Усадьба эта неразрывно связана с именем Сергея Александровича Бутурлина (1872 – 1938) ̶
выдающегося человека, обретшего известность на ниве охотоведения и орнитологии. Писать о Лаве и не упомянуть Бутурлина – всё равно что не вспомнить Льва Толстого при рассказе о Ясной Поляне (интересно, кстати, что отца С.А. Бутурлина, Александра Сергеевича – врача и народника – связывала с автором «Войны и мира» многолетняя дружба). Сергей Александрович, выходец из старинного дворянского рода, начинал свою профессиональную деятельность как юрист (он даже работал судебным следователем в Мариенбурге). Но, обуреваемый жаждой знаний и питавший страсть к изучению природы, со временем он превращается в крупного натуралиста. Бутурлин был автором первого в Советском Союзе полного определителя птиц страны. Его вкладом в науку является также открытие гнездовий розовой чайки. Формат нашей публикации не позволяет привести полный перечень заслуг этого разностороннего учёного.

Но вернёмся к основной теме нашей заметки. Наиболее интересной постройкой в усадьбе Бутурлиных был, разумеется, господский дом в стиле конструктивизма. Нельзя не отметить оригинальность этого сооружения. Двухэтажное строение с мезонином было украшено четырьмя полубашнями. Как отмечалось в одной из публикаций, дом стали образно именовать «шкатулкой для солнца» (дело в том, что каждая комната освещалась в летнюю пору не менее двух часов в день). Жалюзи были изготовлены из дубовых дощечек.

На территории усадьбы был разбит парк, украшенный скульптурами. Предметом гордости хозяев наверняка была и оранжерея, в которой произрастали редкие растения (в частности, диковинные для нашего края южноамериканские орхидеи). Дополняли эту идиллическую картину три великолепных фонтана.

Об истории возникновения необычной усадьбы написано до обидного мало. Но, несмотря на это, у авторов публикаций нет единодушия. Можно выделить две основные версии, в корне противоречащие друг другу.

Версия первая. Согласно сведениям, на которые опирался В. Силантьев (автор краеведческой статьи 1999 г.), основные усадебные строения были возведены не Бутурлиными, а дворянами Карповыми в конце XIX века. Есть сведения, что они приехали в село в 1895 г. и развернули масштабное строительство. Архитектурный замысел стал плодом размышлений Марии Васильевны Карповой.
В руках семейства Карповых усадьба находила не очень долго – по всей видимости, до 1903 года. Помещики уехали за рубеж, продав имение уже упомянутым выше Бутурлиным.

Версия вторая. Описанный выше господский дом был возведён в 1912 году (автором проекта была супруга С.А. Бутурлина, которая была архитектором по образованию). Но уже вскоре, в год начала первой мировой, дом приобрёл лесопромышленник Карпов.

Любопытно, что обе версии связаны как с семьёй Бутурлиных, так и с Карповыми. При этом меняется последовательность их пребывания в Лаве. Есть больше оснований считать правильной вторую версию. Она, в частности, косвенно подтверждается данными, которые приводит в своём исследовании кандидат биологических наук М.М. Козлова. Мария Михайловна отмечала, что детские годы будущего знаменитого орнитолога прошли в селе Белый Ключ (ныне – в Сурском районе) в имении бабушки. Да и село Лава находилось в составе имения этой родовитой семьи. Словом, Бутурлины оказались в этих краях задолго до начала XX века.

После Октябрьской революции усадьба была национализирована. Известно, что в усадебном доме проживали бывшие лесорубы и наёмные рабочие. Позднее красивое дореволюционное строение стало местом расположения центральной усадьбы конного завода. С 1970-х гг. здесь размещалась центральная усадьба совхоза «Красногорский» (а затем правление одноимённого сельскохозяйственного кооператива), Лавинский сельский Совет и медпункт. В память о С.А. Бутурлине в доме был открыт небольшой музей. Ещё на заре XXI века здание продолжало использоваться. Но со временем оно было покинуто и постепенно стало приходить в упадок.

Автору этой небольшой публикации довелось побывать в Лаве в середине сентября сего года и воочию убедиться в бедственном положении знаменитого здания. В бывшем барском доме, помнящем голос С.А. Бутурлина, интерьеры уже не способны радовать глаз. Во многих окнах выбиты стёкла. По комнатам гуляет ветер, поднимающий с пола листы старых хозяйственных документов… Под крышей свили гнёзда неутомимые пчёлы. Но широкая лестница, ведущая на второй этаж, ещё вполне прочна.

Хочется верить, что в судьбе замечательного усадебного дома ещё произойдёт счастливая перемена. Может быть, кому-то из предпринимателей удастся привлечь инвесторов и восстановить былую красу дворянского «гнезда» Посурья. И тогда, вопреки привычной последовательности событий, осень усадьбы сменится летом.

Материал подготовил специалист Центра развития истории и культуры региона – Судаков М.А.