Около трех лет назад (как давно!) на странице группы был материал о прилете в Ульяновск в июне 1924 года гидросамолета ОДВФ «Юнкерс» F-13. Даже не статья – заметка, основанная на единственном источнике: очерке Н.А.Бабаева – инструктора ОДВФ СССР, руководителя агитперелета Москва – Н.Новгород – Казань – Ульяновск (Симбирск) – Самара – Саратов – Царицын и обратно, опубликованном в сборнике «Кругосвет» (1925). Позже встречались другие сведения об этом событии: газетные статьи, воспоминания очевидцев. Так постепенно созрело желание вернуться к теме более обстоятельно.
Как известно, первый полет аэроплана над Симбирском состоялся в 1910 году. Бывали такие представления и позже. Но самолет еще долго оставался для городских обывателей чудом, далеким от их повседневной жизни.
В марте 1923 года были созданы две организации с одинаковой аббревиатурой. Первая – Общество добровольного воздушного флота (ОДВФ) «Добролет». Это акционерное общество, созданное для развития воздушного гражданского сообщения, осуществления пассажирских и грузовых перевозок; предшественник «Аэрофлота».
Вторая – Общество друзей воздушного флота (ОДВФ) – общественная организация по содействию развитию воздушного флота. Оно занималось агитацией, сбором средств, просветительской работой, устраивало агитационные перелеты в разные районы страны. Людям показывали самолет, объясняли его устройство, поднимали желающих в воздух. Позже ОДВФ вошло в состав Осоавиахим, предшественник ДОСААФ.
Поначалу в СССР приходилось использовать иностранные самолеты. Таким был и «Юнкерс» F-13 – пассажирский самолет, выпускавшийся в Германии в 1919-1931 гг. Он вмещал двух членов экипажа и четырех пассажиров; имел шасси или поплавки. Эта модель использовалась на первых регулярных линиях (Москва-Казань и др.), в СССР построено 5 таких самолетов под названием ПС-2.
Развивалось отечественное авиастроение, страну постепенно покрывала сеть линий воздушного сообщения. Давала зримые результаты и развернувшаяся агитационная кампания. Иван Дмитриевич Андреев вспоминал:
«На предприятиях, в школах организовывались ячейки Общества. По стране открывались авиационные училища. В школьных кружках ребята занимались моделированием планеров и самолетов. < …> Увлечение моделированием было игрой, но игрой познавательной. На нехитрых самоделках мальчишки познавали азы воздухоплавания. Некоторых ребят это увлечение привело в большую авиацию.
Лозунги и призывы «Молодежь на самолет!», «Молодежь на флот!» были на каждом углу и призывно манили. Наша секция «военморов» при Ульяновском яхт-клубе была своеобразным откликом на эти призывы…»
Но все это было позже, спустя несколько лет. А на первых порах следовало просто научить людей не бояться самолета. Вернемся в 1924 год.
Этот перелет на всем его маршруте подробно описан Н.А.Бабаевым. Утром 28 мая гидросамолет ОДВФ «Юнкерс» F-13 поднялся в воздух. «Москва постепенно скрылась, блестя на солнце своим «маяком» – куполом храма Христа». Под крылом Коломна, Рязань, Муром. Через 4 часа самолет сел в Нижнем Новгороде. На следующий день – Казань. Экскурсии, полеты с пассажирами, митинг. Рано утром 2 июня – вылет в Ульяновск. «…Проясняется. Дождь прекратился. Вдали мост, это Ульяновск – родина Ильича. < …> Ульяновск под нами. Бросаем листовки. Город небольшой, весь утонувший в садах. Идем кругами на спуск, замечаем белый круг на земле. Мачта с флагами, мостки на Волге – место стоянки нашего гидросамолета, приготовленное местным ОДВФ. Подходим к берегу. Опять толпы осаждают самолет…»
«Пролетарский путь», 3 июня 1924 г. (фото 1): «Вчера, в 20 минут десятого утра, в Ульяновск прилетел 4-местный гидроаэроплан системы «Юнкерс», сделавший над городом два круга. < …> Весь путь от Казани до Ульяновска был покрыт в 1 час 45 мин. В Ульяновске «Юнкерс» пробудет около недели. По вечерам с 4-х часов – пассажирские полеты над городом < …>
Прилетевший самолет невелик: при полной нагрузке весит 120 пудов; весь его корпус сделан из дюралюминия. При благоприятной погоде может делать до 180 верст в час.
