Юозас (Иосиф) Михайлович Варейкис родился 6 (18 по н.с.) октября 1894 года в крестьянской семье, в селении Варейкяй Ковенской губернии (Литва). В автобиографической справке 1929 года село названо «Пасека-Варейки», а жена его дяди Ф.К.Варейкис местом рождения племянника назвала «хутор Повинкши» (1). В 1904 г. отец Юозаса, гонимый нуждой, «покинул свою бедняцкую хижину, курную, замыленную» (7) и отправился с семьей на поиски лучшей доли.
В подмосковном Подольске, где жил брат отца, Иосиф Викентьевич, глава семьи был кочегаром, а 9-летний Иосиф, как звали его в России, поступил подручным в переплетную мастерскую. Окончив ремесленное училище, работал токарем на писчебумажной фабрике, с 1915 г. – на заводе швейных машин «Зингер». Общение с дядей, старым участником рабочего движения, привело его на путь революционной борьбы. В 1913 г. Варейкис стал членом РСДРП: распространял нелегальную литературу, писал антивоенные листовки. Иосиф увлекался литературой, музыкой (играл на скрипке); брал уроки рисования у известного художника В.Д.Поленова.
После Февральской революции Варейкис избран заместителем председателя Подольского Совета. В августе 1917 г. он направлен в г.Екатеринослав (Днепропетровск), где работал токарем на заводе Мантеля и являлся членом комитета партии большевиков и городского Совета. На заводе организовал красногвардейский отряд, принимавший активное участие в установлении Советской власти.
С января 1918 г. Варейкис – секретарь Донецко-Криворожского комитета РКП(б) и член областного исполкома. Весной 1918 г. Украину оккупировала Германия, а Иосиф был направлен в Симбирск, на укрепление местного руководства.
О Варейкисе в симбирский период его жизни написано много – и прежде, и в последние годы. Но как полярны оценки! «Кровавый Варейкис», организатор репрессий и реквизиций; малообразованный выскочка, опьяненный властью… «Умница, энциклопедист, настоящий интеллигент», пламенный трибун, талантливый организатор – все это о нем. Выпускник ремесленного училища в смертельном противостоянии переиграл опытного военачальника Муравьева – уже это свидетельствует о незаурядных личных качествах. Автор множества статей, он дискутировал с Лениным, Луначарским; в 1937-м открыто выступил в защиту Тухачевского и других своих товарищей.
Даже его роскошная грива вызывала недоумение. Что это – проявление бунтарского духа, вызов? «Товарищи подшучивали: «На Маркса хочешь быть похож?». А волосы были отпущены из-за шрама на шее, полученного еще в ранней юности. Позднее не стеснялся – стригся. А тогда… Шел-то ему 24-й год», – вспоминал товарищ по работе в Симбирске А.Р.Андрианов.
В мае 1918 г. И.Варейкис прибыл в Симбирск, ставший прифронтовым городом. 23 мая он избран председателем городского комитета РКП(б) и товарищем председателя Симбирского губисполкома – М.А.Гимова. Вскоре образован Чрезвычайный военно-революционный штаб во главе с Варейкисом. Он выступает на собраниях, публикует статьи в «Известиях Симбирского Совета», организует обучение военному делу.
С падением Самары губерния объявлена на осадном положении. Разрозненные воинские части и рабочие отряды объединяются в Симбирскую группу войск. По инициативе командующего 1-й армией М.Н.Тухачевского впервые в Республике организована мобилизация бывших офицеров. Приказ об этом был подписан в Симбирске 3 июля Тухачевским и Варейкисом.
О мятеже М.А.Муравьева написано много: самим Варейкисом (2), А.В.Швером – тогда редактором «Известий» и другими участниками. Множество авторов повторяли их рассказы либо трактовали по-своему.
Главком Восточного фронта Муравьев объявил о разрыве Брестского мира, создании Поволжской республики и возобновлении войны с Германией. Местом для этого заявления он выбрал Симбирск, где не ожидал встретить сопротивления. 10 июля Муравьев прибыл в город на пароходе «Межень» со штабом и 1000 бойцами; арестовал Тухачевского, окружил броневиками здание Совета, расставил на улицах пулеметы. Местная власть была отрезана от связи.
Варейкис смог избежать ареста и собрал вокруг себя группу товарищей и несколько рот латышей. Было решено собрать заседание исполкома и на нем арестовать Муравьева. Тем временем удалось склонить на свою сторону большую часть войск мятежного главкома.
