В городе Ульяновске и Ульяновской области с 26 сентября официально начался отопительный сезон. Пуск тепла произвели в самые кратчайшие сроки, буквально в течении недели. По словам специалистов, это рекордный показатель для нашего города. Между тем есть отдельные жалобы на то, что у кого-то до сих пор холодно. Почему такое возможно и кто виноват? Куда в первую очередь обращаться человеку, если отопительный сезон начался, а батареи у него в квартире холодные?

Как пояснили в областном Министерстве энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды, надо читать закон. Согласно пункта 34 постановления правительства РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребитель обязан:

а) при обнаружении неисправностей, пожара и аварий во внутриквартирном оборудовании, внутридомовых инженерных системах, а также при обнаружении иных нарушений качества предоставления коммунальных услуг немедленно сообщать о них в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем, а при наличии возможности — принимать все меры по устранению таких неисправностей, пожара и аварий.

Таким образом, первым делом звоним в свою управляющую организацию на телефон диспетчерской. С этого все начинается. Дело в том, что есть зоны ответственности. И если энергетики ответственны за поставку тепла до цоколя МКД, то внутри – распределение тепла по квартирам должна обеспечить УК. Однако, просто открыть вентиль на трубе в подвале не достаточно.

— Для того чтобы тепло стало поступать в МКД и далее в каждую квартиру, нужна планомерная и систематическая работа коммунальных служб на протяжении всего года, а не только накануне отопсезона. Имеется в виду проведение плановых осмотров общего имущества, проведение ремонтных работ, подготовка необходимой документации. Естественно, если все лето УК, скажем так, била баклуши и ничего не делала на доме, спохватившись за несколько дней до пуска тепла, это может сказаться в худшую сторону на качестве отопления в квартирах жителей, — пояснил директор МБУ «Контакт-центр» Алексей Палибин.

Чтобы проинформировать население о необходимых мероприятиях при подготовке МКД к зиме, во всех районах города при участии специалистов «Контакт-центра» весь год проводились занятия «Школы грамотного потребителя». Только за девять месяцев текущего года прошло более 80 таких семинаров и встреч. Кроме вопросов подготовки к отопсезону, жителям также рассказывали о способах экономии средств за счет энергосбережения в МКД. Но как правило, если домом управляет нерадивая УК, то там ни о какой экономии не думают, равно как и вообще о надлежащем содержании общего имущества собственников.

За период с конца сентября по настоящее время аварийно-диспетчерской службой «05» было принято более трех тысяч обращений от жителей Ульяновска с жалобами по вопросу начала отопительного сезона и пуска тепла. Из-за сильного износа, без своевременного ремонта или из-за отсутствия надлежащей подготовки (промывки, опрессовки) инженерной системы дома, стояки и приборы отопления могут не прогреться даже спустя 10 и более дней после пуска тепла. Причиной этому могут служить завоздушенность (воздух в системе, который закупоривает трубу и не дает двигаться теплоносителю) и другие технические неполадки. Что может быть не так и кто виноват?

— С начала отопительного сезона мне как на личный телефон, так и через социальные сети поступают обращения от жителей округа. Лично разбирался с каждой проблемой, причины разные. Например, на ул. Камышинская, 6 по вине подрядной организации не удалось вовремя завершить капитальный ремонт системы центрального отопления. Из-за этого пуск тепла для жильцов задержали. С горе-ремонтников будем требовать неустойку. Еще один пример, ул. Камышинская, 15. Этот дом долгое время находился в управлении ООО «СК «Фундамент», внутренние инженерные сети были доведены до состояния полной непригодности. Новая управляющая компания ООО «УК «Солидарность» практически в пожарном порядке устраняла накопившиеся за годы неполадки, меняла прогнившие вентили и запорную арматуру системы отопления, — рассказал депутат Ульяновской городской думы Денис Седов.