Прибывшие с гидропланом председатель Ульяновского ОДВФ т. Алексеев и авиатор т. Ротшенко передают, что весь перелет совершился вполне удачно. В Нижнем и Казани совершено много пассажирских полетов»
Самолет опустился на Волгу возле спасательной станции напротив яхт-клуба, в конце Смоленского спуска (фото 2, 3). И там, конечно же, он оказался в центре внимания яхт-клубовских ребят, среди которых – ученик школы им. К.Маркса Иван Андреев:
«Рано утром прибежав на Спасательную станцию, я был поражен. Рядом с нашей станцией, чуть выше ее по течению, причаленный к мосткам стоял сверкающий в солнечных лучах серебристый гидросамолет. < …> Как выяснилось, это был Юнкерс, самолет, совершающий агитационный полет по городам Поволжья.
Одномоторный моноплан, да еще на поплавках. Как он был интересен нам, мальчишкам! Сидя на берегу, мы наблюдали за каждым шагом членов экипажа и всячески старались привлечь к себе внимание. И привлекли. Оказалось, что заправка должна производиться из тех бочек с бензином, что хранились в сарае во дворе яхт-клуба. Мы и были мобилизованы на доставку горючего к самолету < …>
Накачиваешь с помощью ручного насоса полное ведро бензина и осторожно тащишь его под горку, на мостки под крыло самолета. Передаешь механику, который через воронку сливает его в бак самолета. Нас человек пять. По несколько раз сбегаешь за бензином и обратно с полным ведром. Соревнуемся, кто больше принесет. За свой труд ничего, кроме спасибо, не получаем. Но гордость чего-то стоит. И мы в какой-то степени причастны к предстоящим полетам.
А полеты экипажу предстоит делать после обеда, часа в четыре. Стоимость билета – 10 рублей [наверное, все же меньше]. По тем временам очень высокая цена. Сначала народ осторожничает…»
Весь период пребывания самолета в Ульяновске местная газета печатала объявления об экскурсиях для его осмотра и пассажирских полетах (фото 4)
«Пролетарский путь», 8 июня 1924 г. (фото 5): «Уже несколько дней с 4-х часов дня над Ульяновском стелется дюралюминиевый ковер-самолет, гидроплан «Юнкерс» R.Recc [R-RECG – бортовой номер]. Сотни ульяновцев срывались с матушки Волги, проплывали над зеленью островов, взметывались выше горы «Синбирскай» и сверху, с птичьего полета, бросали взгляд на родные холмы родины Ильича.
«Юнкерс» – надежная штука. Кроет расстояние от Москвы до Ташкента, через море синее Хвалынское, через степи зыбучие, песчаные, закаспийские…»
И.Д.Андреев: «В первый полет отправилось неполное количество пассажиров. Самолет выруливает на середину Волги, круто разворачивается и начинает разбег в сторону моста. И вот – чудо, он в воздухе. Проходит над мостом, затем, накренившись, поворачивает вправо и скрывается за косогором. Полет продолжается минут 15. Самолет показывается со стороны Поливны, снижаясь, садится на воду, разворачивается и рулит к мосткам. Мы, мальчишки, тут как тут, надо причальным концом обхватить стойку поплавка и закрепить ее. Довольные пассажиры по мосткам пробираются на берег, где их окружают желающие отправиться в следующий полет. Расспросы, восклицания, и вот во второй полет уже все места в «салоне» заняты.
В первый день самолет совершил пять или шесть взлетов и посадок. В следующие дни полеты начинались в 12 часов, и на берегу стояла очередь желающих прокатиться…»
Иван Павлович Иноземцев, почти ровесник И.Д.Андреева, тоже писал о полетах. Хотя, возможно, речь идет о другом самолете, т.к. в его воспоминаниях названа дата – 1927 год. Подобные перелеты совершались и позже.
«…Для развития авиации, которой у нас тогда почти не было, в Ульяновске организовали лотерею. Она проходила на Новом Венце. На эстраду навезли разного барахла, старинные граммофоны и книги. < …> Играл духовой оркестр. Собралось много народа. У всех было праздничное настроение. На Волге, около старой пристани, летал гидросамолетик и поднимал в воздух желающих на два круга.
Очереди стояли и в кассу, и на посадку. Всем хотелось выиграть автомобиль или старинный граммофон. Но выигрывали все или книжку, или красивый носовой платок. А билет стоил дорого – 25 копеек < …>
Гидросамолетик быстро прекратил полеты: в кабине много наблевали, особенно дети, и нужно было чистить.
