Подростковый возраст – тяжелый период в жизни ребенка, у всех детей он проходит по-разному, однако психологи всегда готовят родителей к тому, что они могут столкнуться с трудностями в это время. Помимо того, что у них нестабилен гормональный фон, дети начинают выстраивать свои приоритеты, сталкиваться с проблемами и пытаться самостоятельно их решать, считая свое мнение и мнение сверстников первостепенными. Нестабильное психоэмоциональное состояние – хорошая почва для зарождающейся агрессии. На днях в Ульяновской области в селе Патрикеево произошел ужасный случай, всколыхнувший не только жителей региона, но и далеко за его границами: школьник лишил жизни себя и своих родных.

Педагоги-психологи ульяновского МБОУ Центр «Росток» не остались в стороне от этого кошмарного инцидента и рассказали о том, как родителям справляться с проявлениями агрессии у своего ребенка, а также как их предотвратить.

Невозможно уследить за каждым шагом своего ребенка, но можно одно: всегда обращать внимание на изменение поведения, настроения и уж тем более проявление вспыльчивости и ярости.

Рассказывает педагог-психолог Дарья Музалева.

«Звоночки»

Психологи выделяют ситуации, когда родителям и близким ребенка нужно быть внимательными и обратиться за помощью к специалистам: непонимание своего ребенка, напряженная атмосфера в семье, конфликты подростка с другими (семейные конфликты, конфликты со сверстниками, унижения, травля с их стороны), агрессивность по отношению к окружающим, различного рода зависимости ребенка (компьютерная, пищевая, алкогольная, наркотическая). Мамам и папам всегда стоит обращать внимание на резкую негативную смену увлечений, окружения, друзей, смену настроения, переживания, обиды и подавленность, резкое снижение успеваемости в школе, изменения в самооценке, на нарушения сна, повышенную утомляемость, длительную бессонницу, а также повышение или понижение настроения, сильную тревогу, длящуюся более месяца.

Существуют и более явные «звоночки»: склонность к уходу из дома, хулиганство, воровство, рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью. Если ребенок не верит в свое будущее, мысли и разговоры о нежелании жить. Не оставляйте без внимания и то, что происходит со знакомыми и друзьями вашего ребенка, важными для него людьми – подросток может брать негативный пример или сильно переживать смерть близкого человека, несчастный случай, произошедший с ним, несчастную любовь.

Что делать?

Если вы заметили хотя бы один из перечисленных признаков (ситуаций), это уже достаточный повод для того, чтобы уделять повышенное внимание своему ребенку, спокойно обсудив ситуацию, причины, уточнив, чем вы можете помочь, совместно обдумать пути решения проблем, преодоления трудностей. Также, безусловно, рассмотрите возможности обращения к специалистам вместе с ребенком или самостоятельно, очно или заочно (посредством Интернет-консультирования, телефона доверия).

Если ребенок делится с вами своими проблемами, переживаниями, какими бы они ни были, – это самое главное. Старайтесь не реагировать резко, грубо и негативно даже на то, что вам категорически не нравится. Всегда объясняйте, почему вам это не нравится, избегая абстрактных формулировок, используйте больше конкретики, примеров. Обсуждайте, задавайте вопросы, дайте ребенку право высказывать и отстаивать свою позицию, если у него на то есть свои аргументы. Если же подросток будет считать, что, рассказав родителям о том, что его мучает, он будет наказанным, – открываться юная личность не будет, начнет хранить все в секрете и обособится от взрослых людей.

Кроме того, всегда старайтесь сохранять контакт со своим ребенком, поощряйте его за самостоятельное выстраивание жизненных перспектив. Обсуждайте вместе такие понятия, как смысл жизни, любовь, дружба, предательство и прочие, чтобы понять, какие определения для них он сформировал для себя, и объяснить, в чем он не прав, если его представления ошибочны. Научите ребенка не только радоваться успехам, достижениям и наградам, но и достойно принимать неудачи, поражения. Что они – такая же важная часть жизни любого человека, а после «темной полосы» обязательно наступит «светлая». Что нужно получать удовольствие от жизни во всех ее проявлениях: от окружающего мира, общения с друзьями, любимых увлечений.

Агрессия

Если же вы замечаете явные приливы агрессии у своего ребенка, психологи дают практические рекомендации по коррекции такого поведения.

В тех случаях, когда агрессия подростков неопасна и объяснима, можно ее игнорировать, что в таких случаях является хорошим способом прекращения агрессивных проявлений поведения. Почему? В этой ситуации, как правило, агрессия – лишь один из инструментов привлечения к себе внимания, ребенок ждет, что последует ответная реакция, которая его и подстрекает. Получив в ответ тишину – тактика нападения с его стороны может резко устраниться.

Рекомендуется также использовать словесные выражения, показывающие понимание чувств подростка, например: «конечно же, тебе обидно…» и позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

Акцентируйте внимание именно на поступках (поведении), а не на личности подростка. Один из важных путей снижения агрессии — установление с подростком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

— констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);

— констатирующий вопрос («ты злишься?»);

— раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);

— озвучивание своих чувств по поводу поведения подростка («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);

— апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались…»).

Основная задача взрослых, столкнувшихся с подростковой агрессивностью, — снизить напряжение ситуации, для чего необходимо:

— не повышать голос, не менять тон на угрожающий;

— не демонстрировать власть («Будет так, как я скажу»);

— не использовать сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

— не использовать негативную оценку личности подростка, его близких или друзей;

— ни в коем случае не использовать физическую силу;

— не сравнивать подростка с другими не в его пользу.

Не допускайте самой распространенной ошибки: не разрушайте репутацию подростка в глазах окружающих, не ругайте и не отчитывайте на людях. Взрослым необходимо публично минимизировать вину, однако в личной беседе показать, как дело обстоит на самом деле, не требовать от подростка полного подчинения, позволяя выполнить требование по-своему, и предложить компромисс.

Запомните: у вас не получится вести конструктивный диалог с ребенком, если вы не будете контролировать собственные негативные эмоции. Вы не должны требовать от него того, чего сами исполнить не силах – успокоиться. Во время разговора важно сохранять объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого подростка.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, показывает, что хочет услышать и понять его, демонстрирует положительный пример.

Показать образец конструктивного поведения, направленного на снижение напряжения в конфликтной ситуации, поможет нерефлексивное слушание. Оно состоит в умении внимательно молчать. Все, что нужно делать — поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился. Делайте паузы, дающие возможность подростку успокоиться, проясните ситуации с помощью наводящих вопросов, признавайте, что чувства подростка важны, несмотря на то, что до конца их понять вы не можете, но хотите войти в его положение. Чувствуйте ситуацию и старайтесь переводить конфликт на позитивный лад, если обстановка начинает разряжаться и накал спал, можете использовать юмор, немного пошутить.

Дарья Гордеева