Неистовый коментатор «Юрий» внес предложение: поговорить о творчестве поэта Владимира Дворянскова. Отзываясь на этот интересный призыв посвящаю весь выпуск именно этому ульяновскому стихотворцу…
Для начала-краткая справка.
Владимир Дворянсков (1948-2016) родился в селе Екатериновка Сенгилеевского района Ульяновской области. Работал в газетах «Ульяновская правда» и «Ульяновский комсомолец», руководил литературным объединением «Надежда», был редактором областной детской библиотеки, заместителем редактора журнала «Мономах». Стихи публиковались в местной периодике, в альманахе «Поэзия» (Москва) и других. Автор нескольких поэтических сборников.
А теперь -стихи .И суждения о них.
Владимир ДВОРЯНСКОВ.
Стихи.
Cолдатская мать.
И льдины на речке всё тоньше,
Капелей слышней перестук.
Но к ней завернуть
Почтальонше
Как будто бы всё недосуг.
Знать, путь не короток у почты
В суровое время,
Не прост.
Мать глянет в окошко:
А ночь-то
Как нынче длинна, и без звёзд…
Вдруг весть,
Что во время прорыва
Сын рухнул на взорванный наст,
Докатит волною от взрыва
До матери,
Сердце обдаст.
И вот наяву уж –
Не снятся –
Черны и берёзы, и снег.
И вот по щекам уж струятся
Морщины,
Как русла для рек.
* * *
В пилотке со звездой,
Без автомата,
Глядит в окошки милого села.
Вот постучится –
Мать-то будет рада!
Ведь сорок лет
Она его ждала.
Но не обнять
Ему своих домашних
И ту, что всех красивее была.
Не взять земли ладонями из пашни,
Что к севу приготовилась, –
Тепла.
Ведь столько пуль
Война в него метала…
Хоть дух солдата
Не смогла сломить,
Но всё же стал теперь он
Из металла.
До дома – шаг.
Но шага – не ступить.
* * *
Всё бежит, бежит моя дорога,
Оглянусь – а утро позади.
Вроде бы и пройдено немного,
Но уже стою на полпути.
Оглянусь и вижу в отдаленьи
Поле, лес, рябину у моста,
Где звенит для нашего селенья
Речка, до хрустальности чиста.
Вижу я, как друг мой для веселья
Взял гармонь… А вот сыграть не смог.
Нет его. И майскою метелью
Цвет летит на чёрный бугорок.
Постоял… И снова без оглядки
Зашагал, ведь столько новых дел.
… Ничего, что годы наши кратки,
Ерунда, что малость поседел.
* * *
Солнце виснет в небесном проёме.
В нашей комнате – тишь и уют.
Говорят, сколько зайчиков в доме,
Столько будет счастливых минут.
Это всё удивительно мудро.
Только так же и пол, и стена
Были в бликах в то летнее утро,
Когда в дверь постучалась война.
Всё же верь в это тёплое солнце:
Вон сынишка, наивен и мал,
Оттого беззаботно смеётся,
Что ладошкою лучик поймал.
* * *
Земля живёт, как мы,
Смеётся и горюет.
Оттаяв от зимы,
Весенний лес ликует.
У дома, вдоль дорог
Всё лето в сорок первом
Царил чертополох,
Как горя признак верный.
И ветер, будто весть,
Сквозь щели в крыше старой,
Оттуда, где поветь,
Полынным плыл угаром.
Давно прошла война,
Но и сейчас, поныне
У нашего окна
Пылится куст полыни.
Полынный островок
Кустится, как в укоре.
И это оттого,
Что есть на свете горе.
Первый снег.
… И рассказал сосед мне в этот день:
Мы первый снег на фронте не любили.
В атаку шли средь лёгкой снежной пыли,
А из бетонных нор фашисты били.
И сколько тогда наших положили,
Ведь на снегу был каждый как мишень.
Простор струит высокий чистый свет,
Повсюду он: и далеко, и близко.
Средь клёнов, у подножья обелиска,
Смахну порошу с траурного списка,
Где третьим сверху значится мой дед.
Сосед мой вспоминает о войне…
Мы с ним идём то берегом, то лесом,
То постоим у ёлок под навесом,
И не понять в рассветной тишине,
Где снег скрипит, где спутник мой протезом.
