РАБФАК – ШКОЛА ЖИЗНИ «Помню… Страна после революции остро нуждалась в квалифицированных кадрах. Нужно было создать систему высших учебных заведений и обеспечить доступ в них трудящейся молодежи, которая, как правило, не имела необходимой подготовки. 17 сентября 1920 г. принят декрет Совнаркома «О рабочих факультетах», а 2 октября В.И.Ленин в знаменитой речи на III съезде РКСМ призвал молодежь «учиться коммунизму». Начался процесс создания рабфаков и массового приема на них рабочей и крестьянской молодежи для подготовки к поступлению в вузы. В конце 1920 г. в республике насчитывалось 54 рабфака с 18 тысячами учащихся. В их число входил и Симбирский рабфак имени В.И.Ленина. В Симбирске в феврале 1919 г. был создан Пролетарский университет, позже Симбирский государственный университет имени В.И.Ленина. Он имел три факультета: общественно-экономический, физико-математический и естественный. 1 октября 1920 г. президиум университета постановил открыть рабочий факультет с четырьмя отделениями. Три отделения по 50 чел. соответствовали университетским факультетам, а четвертое (150 чел.) должно было стать подготовительным. Предусматривалось обеспечить рабфак общежитием на 200 мест. Приезжали лучшие представители молодежи по путевкам партийных и комсомольских органов, трудовых коллективов. В ноябре 1920 г. в Симбирске собралось 76 будущих рабфаковцев. Приемных испытаний, как таковых, не было. Комиссия рассматривала заявления и в тот же день объявляла решение. 10 декабря прошло первое заседание Президиума рабфака и первое собрание, избран студенческий комитет. В этот же день состоялся первый урок: занятие по русскому языку провел А.Ф.Цветков. Поначалу рабфак размещался в Доме Гончарова, где до революции была 2-ая женская гимназия В.В.Кашкадамовой, а потом – Кашкадамовская школа-семилетка. В первое время рабфак занимал всего одну комнату, где находилась учебная часть (канцелярия). Для занятий была выделена одна аудитория, где сидели все вместе. В марте 1921 г. на рабфаке училось уже более 200 чел. Одни окончили школу, другие едва знали основы грамоты. «Преподаватель не знал, с чего начать, по кому равняться. … Трудно было объединить всю эту разношерстную массу во время занятий. Дисциплина падала все ниже. Уроки начинали напоминать сходку неорганизованной толпы» (1). 7 марта, по требованию собрания, студенты были разделены на группы: одну основную группу 1 курса и шесть подготовительных. Занятия приняли более организованный характер. Непросто было найти учителей для рабфака. Первый состав преподавателей в количестве 14 чел. был утвержден еще 1 октября 1920 г. Но… «Многие предметы пустовали. Расписание долгое время заполнялось почти одной историей… Занятия в школах начались уже давно, преподаватели были везде нагружены работой, да и не находилось особых охотников… заниматься в «советской гимназии», где вместо чистеньких малышей сидела толпа «грубой» взрослой молодежи» (1). Постепенно решалась и эта проблема, через несколько лет рабфак сосредоточил лучшие педагогические силы города. Осенью 1921 г. первый заведующий рабфаком Менделев уехал учиться в Москву. Желающих занять его место не нашлось, и рабфаковцы взяли решение кадровой проблемы на себя. «Прослышали, что в Симбирске есть некий гражданин тов. Красильников, который очень бы подходил к рабфаку, и его решили заманить к себе. Красильников был приглашен старшей группой в аудиторию, где должен был выслушать предложение о выставлении его кандидатуры деканом. И студенчество проводит Красильникова деканом» (1) Все 19 лет существования рабфака преподавал русский язык В.С.Смирнов. Со дня открытия работал Н.А.Мерцалов – по словам А.А.