Как ни трудно приходилось жителям голодного и замерзающего Симбирска, но произошедшее в начале зимы 1921 года событие взбудоражило весь город. Газета «Заря» 8 декабря писала:

ПОЖАР КИНОТЕАТРА «АМПИР»
2 декабря в 6 часов вечера в кинотеатре «Ампир» произошел небольшой пожар; немедленно явилось центральное пожарное депо, и пожар был прекращен. В это время в портняжной мастерской на Молочном переулке тоже вспыхнул пожар, и центральная часть, находя, что «Ампир» вне опасности, отправилась туда.
Через три часа в «Ампире» снова вспыхнул пожар, но уже в гораздо большем масштабе и по другой причине. Из излишней экономии, а отчасти по техническим трудностям, при установке железных печей трубы выводились не в дымоходы, которых не было, т.к. раньше «Ампир» отапливался паром, а в вентиляторы. … Загорелся весь потолок между первым и вторым этажами и большая часть деревянной переборки. Немедленно на место были вызваны все свободные силы (4 части и центральное депо). Удалось спасти только нижний этаж, два верхних испорчены почти непоправимо. Только усилиями пожарных удалось спасти остальную часть здания от полного уничтожения.
***

Тогда действительно казалось, что насчитывающая менее 8 лет история лучшего кинотеатра и одного из красивейших зданий города завершилась…

«Ампир» немного опоздал к началу кинематографического бума, охватившего мир и докатившегося до провинциального Симбирска. В мае 1898 г. заезжий киномеханик удивлял народ в театре Д.С.Булычевой – это был первый киносеанс в городе. Вскоре синематограф стал частым зрелищем в театре и на ярмарках, а еще через несколько лет один за другим начали открываться «электротеатры». 1907 – «Патэ», 1908 – «Модерн» (он же «Идеал» и «Зеркало жизни»), 1910 – «Аполло» в фойе городского театра, 1911 – «Калейдоскоп» при Троицкой гостинице и «Экспресс»; работал летний кинотеатр во Владимирском саду.

Уже тогда существовала проблема качества репертуара. Да, экранизировалась классика, прекрасные фильмы снимала студия А.Ханжонкова, демонстрировались научно-популярные ленты. Но основную часть составляли картины с красноречивыми названиями «Иго любви», «Аромат греха», «Невольник разгула» и т.д. Газета «Симбирянин» писала в декабре 1912 г., накануне открытия «Ампира»:
«Чуть ли не с каждым днем увеличивается число кинематографов, и чем дальше, тем беззастенчивее становятся в погоне за сенсацией их владельцы. Они заполняют программы своих театров картинами сплошь и рядом антирелигиозными, антиморальными, откровенно порнографическими, действующими на самые низменные инстинкты толпы…
– Нашим законодательством не предусмотрен порядок надзора за кинематографами и преследования владельцев их за постановку картин, носящих предосудительный характер, – сказал нашему сотруднику один из видных членов цензурного комитета. – Необходим, поэтому, особый закон…»
Законов с тех пор принято немало, а проблема не исчезла, распространившись из кинематографа в другие сферы медиа-пространства. Но вернемся к «Ампиру».

Николай Семенович Зеленков затратил немало сил и средств, чтобы его заведение было вне конкуренции. «Первоклассный художественный электротеатр «Ампир» стал не просто лучшим в Симбирске, но первым, для которого было построено специальное здание. В какой-то мере это можно сказать и об «Экспрессе» (с 1936 г. «Пионер») А.А.Крупеникова, но там под кинотеатр перестраивались уже существующие дома, а здание «Ампира» построено с нуля. И какое здание!

В 1911 году купец Н.С.Зеленков купил свободную от застройки часть усадьбы В.И.Дорофеева на Большой Саратовской улице. Проект 3-этажного доходного дома он заказал гражданскому инженеру Федору Осиповичу Ливчаку, признанному мастеру модерна. Строительство началось весной 1912 г., и уже к зиме было в основном завершено. Отделка фасадов производилась позже, в 1915-1916 гг. Здание было передовым для своего времени. Применялись железобетонные перекрытия; в подвале разместилась котельная парового отопления, в пристройке – собственная электростанция.

