётной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. То есть чем меньше изначально денег в региональном бюджете (до распределения дотаций), тем больше их получит регион в соответствии с федеральной методикой.
Наверное, слабым регионам такую помощь оказывать всё-таки нужно, и она будет им несомненно полезна, но хотим ли мы быть таким «слабым» регионом? Ульяновская область сегодня является «низкодотационным» регионом среди субъектов ПФО, поскольку размер дотации варьируется в пределах от 2,0 до 5,0 млрд. рублей в течение 10 лет (но об этом чуть позже). Проще говоря, мы не особо нуждаемся в данном виде финансовой помощи со стороны Правительства РФ, поскольку проводим достаточно эффективную, по сравнению с другими регионами, налоговую и инвестиционную политику. Поясним на конкретных цифрах!
В результате проведённого нами исследования, нами были выявлены основные причины снижения объёма федеральной помощи региону:
Динамика индекса налогового потенциала Ульяновской области), 2010-2019 годы При сравнении двух периодов получения федеральной дотации (2018 и 2019 годы), мы пришли к выводу, что за год налоговый потенциал региона увеличился на 5,45 млрд. рублей. Причём наибольшее влияние на итоговый Индекс налогового потенциала оказывают налог на прибыль (коэффициент корреляции составил 0,966, что соответствует очень сильной зависимости), НДФЛ (коэффициент корреляции – 0,88 – высокая степень зависимости), акцизы (коэффициент корреляции равен 0,84 – высокая степень зависимости) и налог на имущество (коэффициент корреляции – 0,89 – высокая степень зависимости). А уже сейчас прирост к уровню прошлого года по налогу на прибыль составил более 118 млн. рублей, по НДФЛ – более 237 млн. рублей, всем видам акцизов на алкоголь (более 400 млн. рублей) и прочим налогам. А ведь все они учитываются в формуле при расчёте налогового потенциала области. И в прошлом году была схожая ситуация. Таким образом, данное увеличение поступления налоговых доходов при очередном расчёте индекса налогового потенциала (на следующий расчётный период (2022-2024 гг.)) опять приведёт к увеличению значения индекса налогового потенциала субъекта и к увеличению значения показателя бюджетной обеспеченности, что, в итоге, также приведёт к сокращению расчётного объёма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Динамика стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг Опять же, специфика федеральной методики в том, что на Индекс бюджетных расходов наибольшее влияние оказывают, в основном, следующие составляющие: – отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в регионе к среднему значению по РФ, – доля населения до 17 лет и лиц старше трудоспособного возраста в численности населения, – стоимость ЖКУ в расчёте на 1 кв.м жилья в месяц, – денежные доходы в расчёте на душу населения. Эти показатели, согласно Методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, участвуют в расчёте 2-х основных показателей, на основе которых определяется итоговый Индекс бюджетных расходов: – коэффициент уровня цен в субъекте РФ, – коэффициент стоимости жилищно-коммунальных услуг. За анализируемый 10-летний временной интервал рост коэффициента уровня цен составил всего 12,5% (причём стоимость фиксированного набора возросла за этот же период на 8%, а доля нетрудоспособного населения увеличилась на 19%). Что касается коэффициента стоимости ЖКУ, то за 10 лет он возрос на 71,7%, причём ежегодный темп роста стоимости ЖКУ на 1 кв.м жилья составил 1,07. Однако специфика расчёта Индекса бюджетных расходов заключается в присвоении, так называемых, «весовых коэффициентов» составным частям формулы расчёта. И наше «преимущество», заключающееся в значительном росте стоимости ЖКУ, которое могло существенно увеличить общий ИБР, нивелируется предельно низким весовым коэффициентом – 0,1. Куда больший вес занимает показатель уровня цен (0,35), однако сама его динамика (которую мы сдерживаем) не позволила ИБР сколько-нибудь существенно вырасти. Таким образом, на сегодняшний день в условиях наращивания потенциала промышленных предприятий области, обеспечившего стабильный рост налоговых поступлений в бюджет, а также эффективной работы с убыточными предприятиями, стабильной политики удержания цен на социально значимые товары, нам не стоит рассчитывать на значительную федеральную помощь.
