Один из ульяновских сельхозпроизводителей признан банкротом, в том числе по долгу в три миллиона рублей по налогам. Но бюджет вполне может не получить деньги из-за более крупных долгов должника перед своим партнером. При этом налоговая Ульяновской области выявила между директором должника и его основным кредитором не только финансовые, но и супружеские связи. Убедят ли аргументы налоговиков суд или он так и останется на стороне очень уж близких партнеров?

Просуженный долг – старая уловка, но она еще работает?

Заявление о банкротстве ООО «Агрохолдинг «Черемушки», работающего в Инзенском районе, было подано еще в сентябре 2018-го одним из его контрагентов. К банкротству Ульяновский арбитражный суд вел компанию несколько месяцев. Планировалось, что заседание, на котором банкротство может быть введено, состоится в декабре 2018-го. Но должник обратился с ходатайством об отложении разбирательства и на заседание в декабре не явился. Суд в лице судьи Ольги Бессмертной ходатайство поддержал. В результате процедуру банкротства ввели только в феврале 2019-го.

Вслед за этим к участию в банкротстве стали заявляться другие контрагенты «Черемушек». Среди прочих контрагентов банкрота к делу присоединилась ИП Юлия Скрынник, глава КФХ. Предприниматель сообщила суду, что ей-то «Черемушки» должны больше всех — 13 миллионов рублей за удобрения, поставленные еще весной 2016 года. С таким долгом Скрынник получила большинство голосов на собрании кредиторов.

Другие участники дела пытались против включения этого долга в реестр требований кредиторов возражать, но Арбитражный суд Ульяновской области в лице судьи Дениса Кнышевского оснований для этого не нашел. Причина у его отказа оказалась веская: долг агрохолдинга «Черемушки» перед Скрынник был уже просужен.

Но, вот совпадение, сделано это было именно в тот момент, пока Ульяновский арбитраж медлил с введением банкротства. Самарский арбитраж вынес решение о взыскании долга в пользу Скрынник 31 января 2019 года, как раз за неделю до введения банкротства в Ульяновске.

Мать общих детей как контролирующее должника лицо

Обнаружив кредитора-конкурента, УФНС по Ульяновской области с позицией суда не согласилось. Налоговики заявили о том, что долг «Черемушек» перед ИП фиктивен. И для чего он появился, понятно.

«Спорные правоотношения ИП КФХ Скрынник Ю.О. и ООО «Агрохолдинг «Черемушки» являются согласованными действиями взаимосвязанных лиц, направленных на создание искусственно созданной задолженности, с последующим беспрепятственным включением в реестр требований кредиторов на основе принципа обязательности исполнения судебного акта и принятием статуса «мажоритарного кредитора» с последующем контролем последнего за процедурой банкротства и принятием решений в ущерб «независимым кредитам», в том числе причинение ущерба бюджету», – объясняется в кассации УФНС на решение Арбитража в Ульяновске.

Подделку долга налоговики доказывают вполне убедительно. Во-первых, покопавшись в своих данных по налоговым платежам, УФНС обнаружила, что у Юлии Скрынник и руководителя «Черемушек» Андрея Быкова есть общие несовершеннолетние дети. Их УФНС нашла по оплате НДФЛ, в том числе применению налогового вычета за трех детей.

Кроме того, анализ налоговой отчетности ИП за первый и второй квартал 2016 года показал, что товары ООО «Агрохолдинг «Черемушки» Скрынник не отгружала. Поставки происходили лишь в адрес ООО «ТД «Агро-Капитал». Причем отгружены ему были все купленные ИП удобрения.

Семейный агрохолдинг

ООО «ТД «Агро-Капитал» возникло в этом деле не зря. Оно, как отмечает налоговая, еще раз доказывает наличие тесных связей между Андреем Быковым и Юлией Скрынник. Ведь руководит «Агро-Капиталом» Роман Быков, брат Андрея Быкова.

Более того, Юлия Скрынник руководит сразу несколькими предприятиями, очевидно, связанными с банкротными «Черемушками». Настолько связанными, что они и называются почти одинаково. Так, Юлия Скрынник является директором ООО «ПО «Агрохолдинг «Черемушки» и ООО «Агрохолдинг Черемушки Симбирск». При этом указанный в ЕГРЮЛ телефонный номер этих компаний принадлежит отцу ее детей Андрею Быкову. Также Скрынник руководит ООО «ПК «Агрохолдинг Черемушки».

Зачем гражданским супругам такое семейство «Черемушек»? Обычно схемы с несколькими компаниями используются для ведения «черной» бухгалтерии и ухода от налогов. На их близкие отношения указывает и конкурсный управляющий «Черемушек» Никита Дорошенко.

Как следует из проведенного им анализа сделок банкрота, должник имел в долгосрочной аренде большое хозяйство с земельными участками, но перед банкротством безвозмездно передал их другой компании ООО «ПО Агрохолдинг «Черемушки», которой руководит Скрынник.

Также управляющий обнаружил множество неподтвержденных документами сделок по переводу денег от «Черемушек» контрагентам, в том числе и самому Быкову как ИП. Который таким образом получил почти 29 миллионов рублей. ПО «Агрохолдинг Черемушки» также без подтверждающих документов получило 3,5 миллиона. Кроме того, шесть с лишним миллионов рублей опять без документально подтвержденных оснований ушло господину Егорову, являющемуся соучредителем того же ПО «Агрохолдинг Черемушки». Сомнительными оказались отношения и «Черемушек» и ООО «ТД Агро-Капитал», учредителем которого является брат Быкова. «Агро-Капитал» без подтверждающих документов получил от «Черемушек» 6,5 миллиона рублей.

А судьи что?

Если суд посчитает связи между Быковым и Скрынник и учрежденными ими организациями доказанными, они и другие афиллированные лица должны будут отвечать по долгам «Черемушек» в рамках субсидиарной ответственности как лица, контролирующие должника.

Но, пока для налоговой и конкурсного управляющего использование подобных схем очевидно, суд их предпочитает не видеть. Так, Ульяновский арбитраж однажды уже отверг доводы о связях между Быковым и Скрынник. Главным аргументом против стало наличие просуженного долга перед Скрынник. Просуженного, напомним, как раз в тот момент, когда суд решил не спешить с введением банкротства.

И, если углубиться в судебную практику, окажется, что аналогичные дела с участием сомнительных кредиторов для банкротов в Ульяновске уже оканчивались вполне благополучно. Та же судья Ольга Бессмертная в 2016-2017 годах вела банкротство ООО «Мир-Агро». Среди кредиторов компании к участию в деле была допущена супруга руководителя банкрота, являвшаяся в какой-то момент еще и соучредителем этой компании. Кроме того, в дело включалось ООО «Дарпа+» с долгом в 13 миллионов рублей, которая настояв на отсрочке долга должником, теперь сама признана банкротом.

Дело «Черемушек» и Скрынник сейчас рассматривается сразу в трех судах — в Арбитражном суде Ульяновской области, в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде в Самаре и Арбитражном суде Поволжского округа в Казани. Нижестоящие суды перекладывают ответственность на вышестоящих. При такой системе с каждым шагом налоговой количество судов увеличивается, а стоимость взыскания долга по налогам в бюджет может стать сопоставимой размеру самого долга. Каждый день работы суда и налоговой службы обходится налогоплательщикам в копеечку.