* * *
И скрипнут сени мёрзлой половицей,
И тополя прижмутся потесней,
Гнездо в ветвях, покинутое птицей, –
Нет ничего печальней и грустней.
Зима легла на сотни километров,
Бредёшь легонько от куста к кусту.
И тихо всё, но вдруг сорвутся ветры, –
И снег летит к застывшему гнезду.
Опять с рассвета поднялись метели,
Но всё равно видать со всех концов:
Качают ветры, будто колыбели,
Пустые гнёзда. Гнёзда без птенцов.
Мне жаль гнездо, застывшее на ветке,
Но не об этом, не об этом я…
Давно-давно у нашей у соседки
Уехали куда-то сыновья.
* * *
Посмотришь вдаль – холмы, холмы, холмы,
Да облаков неровные изломы.
И рвы,
Водой небесною полны,
Что пролилась, когда гремели громы.
Окинешь взглядом даль
Из-под руки:
С холмами рядом,
Далеко и близко,
Как часовых надёжные штыки
Сверкают всюду грани обелисков.
Родная Русь, да сколько ж полегло
Твоих сынов, –
Которых ты любила, –
Чтоб вражье беспросветное крыло
На ясном небе зори не затмило.
… Повсюду обелиски и холмы,
Как далеко видать их на рассвете.
И понимаю сердцем, что лишь мы
Теперь за всё –
За Родину –
В ответе.
* * *
От спящего посёлка
К тебе – недалеко.
С тобою рядом, Волга,
Мне дышится легко.
Ведь от истоков к устью –
Везде по берегам
Священной пахнет Русью,
Не сдавшейся врагам.
Ни тем, с раскосым взглядом,
Что злобой налитой.
Ни тем, что к Сталинграду
Шли чёрною ордой.
Заря горит высоко.
И слышно: дышит ширь
Свободно и глубоко,
Как древний богатырь.
На травах у посёлка
Рассвет блеснул лучом.
Лежит, сверкая, Волга
Карающим мечом.
* * *
Погибших нескончаемые списки,
Их не сотрут ни ветры, ни века.
По всей России встали обелиски,
Как дым боёв – над ними облака.
Здесь притихают даже ребятишки,
Здесь тишина такая, будто бы во снах,
Иль будто бы во время передышки,
В короткие отрезки меж атак.
Наперекор утратам всем и смерти
Средь строгой величавой простоты,
Похожие на взгляд красноармейцев,
Весною открываются цветы.
Свежи, росою утренней умыты –
Я не видал таких спокойных глаз,
Чтобы вот так глядели бы открыто,
Душевно и внимательно на нас
* * *
Светла душа, как небо в ясный полдень,
Когда видны леса и жёлтый плес,
Как будто путь нелёгкий нынче пройден,
И вот причал – среди густых берёз.
Ах, сон-трава под синим небосводом,
Цветущая от шума в стороне,
Утихомирь разбуженные воды,
Чтоб лодка не качалась на волне.
Чтоб в тишину над речкой, где тропинка,
Среди лесов, стоящих не дыша,
Тут вслушивалась каждая травинка,
Чтоб обмирала, слушая, душа.
А завтра пусть опять меня разбудят
И звон волны, и шумные леса.
Но уж тогда ничто не страшно будет –
Ни бури, ни печали, ни гроза.
* * *
Ни одного не уцелело сына,
Обоих увела с собой война.
Стоит у окон горькая калина,
Её видать из каждого окна.
Видать, как рдеют над землёю грозди,
Видать дорогу, поле, небосвод.
И верит мать,
Что вот нагрянут гости…
Но нет, никто не едет,
Не идёт.
А вьётся над дорогой
Паутина.
Над речкою не слышно соловья.
И лишь всю ночь стучит в окно калина,
Как в юности бывало –
Сыновья.
Как будто бы стучат нетерпеливо
Мальчишки, проводившие подруг:
То словно младший –
Часто, торопливо.
То словно старший –
Редко: тук… тук… тук…
И кажется, что вот на самом деле
Войдут сейчас два стройных молодца,
Ещё не надевавшие шинели,
Не знающие смерти от свинца.
***
Не дымятся дали,
Пыль черна от слез.
Ни одной медали
Дед мой не принес.