«Со стороны главного фасада на втором этаже размещено фойе, из которого имеется несколько входов в зрительный зал и на уличный балкон с металлическим ограждением…
Вход на балкон зрительного зала осуществляется из двери галереи третьего этажа, сквозь 8-гранное отверстие в которой, огражденное ажурными ножками балясин, свободно просматривается живописное панно на потолке. Содержание его взято из древнегреческой мифологии… Обнаженный юноша на крылатом коне Пегасе держит в протянутой руке венок, приветствуя новую музу…
На центральном и самом видном месте главного фасада помещено яркое мозаичное панно из цветных керамических плиток с изображением видов природы. Сквозь могучие стволы деревьев открывается вид на светлые дали лугов, перелески, реки. … Все это создавало художественный образ стены-экрана с приподнятым занавесом, отвечающим назначению здания…
В целом для здания характерно преобладание элементов модерна при несомненном влиянии неоклассических традиций, как, например, применение пилястр, традиционное деление фасада боковыми и центральным выступами-ризалитами…» (Б.В.Аржанцев)

Кинотеатр занял два верхних этажа, а на первом размещались торговые заведения. Уже в декабре 1912 г. здесь открылись галантерейный магазин З.Ф.Галиева и фруктовый братьев Аведовых. Но и спустя месяц в газетах печатались объявления: «В центре Гончаровской улицы сдается магазин под торговлю мануфактурным, аптекарским товарами, писчебумажную, табачную, чайную. О цене и условиях обращаться в магазин Н.С.Зеленкова». В советское время здесь много лет был прекрасный книжный магазин. В детстве, не зная смысла этого слова, мы называли его «Когиз». Оказывается, это существовавшее в 30-х годах «Книготорговое объединение государственных издательств». Уже давно не было «Когиза», а горожане привычно именовали магазин этим загадочным словом.

Первые сеансы в «Ампире» состоялись в январе 1913 года. По некоторым свидетельствам, на открытии был показан фильм «Анна Каренина». Вероятно, это французская экранизация 1911 года; русский фильм по роману Толстого снят в 1914-м. К подбору репертуара в «Ампире» подходили тщательно – репутация обязывала. Реклама кинотеатра гласила: «Программа картин демонстрируется из самых последних новинок кинематографического искусства». В 1913 г. «Ампир» посетило 66 тысяч чел., а все население Симбирска составляло около 45.000.

После революции здание было национализировано, но кинотеатр продолжал работать. А вскоре случился пожар. Огонь уничтожил зрительный зал и оба фойе, сгорели все деревянные конструкции, погибли росписи и барельефы.
Конечно, в условиях того времени восстановление здания было непростым делом. Очень кстати пришлось указание Ленина, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино». В декабре 1922 г. издан декрет СНК о Госкино. Возрождалось кинопроизводство, открывались закрытые в революционной горячке кинотеатры. В 1922 г. организована Симбирская секция Самарского кинопроката; из центра шли директивы шире внедрять кино в массы. Местная власть не упустила благоприятный момент и сумела добиться финансовой помощи.

Восстановлением здания руководил Ф.Е.Вольсов, и это очень символично. Феофан Евтихиевич – близкий друг Ф.О.Ливчака, в 1910 г. сменивший его на посту городского архитектора. Ряд прекрасных зданий в Симбирске возведен в соавторстве двух зодчих. Возможно, Вольсов принимал участие и в строительстве доходного дома Зеленкова с «Ампиром». И вот теперь ему довелось заниматься возрождением творения Ливчака.
К сожалению, сведений о ходе восстановительных работ крайне мало. За себя говорит сам результат – здание обрело практически прежний вид. Вновь украсили фасад панно, мозаика и лепнина; радовали глаз внутренние интерьеры, зрителей встречали роскошь фойе и уютный зал на 388 мест.

К работе по оформлению кинотеатра был привлечен Дмитрий Иванович Архангельский. В автобиографии он писал: «На стене [фойе] кинотеатра «Ампир» в 1927 г. я написал огромную картину «Вид Ульяновска с острова» (фото 3). Дочь художника Г.Д.Невзорова вспоминала: «Дмитрию Ивановичу предложили расписать фойе кинотеатра панорамой, где была бы Симбирская гора, волжский простор, идущий пароход, чайки и небо голубое с облаками. Он был воодушевлен этой работой. … Панорама была исполнена клеевыми красками, а они очень недолговечны. Панорама поэтому просуществовала недолго»

