Первого июля 1951 г. в Ульяновске выдался обычный воскресный денек. Скучающие горожане могли сходить в кино. В городе в это время было два действующих кинотеатра — «Художественный» и «Пионер». В «Художественном» демонстрировался новый цветной фильм «Спортивная честь», в котором главные роли исполнили Алексей Грибов, Геннадий Сергеев и Лев Фричинский. В «Пионере» показывали фильм 1937 года «Волачаевские дни» известных режиссеров Георгия и Сергея Васильевых, до этого снявших необычайно популярный в Советском Союзе фильм о Василии Ивановиче Чапаеве. Взрослые любители музыки были в предвкушении уникального музыкального события. С концертной программой в Ульяновск приехала народная артистка РСФСР, трижды лауреат Сталинской премии, всемирно известная солистка Государственного академического Большого театра СССР Мария Петровна Максакова. На четвертой странице «Ульяновской правды» был опубликован небольшой анонс о ее единственном концерте, который должен был состояться в зале ульяновской филармонии как раз 1 июля 1951 г. Но выступление, запланированное на 1 июля, было перенесено, и состоялось только в среду, 3 июля, в девять часов вечера. По словам безымянного автора небольшой газетной заметки, единственный концерт Марии Петровны прошел с большим успехом, «блестящая исполнительница оперных партий была встречена ульяновцами необычайно тепло». Она исполнила популярные классические композиции — арию из опер «Самсон и Далила» Сен-Санса. На сцене филармонии прозвучали одни из лучших ее партий — «Любаша» из «Царской невесты» Н.А. Римского-Корсакова и «Кармен» Ж. Бизе. Ульяновские меломаны погрузились в чарующую атмосферу романсов П.И. Чайковского, Э. Грига, старинных русских романсов «Помню, я еще молодушкой была», «Что же ты жалко глядишь на дорогу». Театрально-вокальное искусство Марии Петровны Максаковой, по общему признанию, относится к золотому периоду истории Большого театра первой половины XX столетия. В это время на сцене выступали титаны русской вокальной школы — Л.В. Собинов, А.В. Нежданова, С.Я. Лемешев, И.С. Козловский, Е.К. Катульская, братья Пироговы. Удивительная встреча ульяновских любителей классической музыки с одним из братьев Пироговых произошла в апреле 1957 года. Спустя шесть лет, после выступления Марии Петровны, в Ульяновск с концертами приехали общепризнанные мастера вокального искусства и балета. На этот раз ульяновская музыкальная публика наслаждалась мастерством крупнейшего артиста современного оперного искусства, солиста Государственного академического Большого театра, народного артиста СССР Александра Степановича Пирогова и представителей династии Мессерер–Плесецких балерины Ирины Викторовны Тихомировой и выпускника Московского хореографического училища Азария Михайловича Плесецкого. Вершиной творчества Александра Степановича считается образ Бориса Годунова в одноименной опере Модеста Петровича Мусоргского. За художественное воплощение этого глубокого, противоречивого образа, созданного А.С. Пушкиным и М.П. Мусоргским, Александр Степанович в 1949 г. был удостоен Сталинской премии первой степени. На концерте, состоявшимся 22 и 23 апреля 1957 г. в здании Ульяновского областного драматического театра, были исполнены известные советским слушателям композиции — ария Гремина из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», куплеты Мефистофеля из «Фауста» Ш. Гуно, и необыкновенная по силе эмоционального воздействия, ария Мельника из «Русалки» А.С. Драгомыжского. Как признавался, Александр Степанович: «Я лепил этот образ прямо с моего отца…». Татьяна Маршкова, автор книги «Большой театр. Золотые голоса» пишет: «По свидетельству очевидцев его впавший в безумие старик после гибели дочери своей глубокой человеческой болью вызывал такое сострадание, что даже те, кто много раз слышал Пирогова в этой партии, не могли сдержать слез». Александр Степанович был известен как мастер камерного пения. В его репертуаре всегда были романсы русских композиторов и народные песни. В этот вечер в зале драмтеатра для жителей Ульяновска прозвучали композиции «Титулярный советник» А.С. Драгомыжского, «Ночной смотр» и «Сомнение» М.И. Глинки, народная песня на слова симбирского поэта, фольклориста и этнографа Д.Н. Садовникова. Эта песня давно и прочно вошла в музыкальное наследие русской культуры. В свое время ее исполняли Федор Шаляпин и Надежда Плевицкая. По словам, корреспондента «Ульяновский правды» С. Руденко, автора заметки от 26 апреля 1957 г., «выразительно с огромной внутренней силой было исполнение сложнейшее произведение Рахманинова «Судьба». Солисты балета Государственного академического Большого театра СССР заслуженная артистка РСФСР, лауреат сталинской премии Ирина Викторовна Тихомирова и тогда еще малоизвестный, молодой артист кордебалета Азарий Михайлович Плесецкий исполнили «Адажио» из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» и «Мелодию» К.