Спиртное тогда не продавали, пьяных не было, и праздник прошел очень весело»
Н.А.Бабаев, руководитель перелета: «Летают все: и рабочие, и красноармейцы, и крестьяне, и пионеры. Блестят глазенки у пионера. Он сегодня герой – получил воздушное крещение. Сколько рассказов, вопросов! Как, не страшно? Дух не захватывает?
Вот выходит из самолета старичок-рабочий.
– Как, папаша? – Хорошо. Жалко, мало. Всего 10 минут каких-то.
Около самолета давно стоит и сосредоточенно смотрит мужичок в ярко-красной рубашке, в лаптях, с кнутом в руке. Беру его за руку:
– Товарищ, садись в самолет, покатайся!
Вырывает руку, боится, отнекивается. Кругом смех, да еще мальчишка-пионер пристает:
– Э-э, а еще большой! Я вот и то не боялся.
– Ну ладно, так и быть, полечу.
Садится, привязывается ремнями, а все еще в раздумье, лететь или нет. Но вот, дверца захлопнулась, мотор заработал – летит. Выходит и улыбается во все лицо:
– Эх, хорошо, еще бы тыщу верст отмахал!
– Так чего же ты боялся?
– Да мне дядя Микита наговорил с три короба; подъезжал ён сюда на лошади, еропланет-то и поднимись. Лошадь испугалась, понесла, дядя Микита в портки и… того… На земле испужался, а в воздухе-то и подавно.
Смеются: «Ты теперь расскажи у себя в деревне, как летал».
– Расскажу, да кто мне поверит?
Сейчас же пишем ему удостоверение. Счастливый, окруженный толпой, крестьянин удаляется, рассказывая свои впечатления.
Подходят запыленные ребята с учительницей – пришли в город пешком из села за 70 верст. Окружают, интересуются. < …> Часть ребят летает. Счастливцы сияют. Обещают организовать у себя кружок по изучению воздушного флота. Подходят работницы, тоже издалека, не видавшие не только самолета, даже парохода. Удивлены, как это человек додумался. Объясняю. Говорят, что теперь думают серьезно призаняться, почитать книжек. Одна пожилая работница даже заявила:
– Полетала, теперь и умирать можно…»
Надо думать, появление самолета вызвало в городе немало пересудов. «Пролетарский путь» (5.06.1924) даже опубликовал «авиационный» фельетон из подслушанных разговоров. Один из них:
– Тятя, тятя, ероплан-то падает!
– Это он садится, а не падает.
– Куда?
– На воду.
– На воду?
– Что же, это ему пустяки, ерунда. Он могит не только на воду сесть, но и на море…
И.Д.Андреев: «Неделю продолжались полеты. Всех желающих полетать экипажу самолета не удалось удовлетворить. < …> Мы, мальчишки, всю неделю обслуживали, как могли, полеты. Таскали ведрами горючее, зачаливали самолет при подходе к мосткам, отдавали чалку при вылете. За это нас обещали прокатить, когда будет заканчиваться время работы в Ульяновске. Но, увы, наше желание побывать в воздухе не сбылось. В один прекрасный день, когда мы дружно явились на берег, самолета уже не было»
«Пролетарский путь», 11 июня 1924 г.: «Самолет «Юнкерс» пробыл в Ульяновске ровно неделю. За это время он сделал около ста взлетов и прокатил около 300 пассажиров. Особенно большой наплыв желающих был в первый и последний день. Многие так и не успели получить воздушного крещения. < …> Летчик обещал на обратном пути снова залететь в Ульяновск. Тогда уж неуспевшие полетать смогут наверстать упущенное < …>
Отбыл «Юнкерс» из Ульяновска 9 июня в 4 ½ часа дня. Сделав круг над городом, он направился в Самару»
18 июня газета опубликовала отчет Ульяновского ОДВФ, где приводились точные цифры. С 2 по 8 июня совершено 72 полета обшей продолжительностью 11 часов 32 мин. Расходы (бензин, оборудование стоянки, проживание экипажа и т.д.) составили 795 руб., сбор за билеты принес 1160 руб.
