В декабре этого года будет отмечаться 210-летие Симбирской губернской гимназии – гимназии № 1. Но фактически учебное заведение возникло на 23 года раньше. В преддверии юбилея стоит вспомнить о предшественнике гимназии – Главном народном училище, открытом 22 сентября (3 октября по н.с.) 1786 года.

Первый шаг к созданию единой системы общеобразовательных школ был сделан с принятием в эпоху Екатерины II «Плана по установлению народных училищ в Российской империи» (27.09.1782) и «Устава народным училищам» (5.08.1786). В училища принимались дети всех сословий, обоего пола; впервые сделана попытка унификации учебных программ. В губернских городах создавались 4-классные Главные народные училища, в уездных городах – «малые».

Эта система была еще далека от совершенства. «Высшая власть над училищами сосредоточена была в руках наместников: они утверждали в должности директоров…, от них же зависело обеспечение материальным содержанием училища» (2, № 74). Непосредственно они подчинялись местному Приказу общественного призрения, «почему состояние учебной части было до крайности неудовлетворительно: смотрителями назначались нередко купцы и мещане, не имевшие никакого образования. Участие частных лиц… выражалось скорее в пожертвованиях на устройство училищ, чем в развитии самого образования, на которое в то время вообще мало обращали внимания, …да и звание учителя далеко не считалось почетным» (1). «Что касается внутреннего строя учебных заведений и состояния училищной части, то приказ в них не принимал прямого участия, и все распоряжения следовали от директора» (2, № 74)

22 сентября 1786 года были открыты первые Главные народные училища в 25 губернских городах, в т.ч. в Симбирске, имевшем этот статус с 1780 года. Неделей раньше в Симбирск прибыли 4 учителя «с книгами, изданными для народных училищ и некоторыми инструментами» и сразу представились наместнику князю П.М.Баратаеву. С.П.Цветков, А.И.Тихонравов, Е.Д.Шутихин и Н.М.Веревкин окончили С.-Петербургскую учительскую гимназию. Первым директором училища стал капитан артиллерии Александр Петрович Саковнин. До дня открытия набрано 52 ученика.

Открытие училища было обставлено весьма торжественно. «Правитель губернии с членами Приказа общественного призрения… спешили в первенствующую Троицкого собора церковь для принесения теплых молитв, а за сим и учители со своими учениками…, откуда таковым же порядком возвратились в дом училищный, где, по учинении водоосвящения…, один из учителей говорил ко всему собранию, родителям и начальникам речь… И в первом классе показано первоначальное учение к крайнему зрителей удовольствию, а потом и в прочих классах… По окончании церемонии вступившие в училище дети были довольствованы от Его Сиятельства правителя и попечителя обеденным столом для большего их обласкания» (7, РГИА)

Пожалуй, самый интересный вопрос – где было открыто и находилось поначалу Главное народное училище? Долгое время ответ казался очевидным. А.Яровой в статье о купцах Твердышевых, Мясниковых и их потомках (Симбирский сборник 1868 года) писал: «В Симбирске остались каменные дома Твердышевых, перешедшие почтовому ведомству, … и под помещение гимназии (в последнем был некогда театр внука Мясниковой, Н.А.Дурасова)». И далее: «Дурасов… для театра употреблял свой дом, принадлежащий ныне гимназии, а другой, самый красивый и обширный, где гостила в 1767 г. Екатерина II, подарил Симбирскому дворянству…»
И.Я.Христофоров (2, № 80), говоря о гимназическом здании, полагал, что училище размещалось в нем «с самого открытия в 1786 году». Такого же мнения придерживался П.Л.Мартынов. Н.А.Державин (Краеведческий сборник, 1928) писал еще определеннее: «Дом Дурасова, в котором помещался его театр, около 1785 г. перешел уже в собственность дворянства, а в следующем 1786 году в нем было открыто главное народное училище. В этом, дважды потом перестраивавшемся доме, впоследствии помещалась мужская классическая гимназия»

Эту версию поставил в 1970-х гг. под сомнение Б.В.Аржанцев. В ЦГИА (ныне РГИА, СПб) он обнаружил документы о первом помещении училища. Наместник в 1786 г. распорядился под училище «приготовить дом, по крайней мере, в 4 или 5 покоях состоящий». В отчете Приказа общественного призрения от 19 февраля 1787 г. сообщалось, что Главное училище «находится в постоялом доме купца Ивана Карташова в Панской улице». Карташов предоставил помещение «без всякой платы, а только чтобы быть его каменному дому свободну от постоя» (6, 7).

