Готовится документ «Об установлении ограничений продажи отдельных товаров на территории Ульяновской области и о внесении изменений в Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях».

Он должен вступить в силу с января 2020 года. Подготовили его в Ульяновской городской думе, ответственный — сам председатель Илья Ножечкин. В чем проблема? «Отсутствие правового механизма регулирования розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков, электронных систем доставки никотина и устройств для нагревания табака, потребление которых приносит вред здоровью несовершеннолетних и иных граждан».

Что хотят сделать? Исключить возможность бесконтрольного приобретения несовершеннолетними электронных систем доставки никотина и устройств для нагревания табака, которые являются альтернативными средствами потребления никотина, позволяющим обойти законодательный запрет потребления табака несовершеннолетними. Хотят исключить возможность покупки несовершеннолетними, а также иными гражданами в учреждениях социальной сферы безалкогольных тонизирующих напитков, бесконтрольное потребление которых может повлечь причинение вреда здоровью.

На кого будет направлен правовой акт? На хозяйствующие субъекты.

В 2014 году в закон Ульяновской области «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области» хотели добавить статью 5 «Ограничения розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков»:

1. Не допускается розничная продажа безалкогольных тонизирующих напитков на территории Ульяновской области:
1) несовершеннолетним;
2) в детских, образовательных и медицинских организациях, на объектах спорта;
3) в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием подростков и молодёжи.

Но, такой нормы в областном законе на данный момент нет.

Комментарий от министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области специально для ulbusiness.ru:

В апреле 2014 года в Ульяновской области рассматривался проект закона о внесении изменений в закон Ульяновской области «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области». Законодатели хотели внести изменения в части ограничения розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков. Ограничения должны были распространятся на продажу:

1)несовершеннолетним;

2)в детских, образовательных и медицинских организациях, на объектах спорта;

3)в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием подростков и молодёжи. Однако данные ограничения на тот момент не были приняты.

Вместе с тем законом Ульяновской области от 03.06.2014 № 87-ЗО «О внесении изменений в статью 2 Закона Ульяновской области «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области» внесены введены ограничения в части продажи слабоалкогольной продукции с одновременным содержанием тонизирующих добавок.

Данная норма утратила силу в региональном законе в начале 2018 года в связи с внесением изменений в статью 11 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», на основании которой запрещается производство и оборот на территории РФ алкогольной продукции с содержанием тонизирующих веществ.

В настоящее время Ульяновской городской думой подготовлен проект закона Ульяновской области «Об установлении ограничений продажи отдельных видов товаров на территории Ульяновской области и о внесении изменений в Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях». Одним из ограничений который предусмотрен проектом закона является ограничения в сфере розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков несовершеннолетним, а также на социально-значимых объектах и местах проведения культурно-массовых мероприятий.

Данный законопроект в настоящее время проходит процедуру согласования. Так как речь в проекте закона идёт об ограничениях продажи безалкогольной продукции, в полномочия министерства не входит обсуждения вопроса по данному проекту закона».

Под безалкогольными тонизирующими напитками понимаются безалкогольные напитки специального назначения, соответствующие требованиям, установленным Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52844-2007 «Напитки безалкогольные тонизирующие. Общие технические условия», содержащие кофеин синтетического происхождения, природные биологические вещества из разрешенных лекарственных растений или их экстрактов, оказывающих тонизирующее действие на организм человека, за исключением чая, кофе и напитков на их основе.

Летом 2019 года федеральные СМИ сообщали, что с 2020 года с полок российских магазинов могут исчезнуть безалкогольные энергетические напитки (БТН), расфасованные в тару объемом более 500 мл, при этом отечественные производители смогут и далее выпускать литровые бутылки энергетиков, но только на экспорт. Об этом рассказывал президент Союза производителей безалкогольных напитков и член «Опоры России» Максим Новиков (на фото). По мнению экспертов, цель самоограничения — притормозить волну региональных запретов на продажу тонизирующих напитков, а также увеличить свою выручку: продавать товар в бутылках меньшего объема выгоднее.

Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод (СПБН) объединяет 15 компаний, среди которых Coca–Cola HBC, RedBull, Pepsico и тд. Продажу безалкогольных энергетиков ограничили уже в 47 регионах РФ. Под запретом оказались напитки, содержащие кофеин в количестве выше 0,151 мг/куб.см. В 2019 году заксобрание Санкт-Петербурга в третьем чтении приняло законопроект о запрете продажи безалкогольных тонизирующих напитков несовершеннолетним. За несоблюдение этих требований в городе на Неве устанавливается административная ответственность: для граждан штраф составит от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц — до 20 тысяч рублей, а для юрилиц — до 50 тысяч рублей.

Электронная система доставки никотина (ЭСДН)
Наиболее распространенным вариантом являются «электронные сигареты» и «вейпы», которые представляют собой устройства, где вместо сжигания или использования табачного листа происходит испарение раствора для его последующего вдыхания пользователем. Изделия имеют картридж с раствором, содержащим никотин в концентрации от нуля до 4,8%. Чаще всего используются растворы 1.2% — 2.4% никотина.

Никотин чрезвычайно токсичен. Он действует как нейротоксин, вызывая паралич нервной системы (остановка дыхания, прекращение сердечной деятельности, смерть). Средняя летальная доза для человека — 0,5-1 мг/кг. Многократное употребление никотина вызывает физическую и психическую зависимости. Длительное употребление может вызвать такие заболевания и дисфункции как гипергликемия, артериальная гипертония, атеросклероз, тахикардия, аритмия, стенокардия, ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность и инфаркт миокарда. В сочетании со смолами никотин способствует развитию онкологических заболеваний, в том числе рака лёгких, языка, гортани. Способствует развитию гингивита и стоматита. Краткосрочные последствия пользования ЭСДН включают раздражение глаз и дыхательных путей под воздействием содержащегося в них пропиленгликоля (данные от Роспотребнадзора РФ).

Используемые в ЭСДН растворы содержат и другие химические вещества, некоторые из которых считаются токсичными. Роспотребнадзор РФ, например, обращает внимание на то, что производители используют агрессивное продвижение устройств для вейпинга. Электросигареты могут бездоказательно позиционироваться производителями в качестве средства никотинзаместительной терапии, однако они, фактически, могут способствовать распространению никотиновой зависимости и увеличению потребления никотина. Например, они чрезвычайно популярны среди школьников и подростков и способствуют распространению табакокурения среди них, считают в Роспотребнадзоре.