Уровень расчётной бюджетной обеспеченности по Ульяновской области, 2010-2019 годы Исходя из основной цели выделения данного межбюджетного трансферта (цель – снижение степени межрегионального неравенства: федеральные трансферты направляются в регионы со сравнительно менее развитой экономикой, тем самым реализуется принцип справедливого пространственного распределения ресурсов), актуальная методика распределения федеральных дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов основана на «справедливом» подходе к распределению ресурсов между регионами (в отличие от ряда методик, базирующихся на принципе «эффективности»). Это подтверждается такими условиями распределения, как: – исключение из финансирования регионов, бюджет которых достаточно финансово «наполнен» и особой потребности в дополнительном финансировании со стороны Правительства РФ нет («регионы – доноры»); – распределение дотаций пропорционально отклонению от уровня, установленного расчётным путём в качестве критерия выравнивания. То есть реализуется политика некоторого «сближения» субъектов РФ по показателю бюджетной обеспеченности. В связи с этим, согласно проводимой субъектами Приволжского федерального округа и Российской Федерации, в целом, бюджетной политики, все субъекты ПФО мы сгруппировали в 2 блока относительно используемых факторов экономической динамики: I БЛОК – «регионы – доноры». Регионы, ориентирующиеся на внутренние (собственные) источники роста без дополнительных ресурсов извне. Это Республика Татарстан и Самарская область. За 10 лет анализируемого периода (с 2010 по 2019 годы) в бюджеты этих субъектов (по Самаре исключением стал лишь 2013 год) ни разу не направлялись федеральные средства на выравнивание бюджетной обеспеченности, поскольку уровень бюджетной обеспеченности на 1-м и 2-м этапах выравнивания превышал установленные соответствующие критерии выравнивания расчётной бюджетной обеспеченности. Таким образом, можно сделать следующий вывод: субъект РФ, имеющий стабильную положительную динамику по проводимой в регионе фискальной политике, а также имеющий большие фактические расходы консолидированного бюджета по предоставлению бюджетных услуг на душу населения (превышающие критерии, установленные федералами), не может претендовать на федеральную помощь в целях выравнивания своей бюджетной обеспеченности. II БЛОК – «регионы – реципиенты». Регионы, конкурирующие за ограниченные ресурсы и рассматривающие рост национальной экономики как результат эффективного межрегионального распределения этих ресурсов. Общий объём федеральных дотаций при этом распределяется между ними исходя из необходимости достижения субъектом минимального значения бюджетной обеспеченности. К таким регионам в ПФО относятся Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская, Пензенская, Саратовская области и Ульяновская область. Причём самыми «нуждающимися» в федеральной помощи в 2019 году признаны Чувашская, Кировская области и Республика Башкортостан. Объём межбюджетного трансферта для субъектов Комментарий Жигаловой Оксаны Валерьевны, кандидата экономических наук, руководителя Центра макроэкономических исследований, спецпроектов и экономической безопасности АНО «ЦСИ Ульяновской области»: «В процессе исследования мы пришли к выводу, что повысить объём федеральной дотации мы можем либо за счёт «сдерживания» показателей налогового потенциала, либо за счёт увеличения индекса бюджетных расходов или сокращения расходов на исполнение расходных полномочий. В первом случае, «игра не стоит свеч», поскольку в случае снижения темпов роста объёмов собранных налогов наш бюджет потеряет намного больше средств, чем получит федеральной поддержки на наращивание налогового потенциала. Действительно, при сравнении двух периодов получения федеральной дотации (2018 и 2019 годы), мы пришли к выводу, что за год налоговый потенциал региона увеличился на 5,45 млрд. рублей, в то время как за счёт этого роста мы недополучили федеральной дотации на сумму 389,6 млн. рублей. Во втором случае, увеличение индекса бюджетных расходов возможно лишь за счёт резкого роста цен на социально значимые товары, что кардинально неправильно и противоречит нашей региональной политике по сдерживанию цен. Что касается сокращения расходов на исполнение полномочий, то здесь мы также можем натолкнуться на негативные социальные последствия, поскольку, в основном, это будет касаться здравоохранения, образования и социальной сферы. Считаем, что здесь мы можем подтвердить выводы Министерства финансов региона о невозможности на сегодняшний день ориентации на данный источник дополнительных доходов для бюджета». Комментарий Нейф Натальи Михайловны, кандидата экономических наук, доцента, декана экономического факультета ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина»: «Специфика федеральной политики выравнивания субъектов РФ относительно уровня их бюджетной обеспеченности такова, что на значительные объёмы федеральной помощи могут рассчитывать лишь те регионы, налоговый потенциал которых значительно ниже среднерегионального уровня при одновременной нехватке бюджетных средств на исполнение расходных полномочий органов государственной власти. Ульяновская же область является на сегодняшний день субъектом, имеющим стабильную положительную динамику по проводимой в регионе фискальной политике, а также имеющим большие фактические расходы консолидированного бюджета по предоставлению бюджетных услуг на душу населения (превышающие критерии, установленные федералами). Поэтому не может в данных условиях претендовать на федеральную помощь в целях выравнивания своей бюджетной обеспеченности. Считаю, что Правительству региона нужно принять решение о переориентации с данного источника дополнительных доходов для бюджета на получение федеральной поддержки за стабильно высокий налоговый потенциал». Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Ну вообще то
Если регион денег не просит, то это не значит что в регионе все хорошо!