Красильникова «преподаватель-ученый», пользовавшийся у студентов «глубокой привязанностью и уважением». Рабфаковцы с благодарностью называли имена преподавателей Н.О.Рыжкова, В.Я.Гранкина, Г.М.Клейна, П.Я.Гречкина, Н.Н.Шипкова, Э.Л.Доброславиной и др. А.В.Ястребов, работавший на рабфаке в 1920-х гг., вспоминал о преподавателе физики С.И.Державине: «это был незаурядный преподаватель, и мне не раз приходилось читать восторженные отзывы рабфаковцев, как о мастере педагогического дела». «Е.Н.Ласточкина (литератор)… начала организовывать на рабфаке литературный творческий кружок, объединила рабфаковцев-поэтов». «Особенно большой популярностью на рабфаке пользовался литератор В.С.Смирнов» (4) В первый ученый год было ни учебников, ни учебных пособий. Бумагу собирали по учреждениям: вырывали листы из старых дел. Из-за нехватки мебели многие сидели на полу. Аудитории не отапливались. Замерзали чернила, студенты занимались в шубах, шапках и варежках. На перемене бежали в канцелярию – отогреваться у «буржуйки», которую топили старыми архивными делами. Вскоре рабфак получил под общежитие несколько комнат в здании бывшего Окружного суда. Здание было в аварийном состоянии. Заклеили разбитые окна бумагой, поставили железные печки, которые дымили так, что приходилось выбегать на улицу. Дрова таскали на себе, а когда их не стало – топили койками. Не было керосина – завели коптилки. Все комнаты и сами студенты покрылись сажей и грязью. Раздевались только для того, чтобы очистить себя от насекомых. К весне, после долгих хлопот, удалось получить под общежитие здание бывшего Духовного училища, тоже полуразрушенное. В нем не было воды, ее носили из другого квартала. Но все же это помещение было более просторным, и собрание выносит постановление: «Все студенты должны перейти жить в общежитие. Жизнь на частных квартирах, в видах… создания прочного коллектива, запрещается» Питались в городских столовых: кусок конины, чашка жидкого бульона и ложка каши. Но и этому были рады. Купить в городе нечего и не на что: стипендия – 2 рубля в месяц. Потом закрылись и столовые. Рабфаковцы получали паек: 3 фунта мяса и 30 фунтов овсяного хлеба на месяц. Съедали недельную норму за день, а там – живи как хочешь. «Но вот над Поволжьем повис голод. Страшный, кошмарный. Люди умирали на улицах от истощения». В лесу заготовлены дрова, но их не на чем привезти. «Занятий не прерывали, но коченели руки, ноги, болела голова и, кажется, замерзал язык во рту…, а мерзлыми руками в рваных варежках царапаешь на бумаге искаженные буквы». «Из-за отсутствия дров нельзя вскипятить воду для чая. О бане перестали мечтать. Почти все переболели простудой, малярией. Появился брюшной и сыпной тиф». «Паек выдавался очень скудный. Овсяный хлеб с шелухой. В середине зимы стали выдавать больше: 35 ф. муки, 4 фунта мяса. Стипендия повысилась до 3 р. 50 коп. … Бывало, ходили «стрелять» по селам за картошкой» (1). В особо трудный период направили делегацию студентов в Москву за помощью. В Отделе рабфаков получили ответ: помочь нечем. Три недели пробыли в Москве, «удалось получить 100 пар обуви, 700 книг и 100 миллионов рублей. Но это ничтожно мало… Центр не помог, не видно выхода и на месте. А положение с каждым днем все хуже…». В этом, казалось бы, безвыходном положении студенческое собрание постановляет: отчислить стипендию за два месяца на ремонт здания общежития и заготовку дров. «Так ответило пролетарское студенчество, когда увидело, что помощи ждать неоткуда. И так поступало оно не раз» (1). Сами голодные, рабфаковцы сдавали деньги на борьбу с голодом, на беспризорников, на армию… «Борьба с голодом и холодом стоила недешево. В 1921-22 учебном году рабфак потерял 165 студентов – больше половины своего состава. Они или бежали в «Ташкент – город хлебный», или уехали домой, чтобы пережить