В октябре в Ульяновск зашел очередной агрегатор такси “Ситимобил” от mail.ru, но, несмотря на  агрессивную маркетинговую кампанию, welcome-акции и промокоды от блогеров, сложившийся тариф по городу существенно  не изменился. И, несмотря на количество агрегаторов, основным вопросом остается безопасность: за водителями, авто и их состоянием (и состоянием водителей) фактически никто не следит.

Тарифы: чего ждать

Механизмы удержания тарифов у “Яндекс.Такси” (объединившихся в России с Uber) и “Ситимобил” примерно одинаковы, поэтому какой-то революции на рынке услуг от их прихода не случилось, считает автор телеграм-канала BombilaGram,  ульяновский таксист Влад Каталымов. Иной раз “Ситимобил” выдаст меньший тариф, но ключевые факторы – время и маршрут. Цены вроде бы снижают  обе компании, но в повышенный спрос (час пик, непогода) у обоих агрегаторов ценник вырастает кратно, и тут встает один вопрос  – кто дольше сможет компенсировать дешёвые поездки водителям. Руководитель ассоциации операторов такси и диспетчерских служб Михаил Фролов считает, что “Яндекс” ввел цены ниже себестоимости. “Ситимобил” в свою очередь также доплачивает водителям, чтобы те “не умерли с голоду”.

Насколько верны слухи, что к концу года тарифы вернутся к тому уровню, что были до прихода “Ситимобила”?

“Минимальная цена  – у “Ситимобил” и “Яндекс.Такси”, при этом долгие и длинные поездки у них дороже. Дело в структуре тарифа: он состоит из цены подачи, километража и времени в пути. У “Везет” подача дороже, но не учитывается время в пути и практически не меняется цена от спроса. Но “Везёт” скоро станет Яндексом. Как ни странно, за водителей конкуренция идёт даже больше, чем за пассажиров. “Ситимобил”, например, ввёл гарантированный заработок для водителей брендированных автомобилей: если их выручка за смену 10 часов в определённых районах города оказалась меньше 4000 рублей, то им доплачивают до этой суммы. Яндекс ввёл гарантированные минималки в час-пик в районах повышенного спроса, то есть если находящийся в зоне спроса водитель возьмёт заказ за 120 рублей, то Яндекс в виде бонуса добавит ещё 80. Можно заметить, что с приходом “Ситимобил” многие брендированные автомобили Яндекса перекрасились в “Ситимобил”, но сейчас переклеиваются назад. Агрегаторы, конечно, стараются переманивать водителей к себе, так как деньги они получают от водителей, и возможность демпинговать на рынке есть только при наличии большого количества машин. Смысл от низкой цены за поездку, если заказ выполнять некому?”

Сравнение цен на поездку от ул.Камышинская до ЦУМа четырьмя сервисами: Везет Такси/Яндекс/Ситимобил/Uber

“Бардак и беспредел должен закончиться, люди буду гибнуть, как тараканы”

Деньги от агрегаторов водителям формально идут через юрлица ульяновских таксопарков, которых сейчас насчитывается около сотни. Таким образом агрегаторы уходят от уплаты налогов и ответственности за безопасность пассажиров, рассказывает Фролов.

“Агрегаторы нарушают все законы, они стремятся к тому, чтобы избавиться от “прокладки” в виде местных предпринимателей и работать с водителями напрямую. Саму по себе профессию таксиста хотят полностью искоренить. Сам контроль разбросан по разным организациям – налоговой, полиции, ГИБДД, Минтрансу,   а объединяющего звена нет. Минтранс не очень заинтересовано в контроле, у них в приоритете автобусы. У нас действует больше сотни самозанятых таксистов, хотя наша область не входит в перечень регионов, в котором экспериментально применили данный закон. Здесь минус в том, что, во-первых, не обеспечивается безопасность: самозанятый ездит как хочет -пьяный, на сломанной машине. Во-вторых, область теряет налоги. Раньше таксисты были трудоустроены в наших таксопарках, сейчас они уходят от них и становятся самозанятыми и просто платят 4 процента налогов, и то в другую область. Например, Яндекс зарегистрирован в Московской области и налоги от самозанятых уходят туда. В такси не должно быть самозанятых- по ФЗ 69 они должны быть ИП или ООО. Это нарушение закона, и никто не обращает на это внимание”.

Добавим, что проблема, поднятая Фроловым, далеко не преувеличена. В этом году, например, Петербург был буквально потрясен авариями, произошедшими по вине таксистов. Погибли люди. Вот в этом страшном инциденте погиб человек, а таксист даже не имел прав:

Ждать ли забастовок

В начале ноября таксисты бизнес-класса в Казани, которые работают с агрегатором «Яндекс. Такси», вышли на митинг. По словам участников акции, сначала агрегатор ужесточил требования для участников рынка, а затем снизил тариф для работающих в категории «бизнес-класс» — минимальная ставка снижена на 60 рублей.

По данным ИА REGNUM, к акции таксистов присоединятся Москва и область, Ульяновск, Краснодар и Ростов. Однако в местном сообществе про забастовки не слышно, в чатах о них особо не говорят. Влад Каталымов считает, что СМИ сильно раздувают тему, так как предыдущие забастовки были намного массовей и серьёзней.

“Есть ощущение, что кто-то со стороны вбрасывает информацию про таксистов-экстремистов с какой-то целью. В Ульяновске на данный момент из-за конкуренции “Яндекс.Такси” и “Ситимобил” для водителей, наверное, одни из самых тепличных условий за последние годы, поэтому и бастовать сейчас смысла особого нет”, – считает блогер.