За последние пару лет, занимаясь проектами благоустройства, побывал в нескольких поселках и везде видел примерно одну и ту же картину: состояние памятников не соответствует тем высоким смыслам, которые они должны нести.
Совсем заброшенных памятников я не видел. Везде заметны следы ухода: сделаны цветочницы, посажены цветы, установлены ограждения, оштукатурены поверхности стел, покрашены скульптуры, плиткой уложены дорожки и т.д. Но сделано всё очень просто, в меру возможностей и понимания прекрасного. Кое-где можно встретить профилированный лист, который больше подходит для сараев и магазинов. Применяются яркие краски (зеленый, синий, красный), которые напоминают что-то очень простое бытовое, например, заборы или стены в советском общежитии. Скульптуры покрашены серебрянкой (цвет оловянных солдатиков). Рисунок некоторых ограждений имеет узнаваемый кладбищенский характер. Неровные буквы, случайные шрифты не создают необходимого ощущения монументальности . У некоторых памятников тексты вынесены на отдельные стенды, напоминающие рекламные установки.
Общий смысл, который собирается как мозаика из отдельных кусочков, напоминающих современную рекламу, магазины, советский быт, кладбище, старые игрушки, – очень грустный. Со списками, в которых по 200-300 имен погибших, всё вместе выглядит совсем удручающе и производит тягостное впечатление. Не хватает цельности восприятия, монументальности, ощущения вечности, уважения к памяти погибших и гордости за страну, которая помнит своих защитников. Создается впечатление, что память о Великой Отечественной войне, постепенно тонет в мишуре обыденности.
Главы администраций рассказывали, что местные жители очень трепетно относятся к этим памятникам и хотели бы привести их в порядок.
На самом деле, многое можно сделать пространственными решениями, формируя из памятника и его окружения единый мемориальный комплекс, и современными материалами, способными создавать одновременно ощущение и простоты и монументальности.
Фактически речь идет не о простом ремонте памятников, которые были созданы много десятилетий тому назад и стоят в каждом поселке по всей стране, а о воссоздании во многом утраченных сегодня смыслов.
ФОТО
Игнатовка
Подлесное
Тагай
Радищево
Октябрьское
Гость
Возможно таким памятникам и естественно тонуть в мишуре обыденной деревенской жизни.
!
Деревенская жизнь ни при чём, “естественно” тонуть может быть только в деградирующем обществе, а если хотим причислить себя к высоконравственному обществу, то нужно давно уже было начинать процесс восстановления и памятников и их смыслов. А пока у нас шарики-фонарики на первом плане.
Екатерина
Хоть в Игнатовке и нет трамваев (к комментарию гневных пользователей в статье от 13 сентября про Игнатовского хорошего парня погибшего под колесами трамвая((()зато памятник павшим и безвести пропавшим односельчанам в ВОВ оказался лучшим, судя по 4 фото в статье!!! Ежегодно администрация поселения следит за его состоянием, проходят субботники, высадка деревьев и цветов!!!
Вопрос
Похоже, автор не понял главного. Не смотря ни на что( прежде всего на отсутствие денег) за памятниками следят и помнят о подвиге народа!! Это гораздо важнее внешней картинки “с использованием современных материалов”.
Гость
Вопрос тут еще и в художественной ценности этих произведений.
Ну и в том, как “подрисовывают”.
например
Старушка подрисовала Иисуса Христа на знаменитой фреске
Старушка пришла в монастырь Сантуарио де Мизерикордиа в городе Борха с благой целью. Дело в том, что с годами знаменитая фреска Элиаса Гарсия Мартинеса XIX века “Се, человек” начала портиться, и в скорости в церкви должен был собраться совет реставраторов, чтобы решать, что нужно предпринять, чтобы сберечь произведение искусства. Но прихожанка их опередила – она сама подрисовала фейс Иисуса Христа.
2
что получилось
гость
Сказано же наверху: “Денег нет, но вы держитесь”. Какие памятники, какой ремонт, чиновникам на чёрную икру денег не хватает.