Передвижная выставка работ выпускников Ульяновского государственного технического университета открылась 19 сентября в фойе третьего этажа здания администрации города.
Её инициаторами выступили городская Общественная палата и региональное отделение общественной организации «Союз архитекторов России». Выставка проводится с целью поддержки молодежных инициатив. Всего в течение месяца будет представлено 18 дипломных работ. Пока там представлено 6 проектов, но в дальнейшем экспозиция будет обновляться.
Как отметил член Общественной палаты города Ульяновска, архитектор Сергей Фролов, подобные передвижные выставки с различной локацией проводятся в Ульяновске регулярно.
– В этом году местом проведения выставки было выбрано здание городской администрации. И это не случайно. Мы хотим обратить внимание людей, которые непосредственно принимают важные решения по вопросам развития Ульяновска, на интересные проекты молодых архитекторов. В своих проектах, которые затрагивают все районы города, вчерашние студенты предлагают решение актуальных социальных, экономических и пространственных проблем Ульяновска. Уверен, что из представленных работ можно почерпнуть много полезных идей для того, чтобы сделать наш город еще более красивым и комфортным для проживания, – сказал Сергей Фролов.
На открытии были представлены работы по созданию Центра самообразования и развития творческого потенциала молодежи и Центра профориентирования технического направления. Кроме того, выпускники презентовали проекты по реновации территорий заводов «Ротор» и «Контактор». Еще два проекта в сфере образования – «Технический колледж с кампусом в Заволжском районе» и «Отражение реноваций современного образования в архитектуре учебно-досугового образовательного учреждения в Ульяновске».
– Центр самообразования и развития творческого потенциала молодежи, который предлагается создать на территории политеха, является зданием нового типа. Здесь будут собраны воедино спортивные, творческие и образовательные активности. Молодые люди смогут собираться в одном месте и обмениваться опытом. На мой взгляд, такое взаимообогащающее общение очень важно для людей, которые находятся в поиске своего жизненного пути, – сказала автор проекта, выпускница УлГТУ Гузель Амерханова.

Представляем вашему вниманию первые 6 работ. Отметим, одну из них мы уже публиковали ранее: концепция реновации площадей завода «Контактор». Автор проекта Аллахманов Эльхан Мустафаевич. Руководитель: старший преподаватель Кангро Марина Николаевна.

Подробнее про остальные проекты словами самих авторов:

Технический колледж с кампусом в Заволжском районе Ульяновска.

Руководитель: Баграмян Вардан Агасиевич
Город Ульяновск – активно развивающийся город особенно в сфере промышленности. На сегодняшний день здесь существует и развивается большое количество как государственных, так и частных предприятий (ОАО “УАЗ”, АО “Авиастар-СП”). Сейчас, достаточно часто встречается широкий спектр вакансий, объявлений о наборе на обучение/переобучение специалистов в данные организации.

Рабочие профессии каждым годом становятся более актуальными, однако выпускники высших и средних учебных заведений все
чаще отдают предпочтение гуманитарным профессиям (маркетинг, связи с общественностью, юриспруденция). Это оказывает значительное влияние эффективность работы предприятий, ввиду недостатка рабочих кадров, что, как следствие, ведет к снижению конкурентоспособности города по отношению к другим городам.

Несмотря на достаточное количество техникумов и колледжей в г. Ульяновск, готовящих специалистов сфере промышленности, большинство из них можно признать не соответствующим современным требованиям. Также рассматриваемые ССУЗы расположены неравномерно на территории города. По отношению к рассматриваемой части города Левобережью (здесь располагается основная промышленная зона города подавляющее число техникумов (84%) находятся на другом берегу, в зоне транспортной доступности от 40 до 80 минут.

Целью данной бакалаврской работы является создание нового технического колледжа для Заволжского района г. Ульяновск (район “Новый чтобы город”), обеспечить население дополнительными учебными местами в сфере рабочих профессий, снизить нагрузку на транспорт. Огромным плюсом является пешеходная доступность участка проектирования к территории одного из крупнейших производств области АО “Авиастар- СП” как места прохождения практики.

Принципиально новый подход к проектированию, полный отказ от типовых решений, внедрение инновационных способов обучения, достаточное количество мастерских с новым оборудованием должны повысить престижность данного учебного заведения. Немаловажную роль играет новый подход архитектуре и архитектурному образу. На основе анализа зарубежных
учебных заведений выявлено, что наибольшей популярностью пользуются современные инновационные объекты разнообразными
досуговыми зонами и зонами тихого отдыха.