Совсем плачевная ситуация по вине управляющей организации сложилась в доме  №2/19 на ул. Корунковой. Тема пуска тепла в квартиры для жителей данного МКД традиционно является больным вопросом. Однако, если раньше причиной проблемы было бездействие ООО «СК «Фундамент», то сейчас — чехарда с выбором способа управления и управляющей организации. Напомним, мы уже писали об этом. Бесконечные судебные тяжбы не позволили подготовить дом к отопительному сезону, поэтому работы по замене запорных арматур, вентилей и стояков продолжается и по сей день.

— Руководство ТСН «ЮГ» решило в момент пуска тепла проводить капремонт системы центрального отопления. Вынужден буду обратиться в жилищный надзор, так как подобное недопустимо! По состоянию на 8 октября я лично проверил ход выполнения работ, чтобы понять причины отсутствия отопления в половине дома. Убедился, что работы действительно проводятся, но ситуация с внутридомовыми сетями находится в критическом состоянии, — отметил Денис Седов.

Между тем, важно помнить, что непроведение управляющей компанией гидравлических испытаний узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения в МКД относится к грубым нарушениям лицензионных требований. За исполнением этих требований строго следят государственные органы жилищного надзора, в Ульяновске это департамент жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора, который входит в Министерство энергетики, ЖКК и городской среды.

Обращение в областной жилнадзора – крайняя (но необходимая) мера, на которую могут пойти собственники МКД для привлечение к ответственности нерадивых УК. Ведь грубое нарушение лицензионных требований влечет за собой наказание и как следствие уход недобросовестных исполнителей жилищно-коммунальных услуг с рынка. Это так же и стимул для существующих УК к более ответственному исполнению своих обязанностей.

В региональном Министерстве энергетики, ЖКК и городской среды с началом отопительного сезона работает горячая линия по телефонам: 41-48-15 (круглосуточно, без выходных) и 41-41-28, 41-41-34, 41-41-16 (в будние дни с 9.00 до 18.00). Однако, с 27 сентября поступило лишь 68 звонков со всей области по вопросу отсутствия отопления в доме, либо не прогрева стояков и отопительных приборов. Это говорит о том, что жителям все же удается решить вопрос со своей УК напрямую. Кроме того, большую часть обращений жителей города через телефоны 05 и 73-79-11 принимает Контакт-центр, который дает консультации, а также направляет своих инженеров для составления актов, в том числе для передачи их в областной госжизнадзор.

— Наиболее благополучными, с точки зрения удовлетворённости качеством оказываемых услуг, являются те МКД, где налажена работа совета дома с управляющей компанией (либо ТСЖ, ЖСК). Важное значение имеет настолько осознанно собственники подходят к выбору управляющей организации и насколько активно они контролируют ее работу. В тех случаях, когда управляющая организация плохо исполняет свои обязанности, в частности плохо готовит МКД к зиме и задерживает пуск тепла, это сигнал для жильцов к тому, чтобы задуматься о смене способа управления или УК, — сказал Алексей Палибин.

Если доказано низкое качество услуг отопления, вам обязаны сделать перерасчета размера оплаты. В течение отопительного сезона за каждый час, когда температура воздуха в жилище не соответствовала нормативу, снижается размер платы за услугу обогрева помещения. За каждый градус отклонения от нормы (не ниже +18 °C, в угловых комнатах +20 °C) высчитывается по 0,15% от стоимости. Допустимое превышение нормативной температуры — не более 4 °C, допустимое снижение в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) — не более 3°C. Снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается. Все это так же прописано в постановлением правительства РФ №354.

Для примера: температура воздуха в квартире на момент составления Акта была 16°C, то есть отклонение от нормы 2°C. Период, в который держалась такая температура, составил 10 дней или 240 часов. Размер снижения стоимости отопления вычисляется так:

2°C х 240 часов х 0,15% = 72%.

То есть плата должна быть уменьшена на 72%. Допустим в среднем в месяц вы платите за тепло около 2500 рублей, таким образом в этом месяце должны будете заплатить:

2500 — 1800 = 700 рублей.