Заседание проходило ночью в здании бывшего Кадетского корпуса. В соседних комнатах разместили около 120 красноармейцев, напротив двери замаскировали пулемет. «Если Муравьев явится хотя бы и с полсотней человек, все равно открыть пулеметную стрельбу, но не дать возможности выйти из комнаты живым…» (2). Как только за вошедшим в комнату главкомом закрылась дверь, его охрана была арестована. Муравьев изложил свою программу, но встретил отпор. Объявлен перерыв. Главком первым вышел за дверь и увидел направленные на него штыки. «Муравьев выхватил браунинг и хотел стрелять. … После 6-7 выстрелов с той и другой стороны Муравьев свалился убитым… Через несколько часов освободили арестованного Муравьевым т. Тухачевского, которому я передал командование» (2)
Рано утром получено правительственное сообщение, в котором Муравьев объявлялся изменником. Но все было уже кончено. Варейкис телеграфировал Ленину о ликвидации мятежа.
17 июля И.Варейкис стал чрезвычайным комендантом Симбирска. Но удержать город не удалось: 22 июля Симбирск взят отрядом Комуч под командованием В.О.Каппеля и частями Чехословацкого корпуса. В постановлении ЦК РКП(б) от 29.07.1918 г. говорилось: «В Симбирске коммунистами не сделано было даже попытки собрать вокруг себя все сознательные элементы и до прибытия подкрепления отстаивать город путем баррикадной борьбы». Но какими жертвами среди мирного населения могла обернуться «баррикадная борьба» против регулярных войск?
В Алатыре, где временно разместились Симбирский комитет партии и губисполком, развернулась работа по оказанию помощи формирующейся Железной дивизии и укреплению тыла 1-й армии. В августе сформирована Алатырская группа войск. Ее командиром стал В.Г.Пеньевский, комиссаром – А.В.Швер. Варейкис с членами комитета принимал непосредственное участие в боях под Алатырем. 9 сентября начала наступление Железная дивизия под командованием Г.Д.Гая. 12 сентября в Алатырь пришла телеграмма Тухачевского: «Симбирск взят. Прошу Совдеп возвратиться в кадетский корпус и принять управление городом»
В ноябре 1918 г., убывая на Южный фронт, М.Н.Тухачевский написал Иосифу Михайловичу: «…В Вашем лице, тов. Варейкис, искренне и горячо благодарю Симбирский комитет партии. Открыто говорю, что дело создания 1-й армии и изгнания контрреволюции не могло бы осуществиться, если бы Симбирский комитет и исполком не пришли на помощь. … Правда, нам не удалось отстоять в июле Симбирск, но за это короткое время Вы дали возможность заложить фундамент 1-й армии, которая… отвоевала блестяще Симбирск. То, на что мы решились в начале июля, т.е использование бывших офицеров и общая мобилизация, было проведено центром лишь в ноябре. …Я смотрю на Вашу деятельность при защите Симбирска, как на блестяще выполненную работу, послужившую общегосударственным опытом…». Варейкису было 24 года, Тухачевскому – 25…
Война гремела недалеко от Симбирска, но надо было налаживать жизнь. «Обеспечить отпор врагам, сплотить еще малочисленную партийную организацию, укрепить советскую власть в селах, восстановить транспорт и работу фабрик, помогать фронту и голодающим Петрограду и Москве…».
В декабре 1918 г. в Доме свободы прошла 1-ая губернская конференция РКП(б). На ней был создан губернский комитет партии, его председателем избран И.М.Варейкис. К декабрю национализированы и возобновили работу большинство суконных фабрик и других предприятий. В короткий срок восстановлены Симбирский и Сызранский мосты через Волгу. Варейкис обратился к Ленину с просьбой о присылке паровозов. Вскоре прибыли локомотивы с бригадами, уже в январе железнодорожное движение наладилось.
И.Варейкис был делегатом от губернии на VIII (1919) и IX (1920) съездах РКП(б). В своих статьях председатель губкома не раз обращался к решениям съездов. А публицистом Варейкис был блестящим и самостоятельно мыслящим. Еще в 1918 году он предостерегал от создания партийных «идолов». За два года работы в Симбирске им опубликовано более 250 статей и 4 брошюры на самые разные темы: от международного положения до театра.
