В Ульяновской области создана система по привлечению для съемок в регионе кино и сериалов, которая показала свою эффективность: мы не раз могли наблюдать процесс съемок и знакомые декорации в новых сериалах. Однако в модели предложены корректировки, которые способны свести  работу на нет. Дело в том, что советник губернатора по развитию креативных индустрий Анна Крутова предложила изменить условия получения рибейта продюсерскими киногруппами. Сейчас за съемки кино в Ульяновской области кинокомиссия возвращает производителям картин до 30 процентов от потраченных вложений. Теперь же Крутова предлагает определять размер рибейта по балльной системе. Из других инициатив – перенос даты на подачу заявок и выделение до 10 млн рублей на мастер-классы московских кинематографистов. Мнения членов кинокомиссии разделились. Если прежние условия были практически эксклюзивны, новые ставят город примерно в одинаковое положение с несколькими другими регионами.

Напомним, в конце 2016 года Ульяновская область вошла в пилотный проект «Кино России». Соответствующее соглашение было подписано между Агентством стратегических инициатