Любая прибыль, скрываемая от налоговой службы, считается теневой. Это может быть «чёрная» заработная плата рабочих, доход от сделок с другими организациями, выручка с продаж нелегальных товаров и так далее. В основе формирования такого вида экономики лежат стихийные рыночные отношения. Точные цифры объёма теневой экономики получить просто нереально, но, тем не менее, различные службы оценивают её размеры. Из последней информации стало известно, что Росстат измерил «невидимую» экономику России и данный объём составил 11,7 трлн руб. (12,7% ВВП) в 2017 году (расчёт ведётся с опозданием на 2 года по мере уточнения данных по ВВП), представив следующую ситуацию:

Доля ненаблюдаемой экономики в ВВП снижается, но практически не уменьшаются её абсолютные объёмы в рыночных ценах.

Ранее Росфинмониторингом были представлены иные результаты 18,9 трлн руб. (20,5% от ВВП) в 2017 году и предварительная оценка по 2018 году: 20,7 трлн руб. (20% от ВВП):

Существенное различие заключается в используемых методиках: Росстат считает всё (скрытую экономику, неформальную экономику), кроме нелегального бизнеса; расчеты показателей скрытой и неформальной экономики ведутся на основании косвенной информации, применения балансовых методов (когда из общего показателя вычитается объем наблюдаемого производства) и экспертных оценок.

Главной причиной развития теневого сектора экономической деятельности эксперты по-прежнему выделяют высокие налоги, различного рода ограничения и высокий уровень коррупции, из-за которых бизнес уходит в тень, получая сверхприбыль от текущей деятельности.

Росстат рассчитывает ненаблюдаемую экономику только на уровне страны, согласно методике – по регионам данные расчёты не производятся.

Сутина Елена Александровна, специалист Центра макроэкономических исследований, спецпроектов и экономической безопасности: «Мы в своих расчётах полагаемся на данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области и также, как и Росстат, не берём в расчет нелегальный бизнес (понимая под этим словом криминальный), по той причине, что борьба с нелегальным бизнесом является сферой деятельности правоохранительных органов».

 

Таким образом, опираясь на данную методику, можно смело озвучить результаты, которые достаточно близки к достоверной ситуации:

  1. Потенциальная численность занятых в теневом секторе ежегодно снижается, в 2018 году составив 111,9 тыс. чел. (18,6% в общей численности занятых), по итогам первого полугодия 2019 года –
    110,3 тыс. чел. (18,8 % к общей численности занятого населения).    Рисунок 1 – потенциальная численность занятых в теневом секторе в Ульяновской области, тыс. чел. 

    1. Скрытый фонд оплаты труда (зарплаты в конвертах в официальном секторе и зарплаты в неофициальном секторе) в России, по данным Росстата, составил в 2018 году 12,6% ВВП (свыше 13 трлн руб.).

    В Ульяновской области, по оценочным данным ВРП, скрытый фонд оплаты труда в 2018 году составляет 10,6% ВРП (37784 млн руб.),
    по итогам первого полугодия 2019 года – 5,3% ВРП (ВРП оценочный за
    2019 г.
    ) (19680 млн руб.).

Рисунок 2 – потенциальная объём «серой» заработной платы в ВРП в Ульяновской области, млн руб.

 

  1. Росстат выделяет следующие сферы, где «тень» ушла глубже всего:
    1 местоОперации с недвижимостью – в сфере недвижимости распространены неформальные арендные отношения, когда арендодателем не платится подоходный налог, и это порождает огромный теневой рынок.

2 место – Разделяют сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство – в России все сельское население, половина городских жителей выращивают для себя продукты питания, тогда как в Западной Европе, Соединенных Штатах выращивать картошку для себя экономически необоснованно, а также оптовая и розничная торговля и ремонт автотранспорта – в сфере торговли и ремонта распространены незарегистрированные производства, например, автомастерские и шиномонтаж.

3 местоСтроительство – в строительстве неофициально используется труд мигрантов, что объясняет высокую долю теневых операций в этом секторе, по заявлению экспертов.

Ещё в 2017 г. в Ульяновской области были выявлены, так называемые, зоны локализации, где наиболее распространён «теневой» сектор экономики. Всего определено 17 сфер, за которыми закреплены ответственные кураторы от ИОГВ и организаций, подведомственных Правительству Ульяновской области.

Исследуемые «зоны локализации» «теневого» бизнеса условно можно разделить на 2 группы, в зависимости от получаемого результата:

  1. С СОЦИАЛЬНЫМ ЭФФЕКТОМ (отрасли, искоренение «тени» в которых принесёт большой социальный эффект, но минимальный экономический):
  • Услуги репетитора,
  • Организация праздников,
  • Услуги фотографа и пр.
  1. С ЭКОНОМИЧЕСКИМ ЭФФЕКТОМ (отрасли, искоренение «тени» в которых принесёт экономический эффект, но проявится неким негативным отношением со стороны общества):
  • Строительство;
  • Транспорт, услуги такси и грузоперевозки;
  • Лесоводство;
  • Сельское хозяйство, розничная торговля и пр.

Согласно ежегодному мониторингу, оценкам и социологическому опросу населения в Ульяновской области наиболее развит «теневой бизнес» в следующих отраслях:

1 место – строительство;

2 место – сельское хозяйство и розничная торговля;

3 место – аренда квартир и недвижимости;

4 место – лесоводство и лесозаготовка.

         Таким образом, стоит отметить, что проводимое АНО «ЦСИ Ульяновской области» исследование состояния и динамики «теневого» сектора экономики в Ульяновской области является вполне обоснованным, подтверждённым («невымышленными») и соответствующим стандартам российских подсчётов.

Есть ли положительные моменты для вхождения Ульяновской области в «проект»? Да, безусловно.

Для работающих «в тени» (т.е. для людей, что для нас важнее всего):

– получение официального статус легального бизнесмена, при минимальной плате налогов,

– возможность выдачи чека — подтверждение серьезности бизнеса и ответственности предпринимателя,

–  возможность и лёгкость работы не только с физическими лицами, но и юридическими,

– «белый» бизнес развивается активнее, чем «теневой»,

– режим самозанятости подразумевает легкий вход в бизнес и такой же легкий выход. Это минимальные риски и большие возможности для дальнейшего масштабирования — перехода на уровень ИП или ООО,

– экономия времени и средств на отчётность и прочую «бухгалтерию».

Для региона:

– главное это социальный эффект: создание дополнительного стимула для фрилансеров заниматься легальной деятельностью,

– и как дополнение – экономический эффект: получение дополнительного дохода в бюджет.

С 2020 года регионы РФ получат  право на ввод специального налогового режима для самозанятых. Таксисты, дизайнеры, копирайтеры, кондитеры, флористы, хендмейдеры, декораторы, тренеры по фитнесу, программисты, парикмахеры, актеры, строители, сантехники, репиторы, мастера маникюра и визажа, экскурсоводы Казани уже выбрали самозанятость и работают «без тени» сомнений и страха. В Республике проводят фокус-группы с участием потенциальных самозанятых, на которых детально разъясняют не только плюсы официальной занятости, но сразу помогают зарегистрироваться.

Уполномоченный при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей Венера Камалова: «Наша задача – максимально донести возможности, предоставляемые государством. Меньше сопротивлений, больше предложений. Мы прислушиваемся к каждому, чтобы проект стал совершенен».

 

Надеемся, что население нашего региона примет все положительные возможности нововведения.