Интересно, что Архангельскому помогал Александр Иванович Маркелычев, впоследствии знаменитый ульяновский фотограф. Он рассказывал: «Тогда у кинотеатра «Ампир» верхний этаж сгорел. Его восстановили и пригласили Архангельского расписать вестибюль. Он на одной стене нарисовал вид на город с острова Середыш. Я туда как-то попал посмотреть. Он увидел, что я хожу, подозвал: «На тебе карандаш. Видишь, внизу, на берегу Волги, сараи. Сделай дощечки на их крыше»…

В 1930-х гг. вместо этого панно появилась фреска художника К.Цыгвинцева. Н.Ф.Митрофанов писал о ней: «Архитектуре кинотеатра, может быть, фреска гармонировала, но внутреннему духу ульяновцев она была чужда… Колонны, увитые розами, что-то от греческого…»

Открытие восстановленного кинотеатра, получившего имя «Художественный», состоялось в марте 1928 года. «Пролетарский путь» сообщал: «Сегодня, 18 марта, в 7 часов вечера имеет быть открытие ХУДОЖЕСТВЕННОГО КИНО (бывший «Ампир»), на каковое приглашаются все члены и кандидаты Горсовета… Вход в зал по билетам, выдаваемым в кассе кино по предъявлении мандатов». Открытие, так сказать, для избранных.

А через два дня, 20 марта, был первый сеанс для публики. Показывали фильм «Парижанка» (фото 4). Не все прошло гладко. «Пролетарский путь» писал:
«Первые 4 дня работы «Художественного кинотеатра» дали в среднем около 55% от полного сбора. … Следующие дни проходили хуже. Причин неуспеха несколько.
Неудачен выбор картины – «Парижанка», не пользовавшейся успехом среди Ульяновской публики. Слабо продумано устройство экрана, покрытого шероховатостями и дающего блики. Администрация кино заказывает в Москве материал для нового экрана. Не установлены в зале обещанные кресла, которые должны быть получены к концу марта. Дороги места на балконе, занимающем почти третью часть кинотеатра (107 мест). Цены (75 коп.) необходимо снизить…»

Вскоре недоделки были устранены. «Художественный» снова стал лучшим кинотеатром города. Здесь демонстрировались все новинки проката. Полные залы собирали «Чапаев», «Волга-Волга», «Александр Невский»… 1 мая 1933 г. впервые в Ульяновске показано звуковое кино – фильм «Встречный». Немое кино сопровождалось музыкой. В афише указывалось: «Картину иллюстрирует трио в составе…». В марте 1930 г. «Пролетарский путь» писал о «Художественном»: «В фойе вывешивается подробный конспект музыкальной иллюстрации. Это усиливает ответственность иллюстраторов за качество музыки и повышает музыкальную культурность зрителя». На эстраде в фойе перед началом сеанса тоже выступали музыканты. В 1930-х гг. в «Художественном» играл знаменитый джаз-оркестр под управлением Д.М.Капустина.

В 1960-х гг. во время ремонта часть декора была утрачена. А.В.Ястребов писал в конце 60-х: «Над дверями были устроены барельефы в фойе. Ранее они были золочёные. Это было очень эффектно. В последнее время, когда всё здание белили, их тоже почему-то замазали мелом, и от этого они утратили свою эффектность».

Зато в 1980 году капитальный ремонт и реставрацию провели образцово. «Бережно очищенные от многолетних покрасок стены и потолки открыли взору красоту, которая поразила тех, кто принимал в этом участие. И тогда решением горисполкома были внесены изменения в первоначальный замысел: не ремонтировать, а реставрировать, сохранить для города этот памятник архитектуры…
Проект реконструкции интерьеров выполнил архитектор Л.Нецветаев, не отступив от стиля сооружения [фото 7]… Все, начиная от витражей и большого рельефа «Орфей», установленного в нижнем фойе и созданного скульптором Р.Айрапетяном, до светильников и дверных ручек продиктовано самим духом интерьера. … Новая цветовая гамма фасада – заслуга архитекторов В.Марьясова и Т.Клинк…» (Н.Автамонова, «Ульяновская правда», 23.01.1981).
Л.А.Воронов отреставрировал потолочную роспись. Специально для «Художественного» местные живописцы написали четыре картины с видами Симбирска. Среди них и кинотеатр «Ампир» художника Е.Н.Родина. Для зрителей работал читальный зал, украшенный акварелями Ю.И.Куликова.