В. Глюка. Культурная жизнь провинциального Ульяновска, чуть ли не в одночасье, преобразилась в 1960‑х гг. Значимым, если не сказать, этапным событием в культурной жизни Ульяновска и Ульяновской области стал 1963 год, когда по решению Министерства культуры РСФСР был учрежден музыкальный фестиваль, приуроченный к 93-летию со дня рождения вождя мирового пролетариата, создателя советской государственности В.И. Ленина. В 1963 г. фестиваль проходил в трех волжских городах, связанных с биографией Ульянова-Ленина, в Куйбышеве, Казани и Ульяновске. Большой концерт с участием народного артиста СССР, солиста Большого театра Алексея Филипповича Кривчени, народного артиста РСФСР, мастера художественного слова Сергея Михайловича Балашова, пианиста и лауреата международных конкурсов Льва Николаевича Власенко впервые транслировался по ульяновскому телевидению. Корреспондент «Ульяновской правды» Т. Смирнова в статье за 20 апреля 1963 г. писала: «Вчера был будничный день — 19 апреля. И все-таки он был праздником: вчера у нас открылся музыкальный фестиваль… У нас еще не было таких больших праздников музыки!» Торжественное закрытие фестиваля состоялось 22 апреля в зале Ульяновского областного драматического театра. С тех пор проведение фестиваля в г. Ульяновске стало хорошей и доброй традицией, а наш город постепенно превращался в одну из музыкальных столиц Советского Союза, куда ежегодно в теплые апрельские деньки приезжали с концертами выдающиеся деятели культуры. В качестве почетных гостей и участникова фестиваля в Ульяновске побывали О.Б. Фельцман, В.И. Мурадели, Я.В. Флиер, Э.А. Хиль, Л.Б. Евграфов. У нас гостили именитые творческие коллективы, например, Ленинградский академический театр оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Государственный академический Мариинский театр). Начиная с 1969 г. фестиваль традиционно открывается концертом Ульяновского Государственного симфонического оркестра, созданного в 1968 г. В газетной статье Н. Бару от 10 апреля 1969 г. было написано, как 2 сентября 1968 г. музыканты пришли на первую репетицию оркестра. А уже 27 сентября состоялась первая телетрансляция концерта. 25 марта 1969 г. приказом Министра культуры РСФСР оркестру было присвоено имя — «Государственный симфонический оркестр», и по словам музыковеда Ульяновской филармонии Н. Рубцовой это стало «лучшим подарком» для области и музыкального Ульяновска, особенно накануне «великой годовщины рождения В.И. Ленина». В 1970 г. состоялся VIII Музыкальный фестиваль, ставший частью праздничных мероприятий, приуроченных к столетию рождения Владимира Ульянова-Ленина. С этого времени фестиваль стал ежегодно проходить в концертном зале Ленинского мемориала. Тогда, 18 апреля 1970 г. концертный зал наполнила грандиозная музыка девятой симфонии Людвига Ван Бетховена в исполнении Ульяновского Государственного симфонического оркестра и Государственного русского Академического хора. Шли годы, менялись эпохи, вывески, афиши, но неизменным оставалось проведение музыкального фестиваля в Ульяновске, который обрел новые формы выражения, объединил мир, эпохи, имена, стал стержнем современной культурной жизни нашего региона, точкой притяжения творческих сил, знаковым явлением российской и мировой музыкальной культуры. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Заочник
интересно, слов нет. а что известно о концерте в Ульяновске то ли Гилельса, то ли Когана в 1945-м?
“…Шли годы, менялись эпохи, вывески, афиши, но неизменным оставалось …”
то, что Правителями Ульяновской области и города, как правило, становятся не образованные, не культурные, не разносторонние люди…
Ежегодно в Вене проходит рождественский концерт, который транслируется по всем мировым каналам. Камера запечатлевает,что в зале присутствует элита города- Правители, известные деятели, послы и т.д.
На рождественскую службу в церковь (правда на специальные, лучшие места) также приходит элита города и страны.
Граждане страны смотрят это и осознают, что лучшие люди страны и города -действительно элита, ходят на концерты, в церковь,умеют себя вести, элегантно одеты, скромны, соблюдают традиции.
Видели вы наших правителей на концертах ? а в церкви на богослужении ?
На 3 минуты забегает Морозов только, чтобы сунуть букет, который даже не держит сам, а держит вечно таскающаяся за ним
какая-нибудь помощница…правитель 3 минуты изображает, что ему интересно, убеждается, что оператор снял его на видео и …гуд-бай
Весь город видит, что нашим правителям культура по барабану, пришедшие на прием посетители слышат порой мат из-за закрытых дверей. Ходил было на концерты Андреев, но ни разу даже не кидал взгляд на сцену, только пялился в экран телефона. Зато в СМИ нам их ПИАРят, что вот власти посетили то и это.Один раз был Харлов, кстати, выслушал концерт целиком. А остальные где ? в…саунах ? Ну может придут на Кадышеву поподпрыгивать под припевки.
