В январе 2020 года вступит в силу принятый закон «О статусе педагога». Напомним, вопрос о повышении статуса педагогического работника является ключевым при реализации национального проекта «Образование». В этом документе максимально полно прописаны принципы и нормы профессиональной этики педагогических работников. Кроме того, в региональном законе отражены права педагогических работников, условия обеспечения профессиональной деятельности, аттестации учителей, повышения квалификации, виды поощрения и меры социальной поддержки. Одной из составляющих закона является поддержка наставничества. В региональном проекте «Учитель будущего» предусмотрен целый ряд мероприятий по направлению развития наставничества. Определен конкретный показатель: 70% педагогов в возрасте до 35 лет должны быть обеспечены различным формами поддержки и сопровождения в первые три года. Мы пообщались директором центра образовательной и проектно-исследовательской деятельности института развития образования, заслуженным учителем РФ, руководителем школы наставников Тамарой Ашлаповой о том, как развивается это направление сегодня в области.

Наставничество гарантирует успех?
Правильно сказать, что наставник оказывает помощь в его достижении. Он может помочь сформулировать трудности, указать на ошибки и сильные стороны и предложить варианты решения затруднений, потому что он рядом и видит, как человек работает. И в силу своего опыта поможет выбрать результативное направление профессионального и личностного роста. Важно понимать, что наставник – это навигатор на пути к успеху. А наставляемый, в первую очередь, должен сам понимать, что является конечной целью этого пути.

Есть ли какие-то правила выбора наставника?
Безусловно. У наставника должны быть конкретные результаты в собственной деятельности. Это практик, который много знает, умеет и просто объясняет сложные вещи. Владеет технологиями передачи своих навыков. Наставник – это разносторонний человек. Не случайно институтом развития образования при создании электронного ресурса, в котором содержится информация о наставниках в образовании («Наставник в образовании-73»), предусмотрено наличие информации об увлечениях наставников. И еще одно правило. Когда-то прочитала хорошее высказывание: «Выбирая учителя, слушайте, как он говорит о своих учителях». Думаю, что оно полностью относится и к наставникам.

Наставник должен сам учиться?

Наставник не должен останавливаться в своем развитии и росте. И наставляемые должны это видеть, возможно, даже быть сопричастными к таким событиям в профессиональной деятельности наставника. Например, совместное участие в конференции, конкурсе и др. В институте развития образования организована работа Школы наставников. В программе работы Школы предусмотрены тренинги, дискуссии, практикумы, раскрывающие особенности использования технологий наставничества. Кстати, школа организована по просьбе педагогов-наставников. В 2019 году в школе занималось 38 наставников на постоянной основе. В 2020 году планируется реализация программы повышения квалификации наставников.

Риски наставничества. Они есть?
Как и в любой деятельности, в наставничестве есть определенные риски. Например: не совпадение мотивов наставника и наставляемого. Наставник есть, а «наставляемый» еще не определился: нужен ли ему наставник? На Востоке говорят: “Если есть ученик, учитель найдется”. Действительно, в этой ситуации мы должны понимать, что если педагог не хочет учиться, то никакой наставник не сможет его обучить. Поэтому мотивы должны совпадать: кто хочет учиться, тот найдет себе наставника.
В 2018 году состоялся первый форум наставников системы образования, в рамках которого обсуждались проблемы в организации наставничества. Тогда участники форума в анкетах указали на не сформированность механизмов материального стимулирования деятельности наставников и их общественного признания. А сейчас у нас есть закон о статусе педагога! В данном законе педагоги-наставники определены как особая категория творчески работающих педагогов, которая способна оказывать содействие в успешном освоении профессиональными знаниями, умениями и навыками в их профессиональном становлении (Ключевое слово-содействие!). И этот статус, что очень важно, подкреплен существенной материальной поддержкой.

В 2018 году в регионе стартовала акция «Час с наставником». Кто в ней участвует и какова ее цель?

Цель акции – подчеркнуть особую роль в движении наставников педагогов «высшей пробы» – Заслуженных учителей Российской Федерации, работающих в образовательных организациях региона. В этом году 75 Заслуженных учителей и два Народных учителя – Ю.И.Латышев и П.П.Головин в один день, вторым уроком по расписанию провели открытые образовательные мероприятия для молодых педагогов. Своеобразная концентрация профессионализма и мастерства на территории региона.
Впереди серьезная работа по реализации регионального проекта «Учитель будущего». Его успешную реализацию мы связываем с появлением в регионе высокопрофессионального сообщества педагогов-наставников.