В новом техническом колледже планируется проводить обучение таких специалистов как: слесарь, токарь, электрогазосварщик, фрезеровщик, оператор станков ЧПУ другие. Это именно те специальности, потребность в которых сегодня наиболее высока (АО
“Авиастар – СП”, “Ульяновский автомобильный завод”, “Ульяновский моторный завод”, ОАО “Ульяновский механический завод”, АО “Комплексный технический центр “Металлоконструкция”, КРЭТ УКБП).

Отражение реноваций современного образования в архитектуре учебно-досугового образовательного учреждения в Ульяновске

Автор проекта: Кульмагамбетова Р.Р.
Руководитель: Кангро М.Н.

Здание средней школы является сложной системой, выполняющей нормативные требования педагогических, санитарных, функциональных норм, норм безопасности. В построенном пространстве должны уживаться и обучаться дети и подростки всех возрастных групп.
Жизненный период человека от 7 до 18 лет является основным в формировании его личности, и от него зависит вся дальнейшая жизнь. Поэтому средняя школа как учреждение, помимо учета требований стандарта образования, обозначенного в данный момент в государственных документах, обязана учитывать необходимость, и предоставлять возможность для всестороннего развития личности ребенка. Школьное сооружение требует пространственного построения как крупномасштабное здание ячеистой структуры. При этом, сочетание ячеек на один класс», ячеек на группу классов», крупнозальных школьных помещений различного назначения и, соответственно, структуры и размера, блоков административных, хозяйственных, подсобных и специализированных помещений, отражается на внешнем облике здания. То сочетание часто дает ярко выраженную объемную композицию сооружения, что свидетельствует о его назначении. Исключением являются случаи, когда архитектор намеренно задумывает внешний облик решение фасадов таким образом, чтобы закамуфлировать функциональное назначение сооружения путем создания декоративной “композитной шины” или мимикрировать под окружающую среду. Социально – психологическая адаптация может выражаться в создании вне бедных классов для сохранения и создания процесса коммуникации между учениками Наибольший ток 8 развитии дает общение детей разных возрастов, т. е. в средовом пространстве не должно быть четких грани разделения по возрасту, если мы создаем дворовое пространство, то оно для всех возрастных групп. Исключение может составлять потоки движения классов, чтобы взрослые ребята не сбивали малышей. Для этого необходимо разграничивать движение в основные общедосуговые помещения или блоки библиотека, столовая, общая комната отдыха.
В третьем пункте – учебная адаптация – приводится статистика, которая может показывать то, насколько ученик понимает, за чем нужна школа. В начальных классах, как правило, дети увлечены процессом обучения. Большинство учащихся старших классов хорошо мотивированы стать профессионалами своего дела. Для того, чтобы процесс обучения был интересен учащимся всех классов школа дополнительно может предоставить экспериментальные лаборатории таких дисциплин как идеология, информатика, физика, а также дополнительные зоны коммуникации и выставочные залы, направленные на демонстрация научных работ учеников.

Учитывая два первых пункта, школа уже становится местом притяжения, детям интересно туда ходить для физического личностного, психологического развития, им нравится выстраивать линию общения со сверстниками и старшими ребятами, строить планы, реализовывать проекты. Секционное преподавание уходит на второй план из-за своей незффективности, ученик сам начинает интересоваться обучением, для него это не в тягость, все превращается в игру, соревнование – кто лучше, кто сильнее. Школа дает пространство для развития, среду для становления человека, при этом не вмешиваясь в его интересы и приоритеты, не говоря, что ему важно, а что нет, не принижая ребенка и не отдавая желание учиться самостоятельно, не надеясь на ответную реакцию возлагаемых на него ожидании. Он сам должен знать чего хочет что ему важно в жизни. Роль преподавателя является ориентиром, помощником, который может выручить в сложный жизненный момент, в моменты проигрыша и мотивировать дальше работать.

Целью Программы стандарта среднего образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Целью же архитектурного проекта для строительства среднего учебного заведения является создание здания, которое отвечают требованиям, необходимым и достаточным для условий реализации образовательных программ
нового поколения:
1. обеспечения обучающимся возможностей для раскрытия своих способностей, умений ориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире,
2. развития новых образовательных технологий,
3. обеспечения вариативности образовательных программа,
4. увеличения охвата детей услугами дополнительного образования.

Центр по обучению или переобучению по техническим специальностям.

