Из рецензии на портале “Горький”: В 1954 году в идиллический на первый взгляд, но депрессивный по существу итальянский городок Кьяромонте прибыл американский политолог Эдвард Бэнфилд. При помощи жены-итальянки он девять месяцев исследовал местных жителей с целью ответить на вопрос, почему в Кьяромонте все так плохо. В итоге возник классический труд, в котором патологическая неспособность кьяромонтанцев к объединению ради общего блага объясняется через ценности: они бедны и несчастны потому, что им присущ «аморальный фамилизм» — стремление во всех обстоятельствах ориентироваться на выгоды себя и своей семьи. Сейчас анализ Бэнфилда, который путал причину (бедность) со следствием (фамилистский этос), морально устарел. Однако описание общества, где никто никому не верит и занят сугубо выживанием, в постсоветских реалиях читается до боли узнаваемо. «В обществе, состоящем из аморальных фамилистов, никто не станет действовать в интересах группы или сообщества, если не видит в этом пользы лично для себя. Другими словами, только надежда на скорую материальную выгоду может заставить члена такого общества заинтересоваться общественными делами. С этим принципом прекрасно согласуется полное отсутствие местных гражданских объединений, организованной благотворительности и лидеров, берущих на себя инициативу в служении общественному благу. Учитель, принадлежащий к одной из самых видных семей города, объясняет: „Я всегда сторонился вопросов общественных и тем более политических. По-моему, политические партии не отличаются одна от другой, а те, кто вступает в партию — не важно, Коммунистическую, Христианско-демократическую или какую-то еще, — думают только о собственном достатке и благополучии. Да и кроме того, вступив в одну из партий, ты обязательно испортишь отношения с людьми, которые состоят в другой”». При чтении проводил параллель с другой относительно недавно прочитанной книгой. Про Россию. Тоже написанную в жанре наблюдения, но формально совсем не соотносящейся с социологией, скорее-с публицистикой. “Обдумывать будущее не хотят: пусть все остается по-старому. Не жизнь, а доживание. По праздникам веселятся, пьют и поют, но если заглянуть им в глаза, то никакого веселья вы там не найдете. Критический аортальный стеноз, надо делать операцию. Или не надо лежать в больнице. — Что же мне — умирать? — Да, получается, что умирать. Нет, умирать не хочет, но и ехать в областной центр, добиваться, суетиться тоже. — Мне уже пятьдесят пять, я уже пожил (пожила). — Чего же вы хотите? — Инвалидности: на группу хочу. В возможность здоровья не верит, пусть будут лекарства бесплатные. — Доктор, я до пенсии хоть доживу? (Не доживают до пенсии неудачники, а дожил — жизнь состоялась.)”. “…власть поделена между деньгами и алкоголем, то есть между двумя воплощениями Ничего, пустоты, смерти”. “Деньги. Главный миф, в реальность которого верят едва ли не все, — о решающей роли денег”. “Идиотизм власти (областной, московской) даже не обсуждается, обсуждаются только способы ее обмана”. “Главный слух: москвичи купили больницу, скоро все станет платным. Какой бы легкой ни была рука, протянутая к людям, им все чудится, что она ищет их карман”. Но и последней цитатой “программное”. Книга тяжелая, автор пишет в нарочито темными мазками (когда говорим, все мы говорим из себя и о себе много больше, чем о самой теме)… И вот такая в итоге прорисовывается “программа борьбы”. Да, наверное, только из этой точки личной позиции и выбора и нужно отталкиваться. И идти дальше. Текст между приведенными цитатами – Дмитрий Ежов. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
а в городе Ульяновске
даже выгода НЕ МОЖЕТ заставить человека интересоваться общественными делами, потому что совсем болото
Узнал
Достаточно точное описание мотивов тех, кто лезет а гордумы, заксобрания и помощники депутатов. Личная выгода и лоббизм. Чего сказать-то хотели, Дмитрий? Закончите мысль.
Ежов
Так я все о том же – о ценностях. А книги (первая и на научном материале) показывают что мы и бедны именно поэтому. Нет общих ценностей, нет общества, так и стагнируем, чего хотели.
