Неистовый коментатор  «Юрий» внес предложение: поговорить о творчестве  поэта Владимира Дворянскова. Отзываясь на этот  интересный призыв посвящаю весь выпуск именно этому  ульяновскому стихотворцу…

Для начала-краткая справка.

Владимир Дворянсков (1948-2016) родился в селе Екатериновка Сенгилеевского района Ульяновской области. Работал в газетах «Ульяновская правда» и «Ульяновский комсомолец», руководил литературным объединением «Надежда», был редактором областной детской библиотеки, заместителем редактора журнала «Мономах». Стихи публиковались в местной периодике, в альманахе «Поэзия» (Москва) и других. Автор нескольких поэтических сборников.

А теперь  -стихи .И суждения о них.

Владимир ДВОРЯНСКОВ.

                                                  Стихи.

Cолдатская мать.

И льдины на речке всё тоньше,

Капелей слышней перестук.

Но к ней завернуть

Почтальонше

Как будто бы всё недосуг.

Знать, путь не короток у почты

В суровое время,

Не прост.

Мать глянет в окошко:

А ночь-то

Как нынче длинна, и без звёзд…

Вдруг весть,

Что во время прорыва

Сын рухнул на взорванный наст,

Докатит волною от взрыва

До матери,

Сердце обдаст.

И вот наяву уж –

Не снятся –

Черны и берёзы, и снег.

И вот по щекам уж струятся

Морщины,

Как русла для рек.

 

* * *

В пилотке со звездой,

Без автомата,

Глядит в окошки милого села.

Вот постучится –

Мать-то будет рада!

Ведь сорок лет

Она его ждала.

Но не обнять

Ему своих домашних

И ту, что всех красивее была.

Не взять земли ладонями из пашни,

Что к севу приготовилась, –

Тепла.

Ведь столько пуль

Война в него метала…

Хоть дух солдата

Не смогла сломить,

Но всё же стал теперь он

Из металла.

До дома – шаг.

Но шага – не ступить.

 

* * *

Всё бежит, бежит моя дорога,

Оглянусь – а утро позади.

Вроде бы и пройдено немного,

Но уже стою на полпути.

Оглянусь и вижу в отдаленьи

Поле, лес, рябину у моста,

Где звенит для нашего селенья

Речка, до хрустальности чиста.

Вижу я, как друг мой для веселья

Взял гармонь… А вот сыграть не смог.

Нет его. И майскою метелью

Цвет летит на чёрный бугорок.

Постоял… И снова без оглядки

Зашагал, ведь столько новых дел.

… Ничего, что годы наши кратки,

Ерунда, что малость поседел.

* * *

Солнце виснет в небесном проёме.

В нашей комнате – тишь и уют.

Говорят, сколько зайчиков в доме,

Столько будет счастливых минут.

Это всё удивительно мудро.

Только так же и пол, и стена

Были в бликах в то летнее утро,

Когда в дверь постучалась война.

Всё же верь в это тёплое солнце:

Вон сынишка, наивен и мал,

Оттого беззаботно смеётся,

Что ладошкою лучик поймал.

 

* * *

Земля живёт, как мы,

Смеётся и горюет.

Оттаяв от зимы,

Весенний лес ликует.

У дома, вдоль дорог

Всё лето в сорок первом

Царил чертополох,

Как горя признак верный.

И ветер, будто весть,

Сквозь щели в крыше старой,

Оттуда, где поветь,

Полынным плыл угаром.

Давно прошла война,

Но и сейчас, поныне

У нашего окна

Пылится куст полыни.

Полынный островок

Кустится, как в укоре.

И это оттого,

Что есть на свете горе.

 

Первый снег.

… И рассказал сосед мне в этот день:

Мы первый снег на фронте не любили.

В атаку шли средь лёгкой снежной пыли,

А из бетонных нор фашисты били.

И сколько тогда наших положили,

Ведь на снегу был каждый как мишень.

Простор струит высокий чистый свет,

Повсюду он: и далеко, и близко.

Средь клёнов, у подножья обелиска,

Смахну порошу с траурного списка,

Где третьим сверху значится мой дед.

Сосед мой вспоминает о войне…

Мы с ним идём то берегом, то лесом,

То постоим у ёлок под навесом,

И не понять в рассветной тишине,

Где снег скрипит, где спутник мой протезом.