Бакалавр: Гринберг В.И.
Научный руководитель: Сидоров В. А.

Данный проект представляет из себя центр по обучению или переобучению (повышению квалификации) по техническим специальностям, для получения которых не требуется высшего образования. Данное направление профессий было выбрано на основе документов и статистических данных о востребованных специальностях по России и Ульяновской области на 2017-2018 гг.

Участок проектирования расположен в Ленинском районе Ульяновска в Северной части города, на пересечении улиц Скочилова и Жиркевича, в микрорайоне Искра. Территория проектирования занимает один кадастровый участок. Центр профориентирования имеет выгодное транспортное положение. Главным фасадом центр выходит на улицу Скочилова к жилым зданиями, трамвайной и маршрутной остановкам, обратно стороны располагаются земли лесного фонда и частный сектор. Сам участок располагается в активно развивающемся районе вблизи завода Искра.  Рядом с участком идет строительство жилого комплекса Nord park. Основная концепция – проектирование современного центра обучения и повышения квалификации по специальностям промышленной направленности, включающего в себя также и второстепенные функции, соответствующие интересам группы населения, незаинтересованной в обучении

К выбранным мной профессиям по обучению относятся:
1. Газосварщик
2 Кровельщик
3. Контролер качества
4. Каменщик
5. Машинист автомобильного крана
6. Монтажник (по отраслям)
7. Оператор котельной
8. Оператор механизированного оборудования
9. Плиточник (облицовщик-плиточник)
10. Работник по техническому обслуживанию оборудования Водоподготовки системах теплоснабжения
11. Рабочий по эксплуатации газовых сетей и оборудования домохозяйства
12. Сварщик
13. Слесарь строительный, слесарь-механик, ремонтник
14 Станочник широкого профиля
15. Технолог
16. Штукатур, Маляр
17. Электромонтер, электрослесарь

Актуальность данного проекта заключается в том, что на сегодняшний день различным предприятиям, в том числе  связанным с промышленностью, не хватает сотрудников рабочего и технического направления. К тому же, с 2017 по 2018 гг. увеличился процент людей, заинтересованных в вакансиях по рабочим специальностям. Помимо этого, существует государственная программа, по которой определенное количество людей, находящихся на бирже труда имеет возможность пройти обучение именно по тем техническим направлениям, которые были выбраны для проекта.

Одной из основных идей проекта является единение природы и промышленности и на это есть несколько причин. Во-первых, экологическая. Все большее распространение получает зеленая архитектура. Это связано с острой экологической проблемой в мире. Во-вторых, психологическая. Сама по себе природа несет в себе идею спокойствия и равновесия. А, значит, она будет способствовать улучшению эмоционального состояния студентов. В-третьих, еще одна психологическая причина. У большинства людей сама по себе промышленность вызывает чувство чего-то грузного, мрачного и тяжелого. Интерьер комплекса и ландшафтный дизайн участка пытаются донести идею совершенно обратного. Ведь с развитием технологий идет развитие светлого будущего. Обучение протекает в небольших группах 5-10 человек. Разница численности связана с тем, что во время обучения студент получает практически индивидуальный подход к нему от преподавателя. Помимо этого, для некоторых специальностей характерно ограниченное количество оборудования для практических занятий в связи его габаритами. Всего в день может обучаться по 2-3 группы для каждой специальности в утреннюю и вечером смену. Для одних идет обучение по теоретическом курсу, для других по-практическому. Обучение по каждому направлению составляет от нескольких недель до нескольких месяцев.