Юнкерс продолжил перелет. Три дня в Самаре; Саратов и, наконец: «Царицын – ныне Сталинград. Полеты, экскурсии и назад. 22 июня вылетаем обратно из Царицына в 3 часа утра. < …> Не залетая в Самару, в тот же день садимся в Ульяновске. Расстояние Царицын-Ульяновск покрыли в 8 час., считая с кругами над городом…»
«Пролетарский путь», 25 июня 1924 г.: «22 июня, около 7 часов вечера, на горизонте снова появилась стальная птица. На верхней и нижней набережных толпились уже ульяновцы. Они знали о прибытии и вышли встретить дорогого гостя. Воздушный гость пробудет несколько дней, и те, кто не успел еще принять воздушное крещение, могут наверстать упущенное»
«Пролетарский путь», 26 июня 1924 г.: «В воскресенье к нам опять прилетели наши старые друзья – воздушные гости. Они находятся на обратном пути в Москву. Хотя по расписанию они и не должны были останавливаться в Ульяновске, но наши друзья решили обязательно остановиться на пару дней и совершить полеты. < …>
Дорога вышла не очень приятная из-за скверной погоды. Сильный ветер, дождь и град величиной с голубиное яйцо. < …> Решили во что бы то ни стало быть в Ульяновске ровно в 7 часов. В 6 часов 25 минут мы уже видели их на горизонте. Нужно отметить, что этот перелет является одним из рекордных. Расстояние между Царицыным и Ульяновском в 1023 версты покрыто за 7 часов с минутами.
Самолет пробудет у нас до пятницы и вылетит дальше на Казань, Нижний до Красной Москвы»
Снова полеты, экскурсии, проводы – и в путь. Как оказалось, прощаться опять было рано. Н.Бабаев: «По пути от Ульяновска в Казань поломался мотор. Спустились в глуши. < …> Едем обратно по воде. В моторе что-то стучит. На месте, в Ульяновске, узнаем причину: два поршня не годятся. Еду в Москву, привожу новые поршни. Ремонт сделан. Опять Казань, Нижний и, наконец, 9 июля Москва.
За наш агитполет более 1000 человек получили «воздушное крещение». Было совершено 252 полета. Перевезено 973 пассажира. Самолет пробыл в воздухе 79 час. 27 мин., и за это время только одна поломка. Все это говорит, что техника подвигается все вперед и вперед»
Самолеты прилетали в Ульяновск и в последующие годы, вызывая не меньший интерес. Так, на картине И.П.Гурьева (фото 7) изображена встреча гидроплана в Ульяновске в 1927 году. На полотне – такой же «Юнкерс» F-13 и встречающая его толпа горожан. Возможно, об этом посещении и писал в воспоминаниях И.П.Иноземцев.
19 октября 1931 г. в Ульяновске была открыта Краевая летная школа Осовиахим. К ее открытию построен аэродром за околицей Конно-Подгородной слободы за Свиягой. Самолет перестал быть диковиной, он прочно входил в число привычных вещей.
Источники:
1. Публикации газеты «Пролетарский путь», июнь 1924 года
2. Н.Бабаев «По Волге на гидросамолете» («Кругосвет», сборник для детей и юношества, ГИЗ, М., Л., 1925)
3. И.Д.Андреев «Первый самолет в моей жизни» (И.Андреев «Записки марксенка», машинопись из фондов краеведческого отдела УОНБ)
4. И.П.Иноземцев «Беспроигрышная лотерея» (И.Иноземцев «Жаль, что время уходит…», сост. В.В.Ястребов, Ульяновск, 2019)
Юнкерс прилетел в Ульяновск.
«Пролетарский путь», 3 июня 1924 года.
Гидросамолет «Юнкерс» F-13 у пристани спасательной станции на Волге в Ульяновске.
Н.Бабаев «По Волге на гидросамолете» (сборник «Кругосвет», ГИЗ, М., Л., 1925)
Спасательная станция в конце Смоленского спуска. Фото И.Д.Андреева, 1920-1930-ые гг.
Краеведческий отдел УОНБ, Ф44
Объявления в газете «Пролетарский путь», июнь 1924 года.
Экипаж самолета «Юнкерс» F-13 R-RECG.
«Пролетарский путь», 8 июня 1924 года.
Гидросамолет «Юнкерс» F-13 R-RECG в конечном пункте агитперелета – Царицыне.
Н.Бабаев «По Волге на гидросамолете» (сборник «Кругосвет», ГИЗ, М., Л., 1925)
И.П.Гурьев. Встреча гидроплана в Ульяновске в 1927 году. 1927.
«Юнкерс» F-13 в СССР. Гидросамолет «Моссовет» ОДВФ «Добролет».
«Юнкерс» F-13 в СССР. Агитационный перелет, Каргополь, 15 сентября 1925 года.
«Юнкерс» F-13 в СССР. Агитсамолет «Все в Авиахим», 1925-1927.
ПенсионеР
Д.Ежову. Вот таких статей по истории можно побольше в выходные дни, новостей мало, время есть, лучше почитать, полезнее, чем зомбирование “ящиком”. Спасибо, познавательно.