Только в этом самом
Нет его вины,
Потому что сам он
Не пришел с войны…
***
Поэт Лайков Александр от Дворянскова в восторге:
«О Владимире Дворянскове у меня сохранились самые добрые и сердечные воспоминания. Мы общались с ним, когда он работал литконсультантом в «Ульяновской правде», руководил литобъединением «Надежда», и позднее, когда, уже будучи больным, приносил свои стихи в городскую газету «Ульяновск сегодня». Это один из самых талантливых поэтов Симбирского края.
Я намеренно не говорю — «последнего времени». Поэзия Владимира Дворянскова — навсегда. Я думаю, что его можно поставить в один ряд с такими замечательными поэтами Симбирского края, как Николай Языков и Николай Благов.
В своем творчестве Владимир Дворян-сков продолжал и дополнял традиции есенинской и рубцовской лирики. Вот, говорят, что у него много стихов о природе. Но природа в любом литературном произведении выступает как фон, подчеркивает наше настроение, наши эмоции и чувства, дополняет наши раздумья о времени и о себе. Вот одно из его стихотворений:
В хрустальной вазе на столе
Букет весенний…
Все чувства были на нуле
От невезений.
И день, что разгорался вновь,
Казался серым.
И я витал, нахмуря бровь,
В далеких сферах.
Чтоб позабыть, хотя б на час
Иль на минуту,
Печаль, что в сердце разлилась,
Лихую смуту.
Не выходило ничего
Из той затеи.
Увяз в печали с головой
На самом деле.
В душе усталой стало вдруг светлей,
Пришло спасенье:
В хрустальной вазе на столе Букет весенний.
Казалось бы, все просто, но сколько эмоций и воспоминаний вызывает это стихотворение!
Поэзия Владимира Дворянскова чиста и прозрачна, как песня скворца на заре. Вместе с тем она умна, интеллектуальна, воспевает не только красоту средневолжской природы, но и обращается к деревенской теме, со всеми ее злободневными проблемами. Стихотворение о войне «Не дымятся дали, пыль черна от слез» — гениально, я считаю, что его обязательно необходимо включить в школьную программу по литературе.
Владимир Николаевич очень добросовестно и серьезно работал с молодежью, умел найти «изюминку» в творчестве любого поэта, деликатно и ненавязчиво отметить недостатки и вдохновить на новые творческие дерзания.
Многие мэтры русской поэзии привечают и поддерживают молодых литераторов, которые близки им по манере письма. Яркий представитель «тихой лирики», Владимир Дворянсков умел заметить и поддержать искру таланта поэтов совсем другого направления и стиля. Так, он не раз говорил мне о версификаторских способностях, отмечал «лица необщего выраженье» и талант Виктора Малахова. А ведь это поэты совсем разные!
К Владимиру Дворянскову обращались многие литераторы с просьбой прочесть и оценить их рукописи, и он внимательно читал присланные стихи, а потом писал рецензии и отзывы. Владимир Николаевич очень по-доброму относился ко мне, давал советы как журналист и поэт. Помню, я прочитал ему свои строки — стихотворение называется «Сварщик»:
Вот он — в каске, в брезентовой робе,
В рукавицах — привычный наряд!
Он прикуривает от электрода
И рождает вокруг звездопад!
Владимир Николаевич сказал, что это ярко, но излишне плакатно. А настоящее стихотворение должно иметь как бы подводное течение, внутреннее содержание. Теперь я с ним полностью согласен.
Именно Владимир Николаевич дал мне рекомендацию сначала в Союз журналистов, а позднее в Союз писателей России.( Выделяю специально- Ж.М.)
***
Николай Благов сказал о его творчестве: «Лирическое мастерство Владимира Дворянскова вытекает из традиций русского народного стиха. Здесь он чувствует себя полновластно. И что особенно радует — никогда не оступается с той дороги, которую сам он выбрал для себя и прокладывает ее от родной избы, родного села в большой мир людей».( обтекаемая формулировка: вроде и похвалил- а по существу просто «уважил» автора- Ж.М.)
Известный «Мэтр» словесности нашего региона Николай Полотнянко в своей «дневниковой» книге названной (естественно) не без претензий на оригинальность «Показания очевидца»:
« …Утром по радио услышал юный голос Володи Дворянскова. — «Удивительно, что в такое время пишутся стихи…» — заводит разговор диктор. — «Я известный в России профессиональный поэт, — бодро подхватил зачин член СП России. Прочитал стихи, очень слабые. Запомнилось — «льдины плывут с позором».