Центр самообразования и развития творческого потенциала молодежи

Автор: Амерханова Гузель Эмировна

В современном мире все большую популярность приобретает самообразование. В том числе изменилась форма работы и обучения, которая часто исключает личный контакт людей, развитие критического мышления в контакте с другими людьми. Возможность наблюдать за процессом работы смежных сфер деятельности позволяет находить новые подходы к решению существующих проблем. Такие изменения потребовали создания нового типа пространств, называемых коворкингами.
Предпосылками появления коворкинга как подход к организации труда стали экономические факторы, так и развитие крупных городов. Коворкинги рассматривают как продукт экономики знаний – увеличения роли креативного класса и технической интеллегенции одновременно с тенденцией к аутсорсингу в характерных для них профобластях.
В крупных городах джентрификация привела к росту стоимости недвижимости, сделав индивидуальную аренду экономически нецелесообразной для начинающих предпринимателей  и фрилансеров. В отличие от обслуживаемых офисов коворкинги стали устойчивой формой самоорганизации, основанной на взаимопомощи и обмене опытом между людьми с разным опытом и проф. навыками.
В Ульяновске работают несколько коворкингов, такие как “Точка кипения”, общественное пространство “Квартал”. Но они направлены на событийные сценарии, не предполагающие долгосрочное пребывание, к тому же из-за отсутствия необходимого оборудования, работа происходит в отрыве от прикладной деятельности, таким образом многие проекты остаются нереализованными.
Таким образом главной целью проекта является создание пространства, которое способствует умственному и физическому развитию личности.
Территория находится в тихом районе с живописными видами на Волгу. Несмотря на то, что участок, выбранный для проектирования, находится практически на окраине города, инфраструктура позволяет добраться сюда из любой части города.
А если благоустроить Северный Венец, который тянется вдоль Волги, мы получаем ландшафтный парк, который вполне мог бы стать транзитом от (до) центра города.
Главный высотный акцент – Башня представляет из себя скалодром, высотой 12,5 метров. Одна сторона используется для профессионалов. Противоположная служит тренировочным полигоном для оттачивания
техники и боундеринга. Доступ на каждый уровень осуществляется с лестницы. На вершине башни располагается смотровая площадка, которая открывает вид на Волгу и противоположный берег.
Центр самообразования и развития творческого потенциала молодежи станет инкубатором идей, технологий, проектов и практик, работающим как ресурсный центр.
         
Реновация территории завода “Ротор” в Заволжском районе. 

Автор проекта: Знатнина Полина Игоревна

Научный руководитель: Сидоров Владимир Александрович, старший преподаватель кафедры «Архитектурно-строительное проектирование» УлГТУ.

Одной из важнейших составляющих жизни человека является образование. Однако во многом теоретическое образование не имеет привязки к реальной жизни. Дело не столько в недостатках существующей на сегодняшний день образовательной системы, сколько в ускоренных темпах жизни, когда очень сложно разобраться самостоятельно в специфических вопросах в заданные сроки. В этом случае существует необходимость разработки «открытого университета», где есть возможность работы с профессиональной практикующей командой.

Сейчас во всем мире, в том числе и в России существуют бизнес-акселераторы, которые привязываются к университетам, исследовательским и научных центрам или проектируются как самодостаточные элементы городского пространства. Процесс работы в таких бизнес-акселераторах напоминает обучение в открытом университете, но результатом обучения становится не защита проекта или научной работы, а разработанный и проверенный продукт, готовый к внедрению и использованию в жизни.

Проектируемый участок располагается в Заволжском районе города Ульяновска. А именно территория бывшего завода «Ротор» по проспекту Созидателей 37. Данный участок по генеральному плану г. Ульяновска располагается в зоне промышленных предприятий и коммунально-складских предприятий и организаций. По правилам землепользования и застройки участок находится в зоне делового, общественного и коммерческого назначения. На сегодняшний момент на участке располагается недостроенное многоэтажное здание и одноэтажный производственный блок. Выбранный для проектирования участок расположен в промышленной зоне УАПК.

Комплекс представляет собой синтез бизнес-инкубатора и технопарка, специализирующегося на разработке промышленной робототехники Он включает в себя как административно-бытовые помещения (дирекция, помещения общественного питания, офисы под аренду, коворкинг, библиотека), так и мастерские, лаборатории и учебно-производственные мастерские.

Внешний вид и интерьеры проектируемого объекта отражают его техническую направленность, ассоциируются с образом технического прогресса. В то же время, проектируется гуманная и комфортная для человека среда, поскольку технический прогресс не должен ассоциироваться с «восстанием машин», он нужен, прежде всего, для удобства человека.

Административно-бытовой комплекс представляет собой «парк внутри дома». Это позволило создать достаточное количество озелененных мест отдыха. Основные функции сосредоточены в «ячейках», кровли которых являются эксплуатируемыми, и на террасах.

Для создания необходимого архитектурного образа была выбрана сетчатая стальная оболочка и параметрический стальной навесной фасад. Существующий каркас отделан материалом с текстурой дерева. Встроенно-пристроенный блок и надземный пешеходный переход имеют достаточно мин и мал истинный дизайн, основой архитектурной выразительности в нем являются V-образные колонны, проглядывающие из-за стекла.

Проект выполнен с учетом действующих на сегодняшний день строительных норм и правил и современных тенденций в архитектуре и строительстве.