 

* * *

И скрипнут сени мёрзлой половицей,

И тополя прижмутся потесней,

Гнездо в ветвях, покинутое птицей, –

Нет ничего печальней и грустней.

Зима легла на сотни километров,

Бредёшь легонько от куста к кусту.

И тихо всё, но вдруг сорвутся ветры, –

И снег летит к застывшему гнезду.

Опять с рассвета поднялись метели,

Но всё равно видать со всех концов:

Качают ветры, будто колыбели,

Пустые гнёзда. Гнёзда без птенцов.

Мне жаль гнездо, застывшее на ветке,

Но не об этом, не об этом я…

Давно-давно у нашей у соседки

Уехали куда-то сыновья.

 

* * *

Посмотришь вдаль – холмы, холмы, холмы,

Да облаков неровные изломы.

И рвы,

Водой небесною полны,

Что пролилась, когда гремели громы.

Окинешь взглядом даль

Из-под руки:

С холмами рядом,

Далеко и близко,

Как часовых надёжные штыки

Сверкают всюду грани обелисков.

Родная Русь, да сколько ж полегло

Твоих сынов, –

Которых ты любила, –

Чтоб вражье беспросветное крыло

На ясном небе зори не затмило.

… Повсюду обелиски и холмы,

Как далеко видать их на рассвете.

И понимаю сердцем, что лишь мы

Теперь за всё –

За Родину –

В ответе.

 

* * *

От спящего посёлка

К тебе – недалеко.

С тобою рядом, Волга,

Мне дышится легко.

Ведь от истоков к устью –

Везде по берегам

Священной пахнет Русью,

Не сдавшейся врагам.

 

Ни тем, с раскосым взглядом,

Что злобой налитой.

Ни тем, что к Сталинграду

Шли чёрною ордой.

Заря горит высоко.

И слышно: дышит ширь

Свободно и глубоко,

Как древний богатырь.

На травах у посёлка

Рассвет блеснул лучом.

Лежит, сверкая, Волга

Карающим мечом.

 

* * *

Погибших нескончаемые списки,

Их не сотрут ни ветры, ни века.

По всей России встали обелиски,

Как дым боёв – над ними облака.

Здесь притихают даже ребятишки,

Здесь тишина такая, будто бы во снах,

Иль будто бы во время передышки,

В короткие отрезки меж атак.

Наперекор утратам всем и смерти

Средь строгой величавой простоты,

Похожие на взгляд красноармейцев,

Весною открываются цветы.

Свежи, росою утренней умыты –

Я не видал таких спокойных глаз,

Чтобы вот так глядели бы открыто,

Душевно и внимательно на нас

 

 

* * *

Светла душа, как небо в ясный полдень,

Когда видны леса и жёлтый плес,

Как будто путь нелёгкий нынче пройден,

И вот причал – среди густых берёз.

Ах, сон-трава под синим небосводом,

Цветущая от шума в стороне,

Утихомирь разбуженные воды,

Чтоб лодка не качалась на волне.

Чтоб в тишину над речкой, где тропинка,

Среди лесов, стоящих не дыша,

Тут вслушивалась каждая травинка,

Чтоб обмирала, слушая, душа.

А завтра пусть опять меня разбудят

И звон волны, и шумные леса.

Но уж тогда ничто не страшно будет –

Ни бури, ни печали, ни гроза.

 

* * *

Ни одного не уцелело сына,

Обоих увела с собой война.

Стоит у окон горькая калина,

Её видать из каждого окна.

Видать, как рдеют над землёю грозди,

Видать дорогу, поле, небосвод.

И верит мать,

Что вот нагрянут гости…

Но нет, никто не едет,

Не идёт.

А вьётся над дорогой

Паутина.

Над речкою не слышно соловья.

И лишь всю ночь стучит в окно калина,

Как в юности бывало –

Сыновья.

Как будто бы стучат нетерпеливо

Мальчишки, проводившие подруг:

То словно младший –

Часто, торопливо.

То словно старший –

Редко: тук… тук… тук…

И кажется, что вот на самом деле

Войдут сейчас два стройных молодца,

Ещё не надевавшие шинели,

Не знающие смерти от свинца.

***

Не дымятся дали,
Пыль черна от слез.
Ни одной медали
Дед мой не принес.

