Россиянам пообещали изменить потребительскую корзину с 2021 года. Эксперты давно уже говорят: сама методика расчёта корзины в корне не верна. Отмечается, что набор продовольственных товаров в корзине не соответствует нормам о здоровом питании. Депутаты предлагают составить потребительскую корзину, учитывая рекомендации Минздрава, с чем эксперты АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области» полностью согласны.

С декабря 2018 года АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области» и Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области проводят мониторинг изменения цен на годовой набор потребления пищевых продуктов, взятых из Рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания, утверждённых приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 августа 2016 г. № 614.

По поручению губернатора Ульяновской области С.И. Морозова была разработана методика мониторинга цен, которая позволяет выявить изменения цен на наиболее востребованные населением товары, рост цен на которые в большей степени приводит к обострению и социальным напряжениям.

Для этого АНО «ЦСИ Ульяновской области»:

  1. Был обоснован перечень продовольственных товаров, по которым делается расчёт индекса изменения цен. За основу были взяты Рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания, утверждённые приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 августа 2016 г. № 614. Настоящие Рекомендации разработаны в целях укрепления здоровья детского и взрослого населения, профилактики неинфекционных заболеваний и состояний, обусловленных недостатком микроэлементов.

Перечень продуктов в этом документе тот же, что и содержит «Потребительская корзина», но нормы потребления на одного человека отличаются. Например, в перечне из «потребительской корзины» больше хлеба, меньше фруктов и овощей.

Если же мы говорим о здоровом долголетии и сохранении человеческого потенциала региона, то правильнее ориентироваться на Рекомендации, учитывающие химический состав и энергетическую ценность пищевых продуктов, которые обеспечивают необходимую потребность в пищевых веществах и энергии, а также разнообразие потребляемой пищи. В настоящее время фактическое потребление продуктов питания населением Ульяновской области не соответствует медицинским нормам (мяса потребляется меньше годовой нормы на 10 кг, картофеля – больше на 10 кг, овощей – меньше на 30 кг, фруктов – меньше на 50 кг, сахара – больше на 18 кг);

  1. Были выбраны торговые точки для обследования, ориентированные на основную массу населения. По нашему мнению, нет смысла проводить мониторинг цен в «Гурмане», где отоваривается 0,01% населения, поэтому в мониторинге используются данные магазинов формата «у дома» торговых сетей «Магнит», «Пятёрочка», «Гулливер», продовольственных рынков и несетевых магазинчиков шаговой доступности;
  2. Была продумана схема сбора реальной (а не среднестатистической) информации по ценам на продукты питания.

С представителями торговли были достигнуты договорённости о предоставлении информации. То есть, при расчете индекса изменения цен учитывается «не просто какая-то непонятная цена на какой-то непонятный хлеб», а цена хлеба «пастушьего» – так как он занимает наибольший удельный вес в общей продаже хлеба и т.д.;

  1. Была определена периодичность проведения мониторинга – ежемесячно.

 

Теперь перейдём к вопросу, который задают миллионы граждан. Для чего в целом создается такая корзина и почему она настолько скудна?

Размер и состав потребительской корзины – это основной экономический показатель уровня жизни населения РФ. Кризисные годы повлияли на размер прожиточного минимума. Теперь установленной суммы едва ли хватает на обеспечение жизни человека. Выжить в обозначенных условиях невероятно сложно, а о качественном питании приходится забыть.

Стоимость потребительской корзины прямо влияет на прожиточный минимум, а с 2018 года и на МРОТ. Механизм таков: ежеквартально Росстат подсчитывает цену потребительской корзины, на основании которой определяется прожиточный минимум. Напомним, что с 1 мая 2018 года минимальная зарплата составляет 100% прожиточного минимума.

Действующий Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по РФ» был принят Госдумой 20 ноября 2012 года. В статье 1 установлено, что потребкорзина устанавливается не реже, чем раз в 5 лет. То есть эту корзину должны были пересмотреть к началу 2018 года. Однако в статью 4 о сроке действия внесли изменения законом № 421-ФЗ от 28.12.2017, продлив силу «продуктовому набору» до 31 декабря 2020 года включительно.

Получается, что с 2013 года набор обязательных продуктов, товаров и услуг не менялся уже более 6 лет и не изменится в ближайшие 1,5 года.

Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» (ст. 1) устанавливает следующие важнейшие понятия:

  • потребительская корзина – необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания;
  • прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Минимальная потребительская корзина составляется отдельно для 3 основных групп: трудоспособных взрослых, пенсионеров и детей.