Ищем ценности
Правильно сказано, ценности утрачены! В огромной и богатой некогда стране развалено производство и в угоду узкому кругу лиц выкачиваются и разворовываются природные ресурсы. Представители государства не в силах противостоять олигархату, а народ брошен на произвол судьбы. Голодный работающий человек не особо склонен к общественной деятельности-ему надо выжить! Плюсом для существующего строя является то что ещё осталось в головах людских от старого образования – поэтому мы выживаем каждый как может, а не собираемся в общины и тэйпы в которых и выжить легче и воевать за достойную жизны. Просрали мы дедово наследие-это надо признать и просыпаться!!!
хорошая статья, Дмитрий
!
Злюка
“Критический аортальный стеноз, надо делать операцию. Или не надо лежать в больнице. — Что же мне — умирать? — Да, получается, что умирать. Нет, умирать не хочет, но и ехать в областной центр, добиваться, суетиться тоже”.
Вот это – прекрасно. А человеку с критическим аортальным стенозом вообще можно “суетиться”? О клинической картине: “Осложнения и изменения в органах весьма серьезны. К существующим проявлениям добавляется сильная отечность, одышка, головокружение. Ухудшается самочувствие”. Доброму доктору в его неленивую головушку не приходит, что человек не хочет умереть где-нибудь на автовокзале или в приёмной чиновника от медицины, добиваясь операции, а предпочтёт умереть у себя дома? Правильно говорят: “Не берись судить человека, пока не пройдёшь милю в его башмаках”. Так что об активной жизненной позиции пусть он нам расскажет, когда у него у самого будут сильная отёчность, одышка и головокружение.
а
насколько я понял из приведенного куска, дело там не в диагнозе и тяжести состояния, а в принципиальном несогласии пациента на операцию. если бы оно было, доктор мог бы помочь. но человек на самом деле хочет не лечиться, а получать подачку по инвалидности (но и за этой подачкой придется побегать (“посуетиться”) чуть ли не больше, чем для операции).
а “суетиться” да, приходится постоянно, даже чтобы найти квалифицированного врача.
Злюка
Мне так не показалось. “Нет, умирать не хочет, но и ехать в областной центр, добиваться, суетиться тоже”. Вот в чём доктор упрекает фактически умирающего человека, всё остальное – следствие. Заметьте, упрекает даже не его здоровых родственников, которые хотя бы физически могут это сделать.
Увы,
Очередной пук в лужу. Статья смысловой нагрузки не несёт: надерганные цитаты без каких-либо попыток анализа.
неместный
может, всё-таки “… об итальянском…”?
Wladimir Voronin
Капиталистическая монетизация всего – это гарантированная тотальная деградация и гибель человеческой цивилизации в кратчайшие сроки.
?
Коммунистическая социализация всего – это гарантированное тотальное развитие и процветание человеческой цивилизации в кратчайшие сроки?
ульским даже додумывать самим без выгоды лень.что не понятно???-это про вас!!!
вот и весь вывод….
Злюка
А вы каковский будете, такой думающий? Из Маськвы тут нам пишете или из самого Парижу? А зачем, извините, у вас там своих развлекух не хватает что ли?
колет правда глазёнки???
про вас!злые..завистливые,эгоистичные……..не терпят-когда вместе с ними будет богатеть кто то ещё
потому так топят за красных-всеобщуу нищету.
Конвин
Зачем усложнять, когда всё на поверхности.
Тут всё заложено с революционных времен, когда к власти пришли группировки большевиков. Они что-то хорошее сделали для народа?
Сейчас же группировками пронизаны все органы власти, и с этим сложно бороться из-за блата и семейных подрядов. Вот и результат что пилят всё что есть, а потом войну начинают чтобы историю переписать.
Старший возраст
Тут сделать бы так, что бы личный интерес совпадал с общественным.
Понятно, что утомил, но если в селах мы будем создавать дополнительные рабочие места по уходу за животными, то это побудит некоторых людей обрабатывать дополнительные приусадебные участки, а это уже пожарная безопасность в которой заинтересованы все.
Или вот старший возраст. Кто то из известных так сформулировал мысль.
“. Приоритеты с возрастом меняются. И стимулы к труду уже измеряются не рублями и долларами, хотя такое поведение и считается нелогичным, а стремлением сделать что то важное, значимое для более широкого круга людей. Естественно получить от этого удовлетворение, признание и уважение коллег”
Ну это типа поведенческой экономики.
Вспоминается, когда занимались созданием рабочих мест, в качестве работодателя выступал очень успешный предприниматель. Деньги с этих рабочих мест были для него мелочь. Хотя в своём кругу его коллеги считали поведение этого предпринимателя странным. Но он занимался. Или другой предприниматель, который принимал участие в финансировании этих рабочих мест. Он говорил так. Я могу купить любую продукцию на рынке сколько хочу
и когда хочу. Но если кто то захочет работать, я опять дам денег.