Это значит что власти региона очень боятся попросить, чтобы не подумали, что в регионе все плохо и они плохие управленцы.
На мой взгляд в регионе где нет муниципального общественного транспорта, уничтожена медицина, нет инвестиций в строительство детских садиков и школ и нет ренновации… не хорошо.
Бездельники
Малышева с Государственно-правового управления что там забыла. Она в экономике не шарит.
Женщина с Колхозного
Малышева поспать пришла, это же очевидно
Да вообще-то
и не будет хорошо, пока такие как на фото чинушары типа Шканова пялятся в телефон и ждут-мучаются, когда можно будет прыгнуть в свой “честно заработанный” Финик и срыгнуть от губера к себе на дачу.
А если губер переживает за результат работы команды, то мог бы на совещании публично всего один раз вломить писты какому-нибудь чинушаре, выкинув его с Заборной площади за рукоблудие с телефоном, и другие присмыкающиеся свои сотовые оставляли бы дома. Но где Морозов и где работа, поэтому у него все бездельники на всех совещаниях залипают в сотовые…
эх-хе-хе
Что же вы людям пытаетесь врать 20 лет!Какая мерзость -эти их выводы о привлекательности региона и о его значимости!”сильный регион “-это в чем? В повальных праздниках-ДА! Из каких таких источников мы наполняем бюджет? Если только из асмусовских картинок и графиков-так это от скудоумия все!
:)
“В результате проведённого нами исследования, нами были выявлены основные причины снижения объёма федеральной помощи региону:”
Кредитов набрали, не не слышали.. .!?
Оооо!
“Сильный регион” – подумали жители Ульяновска и области и уехали на работу в Москву.
ОДнкао
А чего они все такие страшные? Неужели власть так портит рожу?
Ха-ха
К сожалению, там детей королевских кровей не наблюдается, поэтому набирают по остаточному принципу: “Каво знаш, чьих буиш, кто за тя зуб даст?” :)
Хе-хе
Это называется клан.
Иван из Тушны
Хватит,прекратить,х…ю молоть,Иваныч снова вывел нас вперед,всех догнали и обогнали, так сказать!!!Весь бюджет за сшёт нашей области полнятся!!!
Кость
Догнали,обогнали, перегнали, обокрали…..
Сидор
Интересно как влияет это “иследование” ЦСИ из многих букв и цифр при принятии управленческих решений на уровне власти? Или это ” отработка” выделенных бюджетных средств?
Дмитрий1
Ого, да оказывается Башкортастан и красивейший, удобнейший город Уфа это дотационная жопа мира! С великим ульяновском и не сравнится.
Ничего что Вы 30 млрд долга наплодили, чтобы не выглядеть в статистике унылым дотационным регионом? Отдавать кто будет, когда вы в швейцарии на пенсии кости греть будете? Недавно же сами признали, что мы почтм банкроты и запретили бюджетным организациям сасостоятельно распоряжаться деньгами.
Ха-ха-ха
Тоже удивило про Башкирию. Не, кому-то может и прокатит, типа нашего великого экономиста-губернатора, но, как говорится, географию никто не отменял.
Какие же неучи руководят областью!
Дед Михей
Б..дь, и тута нам х..й с пальмовым маслом! Зато самые жирные и спортивные…….
Зачетеые фото!
Кто спит, кто дремлет, кто скучает, кто в телефоне…
И ещё
По ним реально видно, что “Ульяновская область вошла в тройку лидеров среди регионов России по количеству людей, страдающих ожирением.”.
“ЖИРНО живём”.
А как вы хотели
И по фото очевидно, что не в Париже…
Автодром
Откровенная и наглая ложь , устраивающая всех и Москву ( бабла давать не надо ) , и местных чинуш ( гарантия личной безосности ) . В проигрыше от этого , только регион . Собираемость растет не за счёт увеличения продаж , а за счёт фискальной нагрузки на простых граждан и мелкий бизнес ( который скорее мертв , чем жив ) . Дотаций нам не надо будет , только тогда когда будет справедливое распределение доходов . Хотя бы 30% центру , а 70% себе . До этого надо требовать с центра по максималке .
1
Они сейчас дербанят деньги от алкогольных акцизов, которые пошли после отмены запрета на продажу алкоголя по выходным!!!
Дмитрий
Сильныц регион когда народ получает достойную зарплату низкая смертность низкий уровень смертельных заболеваний. А в данный момент это не ригион а деревня
Между прочим
Если не ошибаюсь,то ли в 2017, то ли в 2018 году Ульяновская область была второй в ПФО поосле Нижегородской, по величине возвращаемых средств от НДС. Остальным возвращали меньше. Это так, инфа к размышлению.