Структура корзины включает три компонента:

  1. Минимальный набор продуктов, объединённых в 11 основных групп.
  2. Предметы первой необходимости: одежда, обувь, лекарства.
  3. Платежи за услуги, преимущественно транспортные и коммунальные.

Ещё раз обратим внимание, что 2 и 3 группы законом лишь поименованы, их точной расшифровки и состава ФЗ не содержит. Фактически их стоимость определена «на глаз».

На основании стоимости потребительской корзины Росстат ежеквартально подсчитывает прожиточный минимум. Показатель прожиточного минимума используется при формировании бюджета, для оценки уровня жизни населения, при расчётах минимального размера оплаты труда и объёмов социальной помощи малоимущим.

Рис. 1 Расчётный объём потребления для потребительской корзины (в среднем по РФ на одного человека в год), кг

Примечание: ПК- потребительская корзина. Потребление яиц конвертировано из штук в кг (средний вес куриного яйца составляет 55 г.).

В Ульяновской области прожиточный минимум за второй квартал 2019 года составил в среднем на душу населения 10343 рублей (4 место среди регионов ПФО, выше стоимость только в Самарской области, Пермском крае и Нижегородской области).

Рисунок 2. Прожиточный минимум в регионах ПФО за второй квартал 2019 года, руб.

Для трудоспособного населения этот показатель составил 11110 рублей (5 место), для пенсионеров – 8510 рубля (4 место), для детей – 10482 рублей (4 место).

Следует отметить, что методология расчёта и потребительской корзины, и, вслед за ней, прожиточного минимума далеко не идеальны. Питание по нормам потребительской корзины не может быть рекомендовано для людей, придерживающихся принципов здорового питания, так как её состав поддерживает неправильные привычки россиян к избыточному потреблению хлеба и картофеля. Нужно переходить на рациональные нормы потребления продуктов питания, что должно привести к увеличению потребления мяса, молока, овощей и фруктов.

Среднемесячная стоимость продуктового набора, рассчитанного ЦСИ по новой методике, в августе 2019 года составила 5915,19 рублей.

В соответствии с существующей формулой расчёта (50 % продукты и по 25 % непродовольственные товары и услуги) прожиточный минимум должен составить 11830 рублей, что на 14 % больше официально установленного (10343 рублей).

Однако даже эта потребительская корзина не будет отражать реальный прожиточный минимум, так как учитывает только продуктовую инфляцию. В реальности рост цен на разные группы товаров может сильно различаться. По продовольственным товарам – одна инфляция, по непродовольственным – другая. По тарифам она вообще очень высокая. Поэтому, необходимо вернуться к расчёту полной корзины с детализацией промтоваров и услуг. Или пересмотреть соотношение продовольственных и непродовольственных товаров: в США, например, тоже считают только продовольственную корзину, правда, потом умножают на три, а не на два, как у нас, и те, кто имеет долю расходов на питание выше, чем 30%, подпадают под адресную поддержку. По этой схеме стоимость потребительской корзины или прожиточный минимум в Ульяновской области должен составить 17745 рублей (5915,19 х 3).

Потребительская корзина Франции отражает нормальный уровень жизни и ежегодно меняется. Она включает более 500 наименований товаров и услуг, в частности походы в ресторан, вино, посещение салонов красоты, и служит основанием для определения минимального размера оплаты труда. Продовольственные товары составляют лишь 13,6% от общего размера корзины.

Многие регионы обращаются к Правительству Российской Федерации с просьбой как можно скорее пересмотреть параметры потребительской корзины, и не ждать 2021 года! Мы согласны с такой позицией и считаем, что Правительство Ульяновской области также должно выйти с инициативой к Министерству труда и социальной защиты РФ о необходимости пересмотра состава потребительской корзины!

АНО «ЦСИ Ульяновской области» считает, что для решения проблемы в области состава и структуры потребительской корзины, необходимо:

  1. Стремиться к уровню лидирующих стран мира, используя их методы в своей практике.
  2. Состав и количество продуктов питания, включённых в потребительскую корзину, должны соответствовать нормам рационального потребления пищевых продуктов, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации.
  3. Продукты питания не должны составлять большую часть потребительской корзины, поскольку это является показателем низкого уровня доходности населения.
  4. В тоже время пока принципы формирования потребительской корзины не будут пересмотрены, региональная власть должна пристально следить за ценообразованием на продовольственном рынке. Продукты, согласно требованиям здорового питания, должны быть доступны для жителей Ульяновской области. Ассортимент продуктов, рост цен на них должен контролироваться Министерством агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области.