И все это доказывает, что поведение определяется не только личным достатком и благополучием.
Рассуждения
Дмитрий, Вам не стыдно? Вы руководите Общественной палатой. И искать выгоду? А если выгода в том, что если ты обогреешь словом хотя бы одного человека, чем сможешь поможешь тому, кто этого не может сделать сам. Жизнь человеческая так коротка, и если он будет искать только одну выгоду, то смысл жизни как таковой останется на уровне базовых потребностей. Да, живём в те времена, как мне сказал сегодня один таксист, мол все плохо, кругом грязь, и мол это и есть лицо дикого капитализма. В последнее время идёт массовое оправдание бездуховности. Но человек слаб и несовершенен. Но хотя бы усилия какие то совершать быть просто Человеком, сохранить эти тонкие грани хотя бы вокруг себя. Ну не нам судить. Если ты не можешь изменить мир, останься самим собой. Более интересно читать философов. Или классику. Ничего не изменилось. А таксисту возразила, что потеря ценностей ведёт всегда к потере идентичности. Но наш народ всегда умел сохранить то, что передавалось веками, и это в наших генах неистребимо. Ценность человека не в статусе, самопрезентации, окружении, социальной среде, а в том, что представляет он собой в самой критической ситуации без всего перечисленного. Так что менталитет нашего народа в его сказаниях, песнях, душе. Не для всех она открыта. Власть, богатство, статус вещи изменчивые, как и смена поколений. Молодое поколение другое, они с большими надеждами на справедливость. И хорошо, что для них есть ценности. А наше, разочаровавшиеся во всем, похоже на Печорина, с призмой бывалого человека смотрящего на происходящее. К нему бежит Максим Максимович, который думает о Печорине как о сыне, с теплом и добром. А тот холодно с ним поздаровался. Вот и в жизни есть поколение холеных Печориных в белых перчатках, забывших добрые старые времена, пресытившихся, опустошенных. А мне ближе и по душе персона простого человека Максим Максимыча. Не ищите в нем того, чего в нем нет, стремления к злату. Это больше похоже на погонщиков. И в Печорине нет поиска злата, в нем поиск того, что им утеряно и навсегда- способности любить. Любить людей – это дар божий. И эти люди как солнце среди тьмы. Сравнительный анализ двух книг интересно, но я бы выбрала другие.
учитель истории
“Ценности”, “скрепы” – словоблудие с утра до вечера чиновников, телевизора, интернета, да, и самих “дорогих россиян”. В “современной” России незачем жить. Кавычки означают, что следовало бы написать в антисовременной России. Политический строй более чем столетней давности (до Манифеста 17 октября 1905 года), территория XVII века – трёхсотлетней давности, попытки насадить религиозную духовность, что не удалось за 1000 лет христианства на Руси, навязанная символика – генетически отягощённые пернатые и “новые” знамёна воинских частей и учреждений, на самом деле очень старые прусские, передранные царями, фанатами немецких фридрихов (да, и сами цари были на 9/10 немцами) у пруссаков. Приглядитесь к знамёнам немецких дивизий, брошенным к подножию Мавзолея (на фотографиях, на кинокадрах) “сходство до степени смешения”.
У поколения революции (Октября), строителей нового общества, победителей в Великой войне – мечта о справедливом мире, равенстве и братстве, которую можно реально воплощать в жизнь. У следующих поколений от 1960-х до 1980-х – Великая легенда, даже Окуджева пел “я всё равно умру на той, на той далёкой на гражданской” (правда, умер в парижской больнице) и Великая страна, которой можно гордиться (при всех недостатках). Что у поколения “перестройки в капитализм” и постсоветских поколений? Может быть, у них был, есть Ленин или, хотя бы, Сталин, люди из когорты большевиков. Замнём вопрос о том, кто у них есть: два “вождя” и три “оппозиционера” на тридцать постсоветских лет. Как и вопрос о том, какая страна им досталась, после наших всенародных предательства, трусости, сервильности и приспособленчества. Чего не коснись, всё имитация – от капитализма и демократии до образования и здравоохранения, до жалких пенсий и хилых зарплат.
Рассуждения, стенания: отчего же наши люди “не шустры”, “не добры” и “не теплы”? Да, не с чего, пока.