Обсуждая ранее идею строительства в г.Ульяновске триумфальной арки, посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, я обратил своё внимание на то, что на сегодняшний день в городе нет исторического и градостроительного обоснования строительства такого типа монумента. Тем не менее, есть другие архитектурно-градостроительные возможности увековечивания памяти величайшего события.
О монументах, памятниках и мемориальных пространствах.
Существуют различные виды памятных сооружений, связанных с военными событиями (обелиски, стелы, курганы, монументальная скульптура, триумфальные арки, ворота и колоннады, площади и плацдармы и др.). Тот или иной тип памятника органично вписывается в городскую или ландшафтную среду только в том случае, если он имеет историко-культурную основу и точно выражает художественную мысль, соответствующую поставленной задаче.

Монумент решает задачу формирования облика города в целом, он «утверждает» градостроительный ансамбль и идейный замысел. Достаточно вспомнить такие знаковые места как Мамаев курган в г.Волгограде, памятный трагическими событиями «102-высоты» Сталинградской битвы, где сложили свои головы тысячи человек и мемориальный комплекс «Брестская крепость – герой» в Белоруссии.

Памятники же, как правило, имеют камерный характер, часто располагаются вдоль стен, воспроизводят облик исторических личностей или событий.
Примером органичного соединения архитектуры и скульптуры можно назвать памятник “Прощание славянки”, размещённый перед платформами Белорусского вокзала. Задача сакрализации Белорусского вокзала, как символа памяти о воинах, уходивших на фронт в 1914г. и в 1941г., решена установкой скульптуры, выполненной по мотивам сцены из кинофильма Михаила Калатозова ” Летят журавли”. Скульптурная композиция объединила здание вокзала, перрона и железнодорожные пути в единый мемориальный комплекс.
Ещё одним интересным примером памятника является установка двух скульптурных композиций, посвящённых первой и второй мировым войнам, у здания Министерства обороны на Фрунзенской набережной в г.Москве.

В настоящее время постепенно формируются и новые типы памятников – ландшафтно-мемориальные пространства. Без применения традиционных решений (скульптурных композиций, стел, колонн, триумфальных арок и пр.), одними планировочными и ландшафтными средствами организации пространства создаются яркие эмоциональные образы мемориалов. Самые лучшие из них рождают иллюзию непосредственной близости трагических событий.

Об идее.
Какой же из перечисленных типов памятников наиболее приемлем для Ульяновска в сложившихся градостроительных реалиях и какова должна быть его основная идея?
Снова кем-то лоббируемая идея триумфа, воплощённая в триумфальной арке? Что это – недальновидность или культурная деградация?
«…Днём нашей гордости, скорби и безграничной благодарности защитникам Отечества, разгромившим нацизм…» – так назвал День Победы В.В.Путин, выступая 9 мая 2019 года на Параде Победы. Президент России фактически сформулировал главную художественную мысль для создания образных решений памятников, увековечивающих великую Победу, – ГОРДОСТЬ, СКОРБЬ И БЕЗГРАНИЧНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ.
Триумфальной аркой невозможно выразить такие глубокие смыслы и вместо триумфа Победе получится памятник, принесённый в жертву сиюминутным интересам.
Что же касается типологии памятного сооружения, то глубину и сложность выражаемой идеи может передать лишь совокупность всех форм монументального искусства, объединённая в ландшафтно-мемориальное пространство, имеющее историческую подоснову.

О сакральном.
Город Ульяновск обладает своим, уникальным, отличным от других городов, священным местом, хранящим память о Великой Отечественной войне и имеющим подлинную историческую ценность.
Это место – здание Кадетского корпуса в Краснознамённом переулке, принадлежащее в настоящее время Министерству обороны. В годы войны в нём находилось знаменитое Ульяновское танковое училище, из стен которого ушли на фронт тысячи подготовленных командиров-танкистов. История существования училища отмечена 107 героями Советского Союза, 3 героями Социалистического Труда, 9 героями Российской Федерации и 1 героем Украины.

Кадетский корпус – главный хранитель памяти места, непосредственно связанного с Победой в Великой Отечественной войне, и смысловая трансформация его и прилегающей территории в объект мемориального комплекса по аналогии с Белорусским вокзалом или зданием Министерства обороны на Фрунзенской набережной, более чем уместна.