Только в этом самом
Нет его вины,
Потому что сам он
Не пришел с войны…

***

Поэт   Лайков  Александр от Дворянскова в восторге:

«О Владимире Дворянскове у меня сохранились самые добрые и сердечные воспоминания. Мы общались с ним, когда он работал литконсультантом в «Ульяновской правде», руководил литобъединением «Надежда», и позднее, когда, уже будучи больным, приносил свои стихи в городскую газету «Ульяновск сегодня». Это один из самых талантливых поэтов Симбирского края.

Я намеренно не говорю — «последнего времени». Поэзия Владимира Дворянскова — навсегда. Я думаю, что его можно поставить в один ряд с такими замечательными поэтами Симбирского края, как Николай Языков и Николай Благов.

В своем творчестве Владимир Дворян-сков продолжал и дополнял традиции есенинской и рубцовской лирики. Вот, говорят, что у него много стихов о природе. Но природа в любом литературном произведении выступает как фон, подчеркивает наше настроение, наши эмоции и чувства, дополняет наши раздумья о времени и о себе. Вот одно из его стихотворений:

В хрустальной вазе на столе

Букет весенний…

Все чувства были на нуле

От невезений.

И день, что разгорался вновь,

Казался серым.

И я витал, нахмуря бровь,

В далеких сферах.

Чтоб позабыть, хотя б на час

Иль на минуту,

Печаль, что в сердце разлилась,

Лихую смуту.

Не выходило ничего

Из той затеи.

Увяз в печали с головой

На самом деле.

В душе усталой стало вдруг светлей,

Пришло спасенье:

В хрустальной вазе на столе Букет весенний.

Казалось бы, все просто, но сколько эмоций и воспоминаний вызывает это стихотворение!

Поэзия Владимира Дворянскова чиста и прозрачна, как песня скворца на заре. Вместе с тем она умна, интеллектуальна, воспевает не только красоту средневолжской природы, но и обращается к деревенской теме, со всеми ее злободневными проблемами. Стихотворение о войне «Не дымятся дали, пыль черна от слез» — гениально, я считаю, что его обязательно необходимо включить в школьную программу по литературе.

Владимир Николаевич очень добросовестно и серьезно работал с молодежью, умел найти «изюминку» в творчестве любого поэта, деликатно и ненавязчиво отметить недостатки и вдохновить на новые творческие дерзания.

Многие мэтры русской поэзии привечают и поддерживают молодых литераторов, которые близки им по манере письма. Яркий представитель «тихой лирики», Владимир Дворянсков умел заметить и поддержать искру таланта поэтов совсем другого направления и стиля. Так, он не раз говорил мне о версификаторских способностях, отмечал «лица необщего выраженье» и талант Виктора Малахова. А ведь это поэты совсем разные!

К Владимиру Дворянскову обращались многие литераторы с просьбой прочесть и оценить их рукописи, и он внимательно читал присланные стихи, а потом писал рецензии и отзывы. Владимир Николаевич очень по-доброму относился ко мне, давал советы как журналист и поэт. Помню, я прочитал ему свои строки — стихотворение называется «Сварщик»:

Вот он — в каске, в брезентовой робе,

В рукавицах — привычный наряд!

Он прикуривает от электрода

И рождает вокруг звездопад!

Владимир Николаевич сказал, что это ярко, но излишне плакатно. А настоящее стихотворение должно иметь как бы подводное течение, внутреннее содержание. Теперь я с ним полностью согласен.

Именно Владимир Николаевич дал мне рекомендацию сначала в Союз журналистов, а позднее в Союз писателей России.( Выделяю специально- Ж.М.)

***

Николай Благов сказал о его творчестве: «Лирическое мастерство Владимира Дворянскова вытекает из традиций русского народного стиха. Здесь он чувствует себя полновластно. И что особенно радует — никогда не оступается с той дороги, которую сам он выбрал для себя и прокладывает ее от родной избы, родного села в большой мир людей».(  обтекаемая  формулировка: вроде и похвалил- а по существу просто  «уважил»  автора- Ж.М.)

Известный «Мэтр»  словесности  нашего региона  Николай Полотнянко  в своей  «дневниковой»  книге  названной (естественно) не без претензий на оригинальность «Показания очевидца»:

« …Утром по радио услышал юный голос Володи Дворянскова. — «Удивительно, что в такое время пишутся стихи…» — заводит разговор диктор. — «Я известный в России профессиональный поэт, — бодро подхватил зачин член СП России. Прочитал стихи, очень слабые. Запомнилось — «льдины плывут с позором».