Не власть, а безликая масса, толпа попрыгунчиков, пустых балаболов…не грамотные , не воспитанные, не культурные люди…Никто не собирается подавать пример культуры молодежи, напротив, молодежь видит, что власти это по-барабану.
И еще требуется в шапке писать этим горе-правителям “уважаемый”. Позорище…Стыдно…
Гость
Чиновник и культура (тем более искусство) – вещи не совместные.
Ира
наши власти даже не стараются вести себя культурно и быть культурными,о-о-о-чень далеки от культуры
:-))
некогда им повышать культурный уровень, срубленные бабки пересчитывают
точно
20 миллиардов за 2 года поднять -тут не до посещения концертов
Родина Колобка
В Ульяновске, надолго ещё после правления областью Морозова (справедливости ради, нужно сказать, далеко не при нём это всё заложено и никак не истреблялось, именно не истреблялось) сохранится мутная криминальная субкультура, типа -Сиги есть, а сёмки? Давай! Ведь кого командируют на первые должности? Мурдасова, министр культуры попала на центральные каналы, лишь со своим Заср..цем, Шурыгина… кошмар пиарный! Но только ли в культуре причина причин? Ведь знаменитое выражение Морозова 7 лет назад – Рога ульяновцам ломать будем, культурой! Так и осталось по сути пустыми словами. Кличем и кичем.Даже Сталин находил время для детального изучения сего продукта.Все фильмы, все оперы,спектакли-лично смотрел и рецензировал.Некоторые , просматривал по нескольку раз, 43-х летнему артисту, сыгравшему в фильме Журбины роль 85-ти летнего старика Журбина, присудил Сталинскую премию 1 степени, и распорядился вместо общежития выделить квартиру в престижном доме на Котельнической набережной.Даже в войну следил,за искусством- например в день рождения М.Шолохова дважды приглашал его к себе в кремль на ужин, на многочасовую беседу те-а тет.Это к комментарию шли годы…. а статья действительно интересная, и в 50-е были люди в области ценившие настоящее искусство, и Ульяновск был не городком на задворках.Вот именно что был..А сейчас у нас только смешное и сатирическое с карикатурой. Ну к примеру, что мешает Димитровградскому драмтеатру проехаться со спектаклями по районам области, как это они делали в 1976 году? 2 недели в одном районе и спектакли в сельских СДК? Фонд Ившиной например, оплатити аренду и зарплату артистам, иначе зачем он нужен области? Для ВИА из Йошкар-Олы?
странно, что Ежову тут показалось не правдой, стирает и стирает
ИФшиной фонд нужен, чтобы свите и приближенным к губернатору раздавать бесплатно пригласительные билеты на коммерческие концерты.Пряники от губернатора обходятся налогоплательщикам:
3,5 тыс.рублей за билет Х 60 билетов = 210 тысяч рублей за концерт, а таких концертов за месяц не один.
Любой, кто в симбилете и киноконцерте спросит билет на лучшие места — получит ответ,что эти места не продаются.
НЕ ПРОДАЮТСЯ, потому что дарятся за наш с вами счет, чиновникам,кого жаба душит купить за свою зарплату,
потому что привыкли жить за чужой счет.Рестораны в обед заняты предпринимателями и приглашенными чиновниками, такси в час пик не вызовешь, потому что на них раскатывают чиновники, а почему нет, если губернатор официально разрешил принимать к оплате за счет бюджета поездки на такси,якобы командировки, но по сути туристические развлекательные поездки в Европу, ну и после сидения в кожаных креслах их надо развлекать – вот и билетики.Сидят на шее трудового народа и ноги свесили.
Модераторы!
Комментарий Колобка пропустите-в поддержку комментатора ” Шли годы”.
М-ры!
Пожалуйста!
Колобок
А кто сказал,что рога будем ульяновцам ломать культурой?
Специально для Михайловой Натальи
“ВолОчаевские дни”; “Азарий ПлИсецкий”; “династия Мессерер-ПлИсецких”; “…на концерте, состоявшЕмся “;”ария из “Русалки” А.С. ДАРгомыжского”и т.д. Нет слов…
они только пишут о культуре
а сами ни в библиотеки, ни на концерты не ходят, поди и орфографический словарь на макулатуру сдали, а почему нет, если деньги платят за любое дер…мо, будь сметана из пальмы,пельмени из бумаги или статьи с примерными фамилиями известных личностей
дочитал до валачаевских дней
И конечно прекратил. Уровень дурочки из 3 класса ЦПШ.
Володя
Действительно, если не знаешь, как правильно писать – гугл в помощь! Там не только правильно написанные фамилии, но и карта с названием станции “Волочаевка-2” найдётся.
Культурой рога ломать будем !
Вот такой КОМОЛЫЙ, с обломанными культурой рогами, филосоВский диван получается….с улицы Л.ТолстВА и переулка Розы ЛюксЗембург.
Эксперд половецкий печенег
Ежов под себя подбирает.
Компетентных.