Сегодня у нас какое-то «деревенское» заседание. Неутомимый Андрей Перепелятников в «берендеевской» тиши продолжает свою серию документальной прозы о трудных годах своей жизни- и работает над капитальным томом ,повествующим о вкладе военных строителей в создание «атомограда « в Ульяновской области. Сельский поэт –самоучка Степан Балолайко завершил ( как он докладывает) копку картофеля на своем огороде и вновь взялся за шариковую ручку. И выдал-таки довольно веселое повествование о новом культурном достижении одного из подразделений местных писателей в его родном селе… А ведущий клуба ,мотаясь по маршруту Казань-Верхгий Услон – Ульяновск предлагает познакомиться с творениями сих словотворцев… Жан Миндубаев. *** Андрей Перепелятников. Первое фото Рассказ быль. Было это в тяжелом послевоенном 1948 году осенью. Учился я тогда во втором классе. В частном секторе города Элиста на улице Ленина двухэтажная школа стояла ещё в развалинах, её сожгли спешно отступавшие в первых числах января 1943 года немцы. И наша начальная школа располагалась на западной окраине города в большом построенном из самана здании. По рассказам старожилов города, до революции это была конюшня зажиточного крестьянина, которого в годы коллективизации из Калмыкии выслали куда-то в Сибирь. У входа в школу слева стояла небольшая избёнка, построенная тоже из самана, очевидно для рабочих конюшни. В ней в то время проживала женщина сторожиха школы. И вот однажды в доме сторожихи появился в полувоенной форме мужчина с фотоаппаратом. На деревянном ящике камеры, который стоял на треноге и был всё время накрыт чёрной материей, было что-то написано не по-русски. На переменах и после уроков возле домика сторожихи выстраивалась очередь школьников, желающих сфотографироваться. За одну фотокарточку фотограф брал рубль или пять куриных яиц. Можно было расплатиться и другой натурой, чем-то из одежды, обуви и прочего по договорённости. Захотелось и нам с моим другом Лёшей Диканским сфотографироваться. Решили попросить у наших бабушек на это денег. Придя домой, я поведал моей бабушке о фотографе и желании сфотографироваться. Накормив меня обедом, бабушка Ульяна Титовна прошла в спальню, взяла там завязанный в узелок платочек, положила его на стол, развязала и стала пересчитывать бумажки и мелочь денег. Пересчитав, закрыла уголками платочка деньги и, склонив голову, несколько минут молча размышляла, подсчитывая неотложные предстоящие расходы, сравнивая их с суммой оставшихся денег. Закончив расчёты, бабушка тяжело вздохнула и тихо произнесла: – Андрюша, а денег у нас осталось мало, на фотокарточку не хватает. – Бабушка, так можно ж заплатить и яйцами! – выпалил я. – Ну, если можно, тогда возьми и иди, сфотографируйся. А то тебе уже скоро будет девять лет, а фотокарточки ещё нет ни одной. – Я побежал, Лёшка уже ждёт! – крикнул я.И метнулся в летнюю кухню, где на полке в старом прохудившемся сите, лежала горка куриных яиц. Отсчитав пять штук, я сунул их в карманы штанов и поспешил на улицу. «Пошли скорее, а то не успеем, – крикнул я на ходу Лёше и направился в сторону школы. Лёша как-то неуверенно медленно поплёлся следом за мной. Пройдя несколько дворов, я оглянулся и снова стал торопить отставшего Лёшку. Но он не спеша подошел ко мне и тихо произнёс: «А я фотографироваться не буду. У нас нет ни денег, ни яиц». Его папа, как и мой, не вернулся с войны. Трое сыновей его мама воспитывала одна. В их семье жила ещё и бабушка, а работала в колхозе только одна мама, маленького росточка, худенькая тётя Фёкла. Жилось им очень тяжело. Молча, мы с минуту постояли и я, чтобы ободрить друга, сказал ему: – Ну, тогда давай сфотографируемся вдвоём на мою фотокарточку. – Ладно, – сказал воспрянувший духом Лёша, и мы пошагали к школе. У ворот сторожихи, к нашему удивлению, желающих сфотографироваться было немного. Я занял очередь и мы стали ждать. В сторонке у саманного забора мы увидели девочку из нашего класса, которая всхлипывая, ладошками вытирала слёзы с лица. Лёша подошел к девочке и спросил, кто её обидел. Та отвернулась, но тихо сказала, что ни кто её не обижал, она нечаянно расколола два яйца, а фотограф разбитые яйца не берёт. Не успел Лёша вернуться на своё место в тень под акацией, как я метнулся к нему и выпалил: «Ты сиди здесь, сторожи очередь, я сейчас». Оставив ни чего не сообразившего Лёшу, я рванул домой. Вбежавши в кухню, выпалил: «Бабушка, подходит моя очередь, а я нечаянно разбил все яйца! Там у нас есть ещё, можно я возьму?» Бабушка тяжело вздохнула, и молча кивнула головой… Понятно, что девченка-одноклассница радостно сфотографировалась. Появилась и та фотография, на которой я изображен с другом моего детства. Несколько лет назад в Элисте зашел я к моему старому другу. Долго мы с Алексеем сидели за столом, вспоминая наше трудное послевоенное детство. Вспомнили и тот случай фотографирования. У Лёши та фотография не сохранилась, и он очень переживал по этому поводу. Пришлось мне сделать её копию и переслать другу. Страшно даже подумать, что сделано то фото было 71 год назад. Сейчас у меня уже трое правнуков. Самому младшему чуть больше шести месяцев.У него уже куча самых разных фотографий. У него отличная коляска, одет наш малыш в красивые штаны и рубашонки, он не замотан в застиранные пелёнки, не знает что такое голод и холод. Ему незнакомы и прочие тяготы жизни,выпавшие на нашу долю… И это радует. Греет душу и сознание того, что трудности послевоенного детства и десятилетия напряженной работы нашего поколения не прошли даром. С потугами, но наше поколение добилось пока не очень сытой, но уже сносной жизни нашим детям, внукам и правнукам. *** СТЕПАН БАЛОЛАЙКО. Рассол огуречный. — Отчего же ты пьешь, мой сердешный? Сгубит, сгубит тебя самогон! -Да люблю я рассол огуречный! Опосля. А не сам самогон! (Пруток Козьмов.) « Не добывайте мрамор из огурцов..» (Из шумерских летописей.) В наш колхоз (когда-то бывший) Прибыл вдруг отряд «творцов»… Мы тот час навстречу вышли С водкой, с банкой огурцов.