Володя прожил жизнь, отстраняясь от неё. Это — продолжатель поэта Володи Пыркова, такой же житель России, но не гражданин.»

«Включил радио: 75 лет Благову. Выступал Н. Романов, его земляк из Крестовых Городищ. И неплохо говорил. Состоялось что-то в Мемориале. Пригласили студентов. Выступили Трофимов, Дворянсков, Эриксон, друг Благова. Меня не пригласили. Опять включил радио на следующий день. Дворянсков написал книжку писательских зарисовок о Благове. Читал сам, и всё враньё: он де, Дворянсков, был чуть ли не наперсником Благова, учил его разбираться в лекарственных растениях, беседовал с ним о смысле и назначении литературы, написал о поэте статью в газете «Советская Россия», и через две недели после её публикации Благову дали Госпремию, которую ему не давали два года, откладывали.

Всё это полная чушь. Володя Дворянсков не был для болезненно самолюбивого и сверхгордого Благова значимой личностью. И он терпел его возле себя как разновидность «подблаговика». Благова на Госпремию выдвинул Ульяновский обком КПСС, что уже означало абсолютную проходимость, за поэму о матери В.И. Ленина. Госпремию Благову выбивали первый секретарь обкома партии Скочилов и секретарь правления Союза писателей РСФСР Коновалов.

А тут Володя со своей статьёй. Да он её написал и послал в газету, но после того, как вопрос о премии был решён, и газете была нужна статья. В Москве не нашлось любителей поэзии Благова, позвонили из редакции в Ульяновск, здесь созвонились с Благовым, он указал на Дворянскова. Вот и всё.

Очищение русской души состоится только тогда, когда заражённые гнилью либерализма струпья спадут с России, и народ поймёт, что для него «нас возвышающий обман» есть ни что иное как здоровое состояние духа, а «низкие истины» рынка — его предсмертные судороги.» (любопытное умозаключение:  автор «опирается» на Пушкина и тут же  пытается  его опровергать- или  он не понял  глубокой  и  горькой мысли русского гения -Ж.М.).

***

Ну , а мое  личное мнение?

Понимаю, что сейчас на меня набросятся  определенные   граждане- но выскажусь по принципу: « Платон мне друг- но истина дороже.»

Первое. Конечно, лирический  голос Дворянскова  непременно наличествует .Это-факт. Но вот  странность: начинаешь читать- и происходит непонятное: два-три-десять стихов воспринимаешь  с удовольствием и благодарностью. А потом…Потом  пугаешься: «Да ведь нечто такое уже  было у  Благова, Пыркова, Лайкова- перечень имен  бесконечен…Нет оргинальности, нет своего голоса, нет крайних степеней чувств, глубинного проникновения ,пронзительности… Есть  легкая печаль, есть вздох ,есть  мотив  Но где то ,что запоминается, что западает в душу сразу и навсегда? Ну, хотя бы строчка,  две, три….. «Стою один среди равнины голой…»  А Дворянсков  среди голых равнин не стоит, он как бы печалится со стороны.. даже в  небольшом стихе о деде ,не вернувшимся с войны, он почему-то ставит на первое место сожаление о неполученной медали……

Второе. Пушкин («Наше все!») ведь писал просто :»Буря мглою небо кроет…»- и т.п. А как действует, как врывается в душу и сердце!

А у Дворянскова  какие-то символические намеки, ассоциации как бы надуманные  ,сконструированные ..

Третье. Где мысль- глубинная, объемная,неожиданная? Где то, что называется « главная тема» ,суть , квитэссенция   ради чего бберется поэт за перов? Что нам хочет поведать ,нам неизвестное или подзабытое? Вот  Николай Рубцов просто  ехал на велосипеде  вручить цветы когда-то как бы любившей его девушке – а та всокомерно  (или стыдливо(?) «..пройдет не поднимая глаз..»

А  парень-то  благороден: он просто хочет «чтобы взяла букет  та девушка,которую люблю..»

Чего-то недрписал  Володя   Дворянсков…И весьма заметно  подражает  известным  поэтам…

Все, пожалуй. А то опять в чем -то критика обвинят…

Жан Миндубаев.