Законопослушный гражданин обязан признавать государственные праздники. Но у гражданина есть и другое определенное законом право на свободу мысли и слова. В Конституции (Статья 29) записано: «1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова… 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».

И вот в честь праздника «Национального единства» хочу воспользоваться своим законным правом и дать некоторую свободу своим мыслям и словам.

Во-первых, хочу напомнить, что этот праздник у нас в стране продолжался  почти 70 лет – сразу после образования СССР и до 1991 года. Каждый день и каждый час.

Нас к этому принуждали?

Сегодня большинство братьев (без кавычек) свободных республик утверждают, что единство было мнимым и принудительным и все годы советского существования «узники тюрьмы народов СССР» только и мечтали, как бы им избавиться от этого «братства».

Есть очень веский аргумент для возражения, это во-вторых.

28 лет назад, 17 марта 1991 года, состоялся референдум о сохранении Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Впервые советские граждане получили возможность выразить свое мнение о будущем страны.

Вопрос референдума звучал так:

«Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?»

Результат референдума: 76,4% проголосовавших ответили “да” на поставленный вопрос.

Вот эта ВОСПИТАННАЯ необходимость единства, проверенная тяжкими испытаниями  и радостью побед общего дела, существует и сегодня уже на генном уровне. Не знаю, как там у них, но у нас 31 октября ВЦИОМ провел социологический опрос о  целесообразности праздника национального единства.

Почти 70% россиян считают, что отмечать День народного единства важно, при этом половина из них уверена, что этот праздник способствует сплочению. И кто они, эти россияне? Высказались о важности Дня народного единства в основном молодые люди в возрасте 18–24 лет (83%).

В-третьих.  Конечно, это радует. Огорчает другое: краткосрочность ощущения праздника единства. Как только закончатся шествия партийных колон, отпляшут национальные ансамбли, исчезнут с экранов братающиеся отцы российских конфессий, опять загноятся социальные болячки неравенства, а значит и неединства. Например, вот такая:

«КОМФОРТНЫЕ УСЛОВИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ КВАРТИР ДЛЯ МУСУЛЬМАН

Компания «Унистрой» – застройщик федерального уровня, действующий на рынке строительных услуг с 1996 года. Главная задача девелопера – обеспечить людей комфортным и доступным жильем, в котором действительно хочется жить. Именно поэтому компания «Унистрой» предлагает различные варианты покупки жилья для своих клиентов.

Рассрочка по канонам Шариата – это уникальная альтернатива ипотеке. Приняв участие в программе и став пайщиком,  семьи, исповедующие ислам, получают возможность приобрести квартиру в рассрочку без процентов».

Или вот:

«Ульяновск, 7 октября – АиФ-Ульяновск.

Шанай Гусейнзаде зарегистрировалась в социальной сети под именем «Левана Алиева» и выкладывала экстремистские видео, унижающие честь и достоинство русских и лиц, не исповедующих ислам.

Судебная экспертиза подтвердила вину студентки.

Распространение таких материалов порождает конфликты и напряженность в обществе».

Суд приговорил девушку к выплате штрафа в пользу государства в размере 130 тысяч рублей».

Ну, и  самое громкое из серии классической русофобии «Никогда мы не будем братьями ни по родине, ни по матери»: «Специалист по древнегреческому и латинскому языкам Гасан Гусейнов, профессор Высшей школы экономики (ВШЭ), считает, что Россия — одичавшая страна, которая говорит на языке, годном лишь для клоаки, то есть для сточной канавы.

«Приехав в Берлин, умные люди не удивляются, увидев в тамошних киосках газеты не только на немецком, но и на русском, и турецком, сербском и французском, греческом и польском, английском и итальянском. А в Москве, с сотнями тысяч украинцев и татар, киргизов и узбеков, китайцев и немцев, невозможно днём с огнём найти ничего на других языках — кроме того убогого клоачного русского, на котором сейчас говорит и пишет эта страна», — пишет профессор Гусейнов в своем Facebook»

Мы привыкли к тому, что  главная угроза нашей пусть не очень счастливой, но спокойной, мирной жизни исходит от запрещенной в России ИГИЛ и их сторонников внутри страны. Но ведь русофобия, равно как и русский шовинизм по своей раскольнической эффективности будет пострашнее коррупции. Потому что сегодняшние коррупционеры, как и пролетарии ленинской эпохи «родины не имеют». Им везде хорошо. А нам, потомкам рабочих и крестьян, здесь жить. Вместе. Как?

Вот этот вопрос и есть краеугольный. Наша братская дружба советского образца имела фундамент. Мифическая, нереальная, но понятная идея будущего рая на земле и «для эллина, и для иудея» была общей. И нация при всем многообразии была одна и главная с названием «советский человек». Ельцинский «россиянин» не вмещает в себя  это ощущение общего внеконфессионального, национального, социального величия. Мы как-то усохли, стали стесняться сами себя, стали песком, а не гранитом.

Возвращаться назад, к социализму и строительству коммунизма – не получится. Мы стали другими. Наши дети и внуки – еще дальше от наших  методов организации братской жизни.

Наверное, они найдут эту универсальную объединяющую идею настоящего, а не праздничного единства. У них – широкая возможность современного мирового опыта, его доступность. У нас 75 политических партий, которые демонстрируют себя в День национального единства, на выборах и так иногда. А сколько всяких институтов, ЦСИ! Наконец, есть Путин.

Вот сколько возможностей! Нашлась бы только сила направить эту энергию на благо всех.

А не каждого избранного.