Волновались поселяне: «Кто? Писатели? Зачем?» Успокоил поп: «Миряне! Прибыл к нам «Глагол аз есьм!»
«Говори ясней, батяня!» – Воскричал тут некий плут «От грехов на покаянье Нас теперь что ль поведут?»
И взрыдали поселяне: «Кто из нас тут без греха?!» За к теляткам невниманье Обвинили пастуха.
«А начальник поселковый? Разве он, скажите, свят? У него всегда готовый Самогонный аппарат!»
«Днем стыдит нас: «Пьете?» Гнобит! А ночами? Он же, он – На продажу нам же гонит Свой проклятый самогон!»
«А учительша Наталья? За оценки мзду набрав Снова плещется в Анталье Мужичка чужого взяв!»
Неизвестно до чего бы Обличительство дошло… Крикнул кто-то: «Вы, за…гребы!» Что сюда вас привело?»
Приступили гости рьяно К примирению сторон… Вождь писателей Баранов Взял привычно микрофон:
«Объясняю вам, граждане, Цель прибытия сюда… Здесь ведь- а не в чуждых странах Жил писатель Лабуда?»
«Здесь он, здесь являлся миру! Вас прославить был рожден! В звуках своей славной лиры Вас воспел на весь район!»
«Вы, наверное, не знали?» (Кто-то головой поник.) «Он ведь на своих скрижалях Сохранил ваш славный лик!»
«В мире тленном слово вечно!» (Тут взбодрился даже поп.) Мы, как символ бесконечный Привезли вам «Память-Столб»!
В знак рождения поэта… Поминали его чтоб… И за то блин… И за это Кол вобьем!.. Тьфу! Ставим столб!» «У околицы селенья- Всем прохожим виден чтоб! В знак любови к сочиненьям Застолбим мы этот столб!»
Солнце к вечеру вертелось – И гармония, и тишь… Стол накрыт.Пилось и елось- Тут уж, брат, не возразишь!
Хорошо в привычках древних – Щедрым был приветный стол… У околицы деревни Сиротливо стоял столб …
Эх, а если б были ножки У столбяры.. Ну-ка, взвесь? Да еще б ему – гармошку! Разве от торчал бы здесь? . Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Владимир I
Удел поэта из плебеев –
Картошкой Музу ублажать.
Столпу глагола без зубеев –
Плебею место указать
Жан Миндубаев
Добавлю еще кое-что…В 19 веке создатели так называемой “дворянской литературы – на самом -то деле великой русской литературы) имели по меньшей мере несколько преимуществ перед сегодняшними создателями мелкотравчатого газона..
.- большая часть их была МАТЕРИАЛЬНО обеспечена – и потому могла не торопиться при писании (вспомните, сколько лет создавал свои романы Гончаров);
– писатели были ВЫСОКО образованны,;
– они были генетически даровиты.
Они не отстранялись от важнейших проблем своего времени…
И главное: у них был ЧИТАТЕЛЬ! Сегодня литераторы в основном пишут только для удовлетворения своего тщеславия, ну и для некоторого выделения из толпы ..
Все, пожалуй.
Кстати: советские деятели хорошо понимали роль литературы в жизни общества и государства- и потому всячески (выражусь грубо) “кормили и содержали” литераторов: квартиры вне очереди, дома творчества, командировки, гонорары за книги . и так далее .Ныне всего этого нет. Отсюда толкотня и драчка возле пустого корыта, в котором крме “корочек”-ну, всякого рода Союзов …ничего более и нет.
Не читатель
Балалайко, а ты способный парень
Юрий
Генетически даровиты… в сравнение с генетически ущербными, типа… Эх, Миндубаич, ты, похоже, сам не вполне понимаешь что ты несёшь…
Ладно, заявка тебе на рассказах о поэзии Дворянскова и просто об нём, как о человеке. Без понтов, а по возможности объективно.