В 90-ые «Художественный», как все учреждения культуры, выживал за счет сдачи помещений в аренду. Директор Т.С.Семенова заняла принципиальную позицию: никаких магазинов в кинотеатре. Помещения сдали клубу «Иванофф»: «Меня радует, что клуб ориентирован на работу с молодежью, в нем почти не встретишь толстосумов с рогатыми пальцами». Татьяна Сергеевна сама приобретала на кинорынке кассовые фильмы, например, «Титаник». Кинотеатр не только выжил, но стал рентабельным.

В конце 90-х было решено поднять «Художественный» на современный уровень, сохранив его старинную красоту. Кинотеатр денег не имел, на помощь государства рассчитывать не приходилось. Помогли арендаторы – ООО «Иванофф и Ко». Был проведен капитальный ремонт. Наряду с реставрацией обновлены в синих тонах интерьеры. Кафе в фойе. В разделенном на зоны зале – новые удобные кресла. Установлено звуковое оборудование «Dolby Digital». Конечно, и билеты стали значительно дороже.

В современных реалиях кинотеатр не выстоял. КВЦ «Художественный» ликвидируется. Может быть, действительно, время кино на большом экране прошло. Однако «Художественный» – не только кино, но памятник архитектуры и истории. В последние годы здание разрушалось, став аварийным. Передать его Молодежному театру – не самый плохой вариант. Но будет ли что передавать?

В тяжелые 1920-ые годы местная власть, проявив волю и упорство, смогла найти средства на восстановление сгоревшего кинотеатра, привлечь к работе лучших специалистов. В это относительно благополучное время мы рискуем потерять его без всяких стихийных бедствий. И дело не в отсутствии средств, тем более что сейчас, на первом этапе, речь идет о копеечной для областного бюджета сумме, необходимой для включения отопления. В недалеком будущем эта проволочка может обернуться многомиллионными затратами, а в худшем случае – утратой здания.
Думается, что разговоры о «неопределенности статуса», мешающей принять решение, – не более чем отговорка, оправдание бездействия. Если бы у областных чиновников от культуры болела душа за сохранение нашего культурного наследия – нашлись бы и способ, и деньги. Но… Душу и волю заслонила мертвая буква бюрократической процедуры.

Беспокоит и другое. Даже при благоприятном исходе: сумеет ли Молодежный театр сберечь уникальные интерьеры? Уже сейчас с юношеским максимализмом звучат суждения об их «несоответствии» новому назначению здания. Мол, все это уже не подлинники, так чего церемониться? Хотелось бы напомнить, что статус объекта культурного наследия никто не отменял.

P.S. Хотелось увидеть своими глазами. Но все попытки попасть в «Художку» не увенчались успехом. Двери на замке, признаки жизни отсутствуют, на звонки и стук – никакого ответа…


Макет доходного дома Н.С.Зеленкова с электротеатром «Ампир».
ГИММЗ «Родина В.И.Ленина»


Гончаровская улица и кинотеатр «Ампир», 1913-1915.


Фойе кинотеатра «Художественный» с панно Д.И.Архангельского «Вид на Ульяновск с острова Середыш». Фото Д.И.Архангельского, 1928 год.
Архив Д.И.Архангельского, Ленинский мемориал («Живу и дышу родным городом», сост. В.М.Костягина, Ульяновск, 2009)


Объявление о первом сеансе в кинотеатре «Художественный», восстановленном после пожара 1921 года.
«Пролетарский путь», 20 марта 1928 года.


Кинотеатр «Художественный», 1930-ые годы.
Из коллекции С.Л.Сытина


Улица Гончарова. Кинотеатр «Художественный» и бывшее здание почтовой конторы. 1958 год.
ГАНИ УО


Кинотеатр «Художественный».
«Ульяновск – родина Ленина. Памятные места» (П.С.Бейсов, М.Х.Валкин и др.), Саратов, 1967.


Л.Н.Нецветаев. Проект реконструкции интерьеров кинотеатра «Художественный». 1979 год.
ГИММЗ «Родина В.И.Ленина»
«…Была произведена реставрация всего здания кинотеатра. Местный архитектор Л.Нецветаев, выполнявший проект, сделал все, чтобы сохранить первозданную декоративность фасада и внутренних интерьеров…».
Б.В.Аржанцев


Верхнее фойе здания кинотеатра «Художественный». Современный вид.
ulpressa.ru


Верхнее фойе здания кинотеатра «Художественный». Современный вид.
ulpressa.ru