Володя прожил жизнь, отстраняясь от неё. Это — продолжатель поэта Володи Пыркова, такой же житель России, но не гражданин.»
«Включил радио: 75 лет Благову. Выступал Н. Романов, его земляк из Крестовых Городищ. И неплохо говорил. Состоялось что-то в Мемориале. Пригласили студентов. Выступили Трофимов, Дворянсков, Эриксон, друг Благова. Меня не пригласили. Опять включил радио на следующий день. Дворянсков написал книжку писательских зарисовок о Благове. Читал сам, и всё враньё: он де, Дворянсков, был чуть ли не наперсником Благова, учил его разбираться в лекарственных растениях, беседовал с ним о смысле и назначении литературы, написал о поэте статью в газете «Советская Россия», и через две недели после её публикации Благову дали Госпремию, которую ему не давали два года, откладывали.
Всё это полная чушь. Володя Дворянсков не был для болезненно самолюбивого и сверхгордого Благова значимой личностью. И он терпел его возле себя как разновидность «подблаговика». Благова на Госпремию выдвинул Ульяновский обком КПСС, что уже означало абсолютную проходимость, за поэму о матери В.И. Ленина. Госпремию Благову выбивали первый секретарь обкома партии Скочилов и секретарь правления Союза писателей РСФСР Коновалов.
А тут Володя со своей статьёй. Да он её написал и послал в газету, но после того, как вопрос о премии был решён, и газете была нужна статья. В Москве не нашлось любителей поэзии Благова, позвонили из редакции в Ульяновск, здесь созвонились с Благовым, он указал на Дворянскова. Вот и всё.
Очищение русской души состоится только тогда, когда заражённые гнилью либерализма струпья спадут с России, и народ поймёт, что для него «нас возвышающий обман» есть ни что иное как здоровое состояние духа, а «низкие истины» рынка — его предсмертные судороги.» (любопытное умозаключение: автор «опирается» на Пушкина и тут же пытается его опровергать- или он не понял глубокой и горькой мысли русского гения -Ж.М.).
***
Ну , а мое личное мнение?
Понимаю, что сейчас на меня набросятся определенные граждане- но выскажусь по принципу: « Платон мне друг- но истина дороже.»
Первое. Конечно, лирический голос Дворянскова непременно наличествует .Это-факт. Но вот странность: начинаешь читать- и происходит непонятное: два-три-десять стихов воспринимаешь с удовольствием и благодарностью. А потом…Потом пугаешься: «Да ведь нечто такое уже было у Благова, Пыркова, Лайкова- перечень имен бесконечен…Нет оргинальности, нет своего голоса, нет крайних степеней чувств, глубинного проникновения ,пронзительности… Есть легкая печаль, есть вздох ,есть мотив Но где то ,что запоминается, что западает в душу сразу и навсегда? Ну, хотя бы строчка, две, три….. «Стою один среди равнины голой…» А Дворянсков среди голых равнин не стоит, он как бы печалится со стороны.. даже в небольшом стихе о деде ,не вернувшимся с войны, он почему-то ставит на первое место сожаление о неполученной медали……
Второе. Пушкин («Наше все!») ведь писал просто :»Буря мглою небо кроет…»- и т.п. А как действует, как врывается в душу и сердце!
А у Дворянскова какие-то символические намеки, ассоциации как бы надуманные ,сконструированные ..
Третье. Где мысль- глубинная, объемная,неожиданная? Где то, что называется « главная тема» ,суть , квитэссенция ради чего бберется поэт за перов? Что нам хочет поведать ,нам неизвестное или подзабытое? Вот Николай Рубцов просто ехал на велосипеде вручить цветы когда-то как бы любившей его девушке – а та всокомерно (или стыдливо(?) «..пройдет не поднимая глаз..»
А парень-то благороден: он просто хочет «чтобы взяла букет та девушка,которую люблю..»
Чего-то недрписал Володя Дворянсков…И весьма заметно подражает известным поэтам…
Все, пожалуй. А то опять в чем -то критика обвинят…
Жан Миндубаев.