В крупных городах России постоянно происходят дискуссии о качестве городской среды. И даже в Ульяновске разрабатываются и реализуются проекты благоустройства парков, скверов, улиц. Но всё это практически не затрагивает самого главного – того, что собственно и формирует городскую среду: архитектуру и градостроительство. Без этих видов творческой деятельности строительство не создает новых культурных смыслов, ограничившись только достижением прагматичных целей. Но одних квадратных метров типового жилья, коммерческой недвижимости и многочисленных киосков недостаточно для формирования городской среды, которая была бы намного живее и интереснее, если бы город был вовлечён в архитектурные и градостроительные процессы, происходящие, увы, за его пределами.

В ожидании нового

Последний раз масштабные изменения в городе Ульяновске произошли в 1970 году, когда были построены Ленинский мемориал, гостиница Венец, пединститут и др. и создан модернистский градостроительный ансамбль. С тех пор никаких значительных событий в архитектуре и градостроительстве в центре города не было, по крайней мере, ничего такого, что могло бы вызвать интерес в профессиональной среде хотя бы на российском уровне, не говоря уже про международный. Появляются культовые здания, но нет новых крупных музеев, театров, выставочных залов и т.п. Нет и градостроительных решений уровня 70-х годов.
В то же время в мире архитектуры за эти полвека происходили интересные процессы. Появлялись и исчезали новые стили, сменялись градостроительные концепции, менялось отношение к исторической среде. Все эти изменения оставляли материальный след в виде зданий, градостроительных комплексов, общественных пространств, которые создавали определённый культурный слой, соответствующий своему времени. Постепенное наложение и переплетение разновременных культурных слоёв обогащало городскую среду. Это очень интересный процесс, но почему-то он обходит Ульяновск стороной. Возьмём, к примеру, ситуацию с территорией Ульяновского суворовского училища.

Созидать не разрушая

Самые интересные городские пространства получаются на стыке старого, имеющего историческую и культурную ценность, и нового. Территория двора Кадетского корпуса – идеальное место для подобного рода архитектурных и градостроительных преобразований. Здание в плане имеет п-образную форму, которая образует огромный внутренний двор. Значительный перепад рельефа позволяет использовать подземное пространства этого двора. Детально проработанные в своё время исторические фасады из красного кирпича задают высокую планку требований для архитектуры, которая может находиться в непосредственной близости от здания Кадетского корпуса, построенного в 1877 г.
К сожалению, в проекте Минобороны по развитию территории Ульяновского суворовского училища рядом со зданием Кадетского корпуса (объекта культурного наследия) предусмотрено строительство спального корпуса, по сути казармы, архитектура которого никак не соответствует значимости места. Думаю, это единственная в городе территория с таким историко-культурным потенциалом, который позволяет создать здесь уникальный градостроительный комплекс высочайшего уровня. Один из лучших вариантов такого комплекса – музейный квартал с военно-историческим музеем, в котором могла бы быть отражена не только общая информация о военных событиях страны, но и истории всех существовавших в городе военных училищ, а также личные истории людей, связавших свою судьбу с военной профессией.

Новое в архитектуре музеев

Уже несколько лет наблюдается новый вектор развития крупных современных музейных комплексов на основе использования подземного пространства. В Европе появился целый ряд “невидимых” музеев, которые спрятаны под землёй. То есть, в музейной архитектуре наметилась тенденция к более спокойным пространствам, которые не шокируют зрителя своими экстравагантными формами, а создают условия для более тонких эмоциональных переживаний и не отвлекают от самой музейной экспозиции. Такая тенденция особенно уместна для музеев с военной тематикой, где требуются деликатные решения.

Примеры современных музейных комплексов

В качестве примеров можно привести: Музей Штедель во Франкфурте-на-Майне, музей Африки в Тервюрене, музей в Берлине, музей Лувр в Париже и многие другие.
Что необычного в этих примерах?
Бережное отношение к истории. Активное использование подземного пространства. Создание очень крупных общественных помещений (фойе, вестибюлей, выставочных залов). Создание нового уровня комфорта для посетителей (кафе, туалеты, гардеробы и др.). Применение новейших инженерных решений по освещению, вентиляции и др. Создание на эксплуатируемых кровлях открытых для горожан общественных пространств (площади, скверы, мемориалы, дворики, сады и др.)
Почему такие решения вызывают интерес?
Сочетание старого и ультрасовременного создаёт ощущение города, который активно развивается. В таком городе видно, что он не остался там, в прошлом – забытый, заброшенный, покрытый паутиной и плесенью; что в нём кипит жизнь, есть внутренняя энергия. Старый, “законсервированный” в своём развитии, город может быть уютным и приятным, но без генерирования новых форм и культурных смыслов он теряет своих самых активных жителей, становится скучным и неинтересным. В то же время город, в котором много строительства, но нет красивой архитектуры и грамотных градостроительных решений, становится визуально агрессивным и также не выдерживает глобальной конкуренции.
Очень важно создать ощущение непрерывности культурного процесса, найти деликатные соотношения между архитектурой разных эпох и тем самым подчеркнуть подлинную ценность объектов культурного наследия.

Фото (В.Ильин)
Внутренний двор здания Кадетского корпуса, Ульяновск

Фото
Музей Штедель, Франкфурт-на Майне, ФРГ





Фото
Музей Африки, Тервюрен, Бельгия




Фото
Музей Виктории и Альберта, Лондон, Великобритания





Фото
Музей Лувр, Париж, Франция



Фото
Галерея Джеймса Саймона, Берлин, ФРГ