АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области» выступает координатором национального проекта «Наука» на территории региона. Один из главных подпроектов, «Развитие кадрового потенциала», нацелен на выявление дополнительных ресурсов для развития у обучающихся исследовательских умений, творческих способностей, готовности решать нестандартные задачи в области науки и высоких технологий.

Цель проекта «Базовые школы РАН» – создание максимально благоприятных условий для выявления и обучения талантливых детей, их ориентации на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий, что послужит развитию интеллектуального потенциала регионов.

Идея создания Базовых школ РАН возникла в конце 2018 года в ходе совместного обсуждения Российской академией наук и Министерством просвещения Российской Федерации вопросов подготовки научных кадров, начиная с уровня школьного образования.

Уже на начальном этапе реализации заявленной идеи РАН Ульяновская область включилась в обсуждение механизмов «запуска» проекта. Самое первое обсуждение предлагаемой инициативы и механизмов её реализации на уровне субъектов Российской Федерации состоялось в АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области» под руководством Генерального директора Олега Асмуса.

Прозвучавшие предложения легли в основу Концепции проекта создания базовых школ РАН, которая в конце мая была утверждена на заседании Комиссии в Российской академии наук.

Алексей Александрович, расскажите подробнее, почему первая гимназия вошла в список базовых школ РАН?

– Это проект был разработан совместно с министерством просвещения России и Российской академией наук, поддержанный Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Если честно, я сам узнал только по факту, что наша гимназия стала одной из базовых школ РАН. На организационном собрании нам сообщили, что было выбрано 108 школ из 32 регионов России и в их числе оказались три из Ульяновска. Школы отбирала сама академия наук по результат ЕГЭ, ОГЭ и в финальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Все эти три показателя из года в год у нас находятся на самом высоком уровне. Кроме того, наша гимназия входит в федеральный рейтинг топ-500 – ещё одно важное условие. Не без гордости скажу, что все 5 лет Гимназия №1 входила в этот рейтинг.

Какая модель базовой школы РАН будет реализовываться в гимназии?

– Гимназия №1 – лаборатория-инноваций. Почему мы выбрали такую модель? Ранее мы участвовали в областной программе развития инновационных проектов (РИП) и у нас были неплохие результаты. Спустя три года мы завершили её, поэтому необходимо было что-то новое. Так что, можно сказать, базовые школы РАН – продолжение нашей научной работы. На наш взгляд, необходимо идти в ногу со временем и сейчас создание научных лабораторий очень актуально в нашем время. Тем более, мы заключили договора со всеми базовыми вузами региона, которые открыли нам двери и позволили использовать свои материальные ресурсы, современные лаборатории.

Каким образом ученики гимназии буду взаимодействовать с вузами, с которыми вы заключили договора?

Наша работа с другими образовательными учреждениями рассчитана на длительный период. Качество образования можно повысить при помощи высококвалифицированных педагогов и современного оборудования. Когда произойдёт финансирование, Гимназия №1 будет строить свою современную базу, свои лаборатории с цифровым оборудованием. А пока таковых нет, мы будем использовать лаборатории вузов, и наши дети будут посещать различные уроки, конференции, семинары в высших учебных заведениях.  На базе вуза с нашими детьми будет работать профессорско-преподавательский состав. Но также кандидаты наук, доктора наук готовы прийти в гимназию. Это будет некий взаимообмен. У нас уже составлены все планы развития, планы взаимодействия с вузами.

Начало нового учебного года, по каким профилям уже сейчас набраны классы?

У нас традиционные профили: физико-математический, социально-экономический, гуманитарный и химико-биологический. Если ребёнок, переходя в 10 класс уже решил стать врачом, значит ему надо углублённо изучать биологию с химией. Очень популярны точные науки, IT-технологии, для таких детей у нас физико-математическое направление, где они изучают физику, математику, информатику. Мы учитываем потребности наших детей и наших родителей. Исходя из них, мы формируем и открываем профильные классы. Если по каким-то причинам ученик передумал с получением будущей профессии, то он всегда может перейти в другой класс, поменяв профиль.

Как по вашему мнению, действительно ли можно с помощью создания опорных школ привлечь детей в науку?

– Я уверен в том, что можно! Проектная деятельность – очень важна. Уже с 5 класса ученики нашей гимназии начинают заниматься проектами. В этот период ребенок должен самостоятельно ориентироваться, выбрать своё направление. Это и есть самые первые шаги в науку. Конечно, в этом ему помогают родители и педагоги. К 10 классу дети начинают разрабатывать серьёзные проекты, где уже нужен уровень доктора наук. В прошлом году у нас выпустился Алукаев Данис разработавший проект для реабилитации и лечения нервно-мышечных заболеваний. С помощью специальных датчиков положения конечностей пациента, проходящего курс реабилитации, система отслеживает правильность выполнения упражнения. Его наставниками были преподаватели из образовательного центра «Сириус». Несомненно, в будущем мы сможем увеличить интеллектуальный капитал нашей страны.