Сначала в училище было три класса, позже открылся 4-ый. В первом классе ученики изучали букварь, правила для учащихся, Закон Божий, чистописание. Позже переходили к изучению грамматики, латинского языка, катехизиса и священной истории, географии, истории естественной, всеобщей и российской, арифметики, геометрии, физики, механики, архитектуры. В 1786 г. большинство учеников было зачислено в первый класс, ибо «только читать могли и писать или ни того, ни другого…, учеников же в четвертый класс готовых еще нет». В 1800 г. открыт подготовительный класс для детей, не знающих грамоты.

Училище было действительно всесословным. Из 52 учеников первого набора 38 были детьми купцов и мещан, 4 – дворовых людей (крепостных), 10 – дворян, чиновников и священнослужителей. К началу января зачислено еще 38 учеников, в т.ч. 8 дворянских детей, 26 – из дворовых людей. Разнородным был состав училища и в последующие годы. Однако из 528 учеников, обучавшихся в 1786-1799 гг., было только 3 девочки – дочери дворовых и служанок (7, РГИА). Следует отметить, что 2/3 детей покидали училище после 1-2 класса. Сыновья бедных родителей нужны были для работы дома; дети дворян и духовенства могли продолжить обучение в сословных учебных заведениях. В 1809 г. в училище числилось 144 ученика.

Каждое учебное полугодие завершалось публичными испытаниями. Первые экзамены состоялись 2 января 1787 г. в присутствии наместника, высших чиновников и «всего благородного дворянства обоих полов». После приветственной речи были экзаменованы ученики 1-3 классов «со всеобщею всех присутствующих похвалою». Тогда же возник обычай отмечать «отличившихся успехами учеников награждением книжек за подписанием директора», сохранившийся в Симбирской гимназии.

В начале 1878 г. Приказ общественного призрения взял «на свое попечение книжную лавку… у полковника И.П.Тургенева находящуюся, ту предусмотрев выгоду, что и училище может пользоваться книгами». Книги отпускались училищу по сниженным ценам, а Приказ обязался приобретать книги и завести в училище библиотеку. В 1805 г. «в библиотеке училища состояло книг разного содержания 551, учебных пособий 124 и в кабинете минералов разного рода и вида 223 камня» (2, № 80).
Главное училище готовило также учителей для народных училищ в уездных городах; в 1787-1788 гг. подготовлено 12 чел. В 1787 г. открыты 2-классные малые народные училища в Алатыре, Ставрополе, Сызрани и Тагае, в 1790 – в Карсуне.

Генерал-губернатор Симбирский и Уфимский А.О.Игельстром, не без использования административного ресурса, смог привлечь помощь общества. Он убедил симбирское дворянство в течение трех лет внести на поддержку народных училищ 20.000 руб. Городовой магистрат последовал примеру дворян и внес в 1787 г. сначала 440 руб., потом еще 1000.

Поддержка наместника и щедрые пожертвования позволили училищу обзавестись собственным домом. «Здание под главнонародное училище, где в настоящее время помещается симбирская гимназия, выстроено было приказом общественного призрения на пожертвованные дворянством 20.000 руб.» (1). Приказ выступил заказчиком строительства. Здание по проекту архитектора И.П.Тоскани в 1787-1790 гг. построили купцы А.Б.Сапин и И.Д.Николаев. Устав народных училищ требовал размещать их в центре города и поблизости от церквей, что определило выбор места рядом с Соборной площадью. Здание училища положило начало формированию целого архитектурного ансамбля в классическом стиле (здание присутственных мест, дом губернатора, Троицкий собор, дом дворянства)
Открытие «воздвигнутого иждивением дворян огромного училищного каменного дома» совпало с публичными экзаменами, проходившими с 27 декабря 1789 по 2 января 1790 г., и с дворянскими выборами. Торжества проходили «при собрании съехавшегося к перемене судей многочисленного дворянства и граждан» (7, РГИА)

