103 года назад, 5 октября 1916 года, открылось движение поездов по Императорскому мосту. Он построен в 1913—1916 годах исключительно как железнодорожный мост.

Строительство задержали два происшествия: первое – пожар 7 июля 1914 года. На одной из ферм производились работы по склепке. Раскаленная клепка упала в мусор, щепы и другие горючие материалы на лесах. Вспыхнувшее пламя вскоре превратилось в грандиозный пожар. Ущерб два миллиона рублей. Второе – оползень Симбирской горы 29-31 мая 1915 года.

Торжественное открытие после восстановления моста состоялось 5 октября 1916 года.

10 августа 1958 года открылось движение по автомобильному, а точнее, как он тогда назывался, автогужевому мосту через Волгу. До этого дня мост в Ульяновске был исключительно железнодорожным, что, конечно, имело большие неудобства для населения и хозяйства. Переустройство мостового перехода было прямо связано с созданием Куйбышевского водохранилища. Последствия строительства Волжского каскада ГЭС, включая Куйбышевскую, представлявшиеся тогда в радужном цвете, оказались крайне неоднозначными (подробнее см. материал от 20 мая). Ущерб, причиненный природе, хозяйству, населению, утраты исторических и культурных ценностей не поддаются оценке. Возникли негативные факторы, действие которых ощущается по сей день и продолжает нарастать. С другой стороны, предстоящее заполнение водохранилища вызвало необходимость создания комплекса сложных инженерных сооружений, способствовавших развитию инфраструктуры городов Поволжья. В силу природных особенностей, расположения промышленных и транспортных объектов, наиболее масштабные работы проводились в Ульяновске и Казани. В Ульяновске ими стали, в 1-ую очередь, комплекс мероприятий по берегоукреплению; сооружение Заволжской дамбы, строительство нового речного порта и переустройство мостового перехода.

В ходе последнего одновременно решалось несколько задач. Во-первых, из-за предстоящего повышения уровня воды требовалось поднять на 8,5 метров пролетные строения моста (для этого использовались 5-тонные бетонные блоки), нарастить кладку опор. Необходимо было соорудить новые подходы к мосту, подняв полотно дороги, укрепить откосы насыпи и т.д. Одновременно проводился капитальный ремонт и усиление пролетных конструкций железнодорожного моста, построенного еще в 1916 г. Не могло быть и речи о том, чтобы перекрыть железнодорожное движение на столь долгий срок, тем более, что подобные работы велись и в других волжских городах. На время реконструкции движение поездов переводилось на ледорезные части существовавших опор. Такой способ позволил решить и третью задачу: на одних опорах с железнодорожным мостом построить новый – автомобильный. Таким образом, ульяновский, ныне Императорский, мост, по сути, представляет собой два моста, построенных в разное время и стоящих на одних общих опорах. Основные работы по переустройству мостового перехода вел мостоотряд №3 (начальник И.И.Гордон), в тот период в нем работало около тысячи человек; а также мостопоезд №450, СМП-158, ССМУ гидромеханизации (по материалам книги Е.А.Бурдина «Волжская Атлантида»).

Работы по реконструкции старого железнодорожного и строительству нового автомобильного мостов продолжались 5 лет – с 1953 по 1958 гг. Совсем небольшой срок для такого значительного объекта. 10 августа 1958 года, при большом стечении народа, движение по новому мосту было торжественно открыто. «Ульяновская правда» посвятила этому событию большую статью, которая (с небольшими сокращениями) приведена ниже. Две иллюстрирующие статью фотографии, наряду с другими снимками, помещены в фотоподборку.

Фото: телеграм-канал ЧП Ульяновск