Усилить эмоциональное восприятие мемориального комплекса можно включив в его состав символы исторической преемственности народного подвига: небольшую открытую часовню (со списками симбирян, погибших в годы первой мировой войны) – на месте утраченной Троицкой церкви, а также воспроизведённый источник, каскадом нисходящий по рельефу в сторону ул.Л.Толстого и окружённый светильниками, имитирующими зажжённые свечи (памяти защитников Отечества) – на месте существовавшего когда-то здесь живого источника.

Территория же внутреннего двора здания Кадетского корпуса самой историей предначертана для создания площади Воинской славы.
Здесь можно наглядно продемонстрировать преемственность исторического развития, когда на одной и той же территории в течение более 140 лет существовали военные училища (Симбирская военная гимназия, Симбирский кадетский корпус, Симбирская пехотная школа, Ульяновское танковое училище, Ульяновское суворовское училище). Кроме того, по неподтверждённым пока данным (необходимы археологические исследования), в XVII веке на этой территории жили пушкари, входившие в Симбирский гарнизон.

Кроме того, композиционным ядром мемориального комплекса, неразрывно связанным с памятью места, мог бы стать импровизированный плац – символ памяти о тех курсантах, которые с этого плаца уходили на фронт (первой мировой, гражданской, Великой Отечественной и др. войн). Образно плац можно представить в виде приподнятой огромной гранитной поверхности с каменными следами от сотен солдатских сапог под тонким слоем воды (уходящего времени), каскадами стекающей с горизонтальной поверхности, как с пьедестала.
Еще одним важным элементом комплекса может быть «стена памяти» – стена с фамилиями курсантов, выпускников военных училищ, и жителей города – участников войн, начиная с 19 века и до наших дней.

Всё вместе: здание Кадетского корпуса с возможно размещённым в нём музеем Воинской славы, сквер, благоустроенное пешеходное пространство Краснознамённого переулка, скульптурные композиции (например, со знамёнами всех родов войск), часовня, источник, плац, памятная стена и др. могут образовать уникальный ландшафтно-мемориальный комплекс, где действительно будет «Никто не забыт, ничто не забыто».
Такое решение – всего лишь пример, демонстрирующий огромный историко-культурный потенциал для художественного осмысления развития территории вокруг здания Кадетского корпуса и передачи монументальными средствами священной памяти о героических свершениях отцов и дедов следующим поколениям.

День Победы объединяет и сближает всех нас. Поэтому предстоящее 75-летие – отличная возможность без спешки, суеты и поверхностного подхода принять КУЛЬТУРНОЕ архитектурно-градостроительное, художественное решение по увековечиванию памяти о Великой Отечественной войне.

Фото 1
Памятник советским воинам в Австрии (август 1945г.). Архитектурно-скульптурный комплекс с колоннадой несет в себе просветительские, пропагандистские функции – отражение триумфа цивилизации.
Фото 2
Триумфальная колонна на площади «Город воинской славы» в Хабаровске. У триумфальной колонны существует проблема с завершением – что устанавливать наверху (изображение ордена Победы, пятиконечную звезду, скульптуру Георгия Победоносца, Герб современной России) – вопрос неоднозначный и, наверняка, вызовет острую полемику.
Фото 3
Стела в мемориальном комплексе «Журавли» в парке Победы на Соколовой горе г. Саратова (1982г.). От триумфальных арок и колонн мемориалы такого типа отличаются очень сложными и изысканными художественными образами без помпезности и ложно-торжественного вида, созданными поэтическими средствами (метафорами и др.).
Фото 4,5
Стела «Храм памяти» – памятник павшим землякам в селе Мухрани в Грузии (1981г.). Это «Светский храм» (архитектурный монумент, связанный с природой, идея которого получила развитие в эпоху Просвещения), посвященный простым людям, то есть культовая функция и задачи прославления победоносного монарха или полководца в монументах такого типа отступают на задний план перед идеей увековечения памяти воинов – национальных героев, павших в битвах.
Фото 6
Памятник “Прощание славянки” на территории Белорусского вокзала
Фото 7
Скульптурные композиции у здания Министерства обороны на Фрунзенской набережной в Москве