В Симбирске еще не было больших общественных зданий, и училище не могло претендовать на весь дом. Здесь также размещались Дворянское собрание, Приказ общественного призрения, типография и квартиры. Л.М.Артамонова (7) пишет, что в первое время часть помещений сдавалась под театр. Это кажется маловероятным, но заставляет вновь вспомнить о гипотетическом доме Н.А.Дурасова с театром, ставшим потом общественным.
Было ли здание училища построено «с нуля», или прежде на этом месте действительно стоял дом Твердышевых? Имеется много свидетельств начала XIX века, что уже через 15-20 лет после постройки здание было очень ветхим (по И.Я.Христофорову «полусгнившим»). Трудно представить, что оно так быстро разрушилось. Не могло ли здание училища быть перестроенным старым домом, сохранившим ветхую «начинку»?

Внешне построенное Тоскани двухэтажное здание выглядело очень красиво. Шесть колонн в центральной части главного фасада завершались над крышей ступенчатым аттиком с изображением короны. По центру расположены три парадных двери. Углы фасада украшали по 4 пилястры с более низкими аттиками. На первом этаже планировка была коридорной, а на втором – анфиладной, с комнатами зального типа. Облик этого здания дошел до нас только на чертежах главного фасада (фото 1, 5) и обоих этажей, выполненных губернским архитектором М.М.Рушко в начале XIX века.

В 1839-1840 гг. «очень поврежденное» здание (уже гимназии) было перестроено по проекту М.П.Коринфского. Его первоначальный проект «ученой школы Симбирска» (фото 3, 5) с 8-колонным портиком и широкой лестницей главного входа – прекрасный образец классицизма. Комиссия в целях экономии безжалостно «урезала» этот замысел, отказавшись от портика, убрав все прежнее оформление фасада и оставив почти незаметный вход с чугунным крыльцом (фото 4, 5).

И.Я.Христофоров (2, № 80) привел сделанную директором училища З.Л.Острожским в 1807 г. подробную опись внутренней планировки здания (полный текст на целую газетную страницу). «Дом каменный о двух этажах в длину 32 сажени, в ширину 8 сажен. По правую сторону находятся два покоя, занимаемые приказом общественного призрения. По левую сторону 5 покоев, занимаемых г. Директором и комнаты учителей. В покоях, занимаемых экономом дворянства, три комнаты. Из сеней в верхний этаж деревянная лестница. На левую сторону 6 комнат, занимаемых классами. Печи во всех сих покоях обвалились и сами ветхие. На правую сторону покои для собрания дворянства. В 3-й комнате зал, разделенный арками, хоры для музыки. В 5-й буфет с камином. Во всем доме трубы и боровья весьма ветхи и к топлению опасны. Стекла по большей части битые, полы ветхие, штукатурка обвалилась»

Соседство с дворянским клубом не шло на пользу учебному процессу. Профессора Казанского университета Яковкина, посетившего училище в 1807 г., возмутили танцевальные вечера, от которых «потолки тряслись, штукатурка отваливалась, учительским семьям не было покою», а также лавка для продажи игральных карт и обширная квартира содержателя клуба (4). Зато сдача помещений в аренду давала хороший доход Приказу общественного призрения.

Симбирское училище нередко посещали высокие гости. Так, в мае 1787 г. в нем побывали сенаторы А.Р.Воронцов и А.В.Нарышкин, найдя «оное на довольно изрядной ноге, все сие приписываем неусыпному старанию Правителя губернии». Сенаторы С.А.Неплюев и П.И.Фонвизин осмотрели училище в июне 1800 г., оценив его состояние «во многих лестных выражениях»

В 1788-1798 гг. директором народных училищ был Тимофей Григорьевич Масленицкий – автор «Топографического описания Симбирского наместничества» (1785) и ряда других трудов. Выдающийся географ многое сделал для развития Симбирского училища и народного образования края. Большой след в истории учебного заведения оставил Захар Лаврентьевич Острожский, назначенный директором в 1803 г. – всесторонне образованный человек и хороший администратор. Острожский стал последним директором народного училища и первым директором Симбирской гимназии.