Если ожидалось его выступление, аудитория была переполнена. «На собрании в городской библиотеке выступал И.Варейкис – приволжский Марат. Я ожидал увидеть львиную фигуру и услышать речь бурлящую и захватывающую, что соответствовало моим представлениям о Марате. Худенький и горбоносый Варейкис, в потертом кителе, говорил в манере Ленина, просто и не спеша, повторяя иногда ключевые фразы…» (6)
По инициативе Варейкиса создается сеть курсов и школ. Стараниями губкома осенью 1918 г. открыта трудовая школа имени К.Маркса – первая в Симбирске советская средняя школа-интернат. С легкой руки Варейкиса ее учеников стали называть «марксятами». Ему же принадлежала инициатива открытия в 1919 г. Пролетарского университета. Вместе со столичными профессорами и местными преподавателями читал лекции и сам Варейкис. Университет существовал всего 3 года, но открытый при нем рабфак надолго стал лучшим учебным заведением города.
Не все было во власти председателя губкома, и он не раз протестовал «в центре» против бесчинств ревтрибунала и чрезвычайной комиссии. Позже Иосиф скажет С.Орджоникидзе: «Тогда я был кипяток!»
Увы, связано с Варейкисом преобразование «в духе времени», которое аукается и ныне. По его инициативе к 1-й годовщине Октября состоялось масштабное переименование улиц города, получивших имена деятелей революционного движения: Маркса, Энгельса, Либкнехта, Бебеля, Марата, Плеханова, Халтурина и др.
Варейкису Симбирск-Ульяновск обязан и появлением памятника К.Марксу – первого советского монумента в городе. Памятник, правда, был открыт уже после его отъезда из Симбирска.
В конце 1919 г. в губернии разразилась эпидемия сыпного тифа. Переполнены больницы и лазареты, с фронта прибывают эшелоны больных. Чрезвычайная комиссия по борьбе с тифом и председатель губкома принимали все мыслимые меры. Иосиф сам заболел сыпняком, тогда и лишился своей знаменитой шевелюры. От тифа умер его дядя, И.В.Варейкис – губернский военный комиссар, похороненный в братской могиле на Новом Венце.
В Симбирске Варейкиса знали как «человека большой души, широкой честной натуры. С ним, всегда бодрым, веселым, приятно было встречаться, он каждого заряжал своей энергией» (А.Р.Андрианов). «Мы все были с ним знакомы. Знали, что с любым вопросом можно к нему прийти в губком или домой», – И.Неверли, тогда 15-летний подросток. В 1918-1919 гг. Иосиф Михайлович жил в доме на Дворцовой улице вместе с И.В.Варейкисом, М.А.Гимовым, С.К.Саблиным и другими партийными и советскими работниками. Они организовали «коммуну» с общим хозяйством, столом, досугом.
Весной 1919 г. обострилась ситуация на Восточном фронте: началось наступление Колчака. Губком проводил мобилизацию. Реввоенсоветом, в который входил Варейкис, создан Симбирский укрепрайон. Вскоре красные войска перешли в контрнаступление, в их числе – Симбирская Железная дивизия и Симбирская стрелковая бригада.
В это же время происходили «Чапанные» восстания. Приказом губисполкома от 6 марта 1919 г. за подписью Гимова и Варейкиса создана комиссия для «разбора причин возникшего мятежа», но последнее слово в «разборе» осталось не за комиссией, а за войсками…
В 1920 году объявлено о мобилизации коммунистов из числа литовцев, поляков, белорусов для направления на Западный и Южный фронты и работы в освобожденных районах. После долгих раздумий Варейкис написал письмо в ЦК. Вскоре он получил назначение в Витебск.
Симбирск тепло прощался с Иосифом Михайловичем. Городское партийное собрание 16 августа 1920 г. выразило ему благодарность и пожелало успехов на новом месте. 27 августа в газете «Заря» опубликовано письмо с просьбой остаться в Симбирске как «защитнику рабочих интересов». Но Варейкиса в городе уже не было – он уехал 23 августа.
Впоследствии он постоянно поддерживал связь с городом, ставшим ему родным, хотя больше здесь не был. В 1921 году Варейкис просил Симбирский губисполком отправить в Витебск голодающих детей.
Из Витебска он был «переброшен» в Баку. Здесь организовал строительство трамвая – «первое в республике, проведенное силами и средствами трудящихся» (1), за что заслужил прозвище «Трамвайкис». Потом работал в Киеве, Туркестане, Москве, Саратове. В 1928-1934 гг. – первый секретарь обкома огромной Центрально-Черноземной области. После ее разделения возглавил Воронежский обком. За строительство ряда крупных заводов в 1935 г. награжден орденом Ленина. В Воронеже с Варейкисом работал его друг и соратник по Симбирску А.В.Швер. С 1935 г. – первый секретарь Сталинградского, с 1936 – Дальневосточного крайкома.