кошмарный голод. Многие умерли. Но та часть студенчества, которая уцелела на рабфаке, еще больше закалилась в лишениях» (1) Студенты были настоящими хозяевами. Они не только учились, но управляли рабфаком, обслуживали его на всех административно-хозяйственных должностях. К тому же в начале 1922 г. Симбирский университет был закрыт, и рабфак отправился в «свободное плавание». С первого дня его существования работал студенческий комитет, еженедельно проходили общие собрания. Принимаются решения по самым разным вопросам жизни рабфака: «Разработать устав студенческой дисциплины», «Выработать меры к лекторам, не посещающим занятия», «Организовать Всеобуч»… Представители студенчества не раз командируются в Москву для решения насущных вопросов. Создаются собственная рыболовная артель, сапожная и столярная мастерские; совхоз в д. Ивановка, где трудились все рабфаковцы. Организуются кружки, литературная, музыкальная, спортивная секции. Студенты сами принимают решения об отчислении нарушителей дисциплины. Или такое постановление: пайки выдавать только тем, кто занят общественной работой: «не трудящийся, да не ест»… Не всегда такая «вольница» шла на пользу делу, случались и явные перегибы. А.В.Ястребов вспоминал: «Преподавателям рабфака надо было держать ухо востро: студенты требовали от них вполне обоснованных объяснений и даже вступали с преподавателем в споры, если в его словах не всё было достаточно убедительным. На собраниях не стеснялись откровенно высказывать своё мнение о преподавателях, а иногда давали тому или иному преподавателю прямо-таки убийственные характеристики без всякого стеснения. Весной 1921 г. на рабфаке создана комсомольская организация. Тогда ячейка насчитывала 28 чел., в конце года – уже 150 комсомольцев. В 1930 г. в комсомольскую организацию рабфака входило 278 чел., более 100 чел. были членами партии. В первые годы все усилия комсомольской организации были направлены на сохранение рабфака, мобилизацию студентов на учебу и преодоление трудностей. Со временем рамки работы расширялись. Комсомольцы рабфака были участниками всех городских мероприятий, работали на предприятиях и в деревнях, помогали Балтийскому флоту и т.д. Шефствовали над селами Ишеевка, Ивановка, Тетюши. В Ивановке рабфаковцы открыли избу-читальню и организовали «Машинное сельскохозяйственное товарищество по совместной обработке земли». «Менялись преподаватели, но оставалось студенчество – молодое, крепкое… Рабфак не закрылся, когда десятками закрывались различные учреждения, не замерз в зимнюю стужу, не умер от голода, когда вокруг умирали тысячи людей. … Прошли два кошмарных года, и для Рабфака открылась новая полоса…» (1) Окончание далее В 1920-1922 годах Симбирский рабфак занимал несколько комнат в доме Гончарова на углу улиц К.Маркса (Гончарова) и Ленина. До революции в этом здании размещалась 2-ая женская гимназия В.В.Кашкадамовой, позже – Кашкадамовская школа-семилетка. Школа-семилетка. Почтовая карточка, М., ГИЗ. 2) Николай Николаевич Шипков – преподаватель Симбирского-Ульяновского рабфака. 2) К весне 1921 года общежитие рабфака разместилось в здании бывшего Духовного училища на площади Декабристов (Покровской площади). Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Жан Миндубаев
Просто жуть! Сначала поломали прекрасно поставленное в дореволюционной России гимназическое образование, дававшее путевку в университеты..А затем- вот этот ужас..да уж- революция была воистину “ВЕЛИКОЙ”…
Молодцы большевики
И полутора лет не прошло после революции, в стране еще шла страшная гражданская война, а власти уже дали возможность ВСЕМ людям, независимо от количества денег и социального положения, учиться в университете, развивать свои таланты и применять их на благо Родины.