Реформа системы образования произошла при Александре I. Было создано Министерство народного просвещения. Изданы Указ «Об устройстве училищ» (24.01.1803) и Устав учебных заведений (5.11.1804), каковыми теперь являлись: университеты, губернские гимназии, уездные и приходские училища. Но реформа шла медленно, и Симбирское главное народное училище существовало еще 5 лет.

«Наконец, в 1808 г. определены в назначенную к открытию Симбирскую гимназию новые учителя, отпущены из Государственного Казначейства суммы на содержание гимназии» (3). Попечитель Казанского учебного округа С.Я.Румовский в 1807 г. предписал принять здание училища в учебное ведомство, очистить его от посторонних и провести ремонт. Была проведена частичная перепланировка, тогда же составлен чертеж М.М.Рушко. «Но так как суммы на поправку только обещались…, то дом главного народного училища оставался в таком же виде и после преобразования оного в гимназию» (2, № 80)

12 (24 по н.с.) декабря 1809 года состоялось торжественное открытие Симбирской гимназии. Новое учебное заведение опиралось на опыт, накопленный за 23 года существования Главного народного училища.

Источники:
1. Материалы для географии и статистики России…, Симбирская губерния, т.2, сост. А.О.Липинский, СПб, 1868 (с.406-407)
2. И.Я.Христофоров, Очерки из истории Главного народного училища («СГВ», 1874, №№ 74, 78, 79, 80, 84, 88)
3. И.Я.Христофоров «Очерки из истории Симбирской гимназии 1809-1825 гг.», Симбирск, 1875
4. И.Г.Безгин «Симбирская губернская гимназия (1786-1887)», СПб, 1888
5. Н.А.Евсина «Из истории строительства учебных зданий» («Русское искусство XVIII – начала XIX в.», М., 1971, с.200-209)
6. Б.В.Аржанцев «Архитектура здания губернской гимназии» (Сборник материалов научной конференции, посвященной 190-летию Симбирской губернской гимназии, Ульяновск, 1999, с.132-137)
7. Л.М.Артамонова «Симбирское главное народное училище – предшественник классической гимназии» («Классическое гуманитарное образование: история и перспектива», материалы конференции, Ульяновск, 2009, с.23-37)
8. И.Ф.Макеева «Проект М.П.Коринфского на здание Симбирской губернской гимназии» («Архитектор Михаил Коринфский…», материалы конференции (2013), Ульяновск, 2014, с.83-94) и др.
_____________
Здание Главного народного училища в Симбирске. Архитектор И.П.Тоскани, 1787-1790.
Фиксационный чертеж губернского архитектора М.М.Рушко, фасад, около 1809 года.

Генеральный план Симбирской гимназии и окрестных строений. 1838. РГИА.
1) Гимназия
2) Соборная площадь
3) Дом губернатора
4) Спасский женский монастырь

Первоначальный проект перестройки здания Симбирской гимназии: фасад и разрезы. Архитектор М.П.Коринфский, 1836-1838. РГИА.

Окончательный проект перестройки здания Симбирской гимназии с учетом поправок Строительной комиссии: фасад. Архитектор М.П.Коринфский, 1839-1841. РГИА.

Решение фасада здания училища / гимназии:
1) И.П.Тоскани, 1790.
2) М.П.Коринфский, 1836-1838.
3) Окончательный проект, 1839-1841.

Здание Симбирской губернской гимназии, памятник Карамзину с только что разбитым сквером и вид на Соборную площадь. 1860-ые годы.

Симбирская мужская классическая гимназия. Фото Г.Степанова, 1890 год.

Симбирская мужская классическая гимназия. 1887 год. Восточный краснокирпичный корпус построен в 1883 году.
И.Г.Безгин «Симбирская губернская гимназия. 1786-1887», СПб, 1888.

Лестница в здании гимназии, изготовленная на чугунолитейном заводе Андреева в конце XIX века.

П.С.Добрынин. Симбирская гимназия, в которой учился В.И.Ленин. Репродукция на почтовой карточке ИзоГИЗ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.