42-летний Варейкис устал от бесконечных «перемещений». Делегат 9-ти партийных съездов, бессменный член ВЦИК, член ЦК с 1930 г., – казалось, мог рассчитывать на место в центральном аппарате. Ему доверяли самые трудные участки, но среди приближенных вождя человек, не боящийся иметь и высказывать собственное мнение, был неуместен. А Варейкис был именно таким. Предлагал Кирова на пост генсека. Беседуя с С.Орджоникидзе, удивлялся: откуда в стране столько вредителей? В телефонном разговоре со Сталиным выступил в защиту Тухачевского и других «врагов народа».
Сталин резко оборвал разговор. Позже сказал, что защищать врагов может только враг. Вскоре Варейкис был вызван в Москву и 9 октября 1937 г. арестован на подмосковной станции. Через несколько дней арестовали его родственников. Мать Иосифа, Виктория Ивановна, спустя год, пройдя через голодовку, была выпущена. И.М.Варейкис 29 июля 1938 г. осужден Военной коллегией и в тот же день расстрелян. Его судьбу разделила супруга, Любовь Григорьевна. Оба реабилитированы в 1956 году.
В Ульяновске многие годы жила двоюродная сестра Варейкиса – Елена Иосифовна Иванова. Дом на Дворцовой (К.Маркса), где он жил, не сохранился. К счастью, вспомнили о другом доме – бывшей гостинице «Пассаж» на углу улиц Гончарова и К.Маркса, где Иосиф Михайлович провел первые месяцы в Симбирске. 18 октября 1974 г., к 80-летию со дня рождения И.М.Варейкиса, на нем открыта мемориальная доска. Тогда же улица Центральная в Железнодорожном районе переименована в улицу Варейкиса. Впрочем, еще в 1933 г. именем Варейкиса назвали бывшую Миллионную улицу. Но через 5 лет, когда Варейкис оказался «врагом народа», ее переименовали в улицу Островского.
Источники
1. ГАНИ УО, Ф.57А,оп.2, д.197, 599
2. И.М.Варейкис «Убийство Муравьева» («Заря», 10, 11.07.1919)
3. Г.Н.Федоров «Председатель губкома», Саратов, 1965
4. Д.Д.Лаппо «Иосиф Варейкис», М., 1966
5. Д.Д.Лаппо «Юозас Варейкис», Воронеж, 1989
6. И.Неверли «В минуты роковые», М., 1991
7. Б.И.Хотимский «Непримиримость», М., 1985
8. Публикации А.Швера, Г.Федорова, Г.Сазонтова, Л.Хлопиной, В.Алтындаева, Э.Крыловой, А.Шабалкина и др.
___________
Иосиф Михайлович Варейкис:
1) 1912 год, Подольск. Д.Лаппо «Иосиф Варейкис», М., 1966
2) 1919 год, Симбирск. ГАНИ УО, Ф.162, оп.2, д.17, л.2
А.Н.Грошев. Расстрел Муравьева.
Фотокопия. ГАНИ УО, Ф.5968, оп.1, д.119, л.1.
Первый Симбирский губком РКП(б), конец 1918 года.
Стоят (слева направо): Гурко, Прытков; сидят: А.Нейланд, И.Варейкис, Я.Звирбуль.
ГАНИ УО, Ф.5968, оп.1, д.99, л.1
«Да-да, вот таким я его и увидел впервые. С пышными длинными волосами, в черной блузе», – говорит А.Р.Андрианов. И тогда, в 37-м году, не мог поверить, что этот человек способен изменить. А когда над самим Андреем Романовичем нависла угроза, он спрятал дорогие сердцу фотографии и книги в дровяной тайничок. Так сохранилась и эта фотография, сделанная в 1918 году. В центре ее – И.М.Варейкис…»
«Ульяновский комсомолец», 14 января 1966 г.
Члены Симбирского губисполкома.
В первом ряду 4-ый слева – М.А.Гимов, 5-ый – И.М.Варейкис. В третьем ряду крайний справа – А.В.Швер.
ГАНИ УО, Ф.5968, оп.1, д.144, л.1
Члены президиума VIII губернского съезда Советов, октябрь 1919 года. Слева направо:
А.В.Швер, крестьянин Дьяконов, И.М.Варейкис, М.А.Гимов, В.В.Сильнов.
