Ничто так не сближает людей, как общая беда или даже общий враг. Периодически горожане жалуются, что в часы пиковой нагрузки общественный транспорт начинает подводить. И с приближением зимних холодов терпения ждать свою маршрутку или трамвайный вагон становится все меньше. Люди возмущаются такому положению дел не только стоя на остановке, но и в социальных сетях. Чтобы узнать, как отслеживается движение общественного транспорта, из-за чего происходят задержки и как сними борются, мы обратились в МУП «Ульяновскэлектротранс» и управление дорожного хозяйства администрации Ульяновска.

Самый бюджетный транспорт города

За движением ульяновских трамваев следят 22 диспетчера, из них пятеро центральных, самых главных. У каждого диспетчера есть специальная ведомость, в которой отмечается время отбытия и прибытия состава. Всего в городе четыре трамвайные диспетчерские станции: «Дамба», «проспект Гая», «УКСМ» и «улица Октябрьская».

Мы находимся на распорядительной станции «Октябрьская», с которой ежедневно отправляются маршруты № 15, 9, 10, 2, 22.

Время 15:15, на конечную остановку подъехал очередной трамвай, в кабинете диспетчера с большими панорамными окнами во всю стену раздался специфический сигнал. Этот звонок обозначает, что бригада (водитель и кондуктор) завершила очередной свой рейс вовремя.

— Если вагон задерживается по каким-либо причинам и выбивается из графика, — сообщает старший ревизор по безопасности движения Наталья Балаева, — водитель звонит центральному, промежуточному или «конечному» диспетчеру и сообщает о том, что произошло, четко указывая причину. На «Октябрьской» есть пять подменных бригад, которые заменяют друг друга на время обеда, чтобы движение не прекращалось и не сбивалось. Каждый водитель несет личную ответственность за любую задержку: если причина выхода за график не оказалась подтвержденной, этот рейс не учитывается при подсчете зарплаты.

Как сообщают работники МУП «Ульяновскэлектротранс», интервалы движения у маршрутов примерно 12-13 минут. Во вторую смену интервал может доходить до 15 минут, а вот в часы пик время сокращается до 8-9 минут.

Виной тому, что люди иногда дольше обычного ожидают трамвай, служит ДТП или заезд других автомобилей на рельсы. Многие водители пытаются сократить время в дороге, объезжая пробки по трамвайным путям, порой таких автомобилистов набирается несколько: они сталкиваются, не могут разъехаться, мешают друг другу и преграждают путь вагону. Но у диспетчера на счету каждая минута, и в случае таких казусов водитель обязан доложить, где, во сколько и какой автомобиль преградил ему дорогу вплоть до указания госномера.

Гораздо реже, как сообщают специалисты организации, задержки происходят ввиду неисправностей вагона, если вдруг трамвай вышел из строя в пути.

В любом случае на плечах диспетчера лежит решение по грамотному распределению пассажиропотока: либо направить другие трамваи укороченным рейсом, либо измененным графиком.

— Помимо возможных форс-мажоров в пути, движение обеспечивается бесперебойно и мы, диспетчеры, за этим непрерывно следим, все это – наша ответственность. Самый ранний и самый поздний маршрут №15, он отбывает в 5:09 утра, а вечером в последний рейс отправляется в 21:51, — говорит диспетчер конечной станции «Октябрьская» Анна Богдан. – Это потому, что он самый длинный. Всего в будни в первую смену у нас курсирует 100 вагонов и 78 – во вторую. В выходные дни работает 62 трамвая, во второй половине дня – 40.

Что по маршруткам?

Сотрудники городского управления дорожного хозяйства и транспорта сообщают, что регулярно проводят выездные контрольные мероприятия по соблюдению согласованного расписания в основных пассажирообразующих пунктах города в утреннее и вечернее время. Так, за период с января этого года по настоящее время было проведено более 100 проверок.

— В среднем интервал движения в утренние и вечерние часы пик составляет 5-10 минут, в межпиковое время — 15-20 минут. После 20:00 автобусы следуют по расписанию, — заявляет и.о. начальника управления дорожного хозяйства и транспорта Сергей Демидов. – В настоящее время существует несколько проблемных маршрутов: № 65, 91, 69 и 100. Основная трудность заключается в срывах расписания из-за дорожных ситуаций, технического состояния транспортных средств.

В случаях нарушения согласованного расписания профильное ведомство информирует об этом Средне-Волжское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Средне-Волжское МУГАДН) — для принятия административных мер к перевозчику.

Дабы усилить контроль за процессом перевозок, благодаря взаимодействию с АНО «Цивилизация» на основных «проблемных» остановках устанавливают видеокамеры, которые позволяют ознакомиться с «транспортной» ситуацией в этом месте за последние 30 дней. Такие камеры хотят расположить на порядка 26 пассажирообразующих остановках. На сегодняшний день оснастили «устройствами слежения» уже 20 из них.

— Сотрудники управления ежедневно ведут мониторинг проблемных остановочных пунктов при помощи камер видеонаблюдения, реагируют на жалобы, в том числе и размещенные в социальных сетях, взаимодействуют с жителями города, чтобы продолжать работать над повышением качества перевозок на территории города, — говорит Сергей Демидов.