ГАНИ УО, Ф.5968, оп.1, д.131, л.1
Руководители губернии и командование Симбирского гарнизона на приветствии курсантов Симбирских пехотных курсов командного состава РККА. 1919 год.
Здесь, в здании бывшего Кадетского корпуса, в ночь на 11 июля 1918 года был убит главком Восточного фронта М.А.Муравьев, чем завершился его мятеж.
ГАНИ УО, Ф.5968, оп.1, д.141, л.1
Дом по улице К.Маркса, 1 (3), в котором жил И.М.Варейкис в 1918-1919 гг. Снесен в 1968 году.
1) ГАНИ УО, Ф.5968, оп.2, д.4, л.110
2) Г.Н.Федоров «Председатель губкома», Ульяновск, 1965
Мемориальная доска на здании бывшей гостиницы «Пассаж» на углу улиц Дворцовой и Гончарова, где И.М.Варейкис жил по приезде в Симбирск в мае-июле 1918 года.
1) И.М.Варейкис. Портрет, 1933 год.
ГАНИ УО, Ф.5968, оп.2, д.10, л.10
2) И.М.Варейкис с женой Любовью Григорьевной, дочерью Юлией и сыном Александром. 1935 год.
Д.Лаппо «Иосиф Варейкис», М., 1966
Иосиф Михайлович Варейкис с детьми Александра Владимировича Швера. 1930-ые годы.
ГАНИ УО, Ф.5968, оп.1, д.89, л.1
гость
Да,темные личности и не знать бы.
Жан Миндубаев
В любом исследовании.претендующим на объективность, не может быть упущена самое главное. А самым главным летм 1918 года явлалось вооруженное противостояние партий большевиков и левых эсеров,которые еще недавно составляли коалиционное правительство Совнарком.
Но Брестский мир ( “похабный” по выражению его организатора предсовнаркома В.Ульянова (Ленина) обрек правительственную коалицию на беспощадное уничтожение друг друга… Это и отбражается в мое повести “Симбирский зигзаг”.( 2019 год,издано по программен книгоизданий Ульяновско области). Почитайте,коллеги.
Спасибо
За интересный исторический материал, какие фотографии, какие лица у людей! Верили в идеи, боролись за то, во что верили.
Прикольное фото третье снизу
Здесь жил Варейкис – Краснодарский парень (реклама бургерной лавки)
Белая Россiя
Где находиться могила Варейкиса никто не знает, но предположительно, где и Тухачевского на полигоне НКВД «Коммунарка» сваленных в общую яму.
Но самое парадоксальное, что даже 12 сентября в день «освобождения» города Симбирска к памятнику расстрелянного Гая, к подножию таблички Тухачевского и Варейкиса никто не возлагает цветы, т.к. все они и другие большевики жили и творили по законам своего времени. Истина – дочь своего времени… Революция сожрала своих детей.
После гражданской войны в 1937-1938 годах И.В. Сталин санкционировал массовые репрессии, в результате которых были практически истреблены все участники и организаторы вооружённого октябрьского переворота 1917 года, командиры гражданской войны и исполнители массовых репрессий.
Мамон
палачам – собачья смерть!
В июне 1918г. – 1920 гг.– председатель Симбирского губкома РКП(б); также был членом Реввоенсовета РСФСР и чрезвычайным комендантом Симбирска во время наступления на город чехословацкого корпуса. Симбирск чехи все же взяли, был документально установлен факт казни по приказу Варейкиса до 800 человек заложников. Издал приказ о казни на месте «всех лиц, внушающих подозрение» или ведущих «контрреволюционную агитацию». Однако этот приказ не был исполнен: к городу быстро приближались чехи, и желающих проявлять «революционную сознательность» в такой обстановке было немного даже среди чекистов[2].
В июле 1918г. вместе с М.Н.Тухачевским занимался подавлением выступления левых эсеров в Москве, а также лично руководил арестом командующего Восточным фронтом М.А.Муравьева и его сторонников[3].
Что было дальше
Печально
батон
почему в киндяковке до сих пор стоит истукан Гай?
кому он нужен? что символизирует?
я уж молчу, что 99% людей ничего о нём не знают.
и почему до сих пор улицы с этими нелепыми именами?
Сергей Фомин
В дореволюционной Росси сын кочегара оказывается мог позволить себе увлекаться музыкой и брать уроки рисования у известного художника. Сколько же нам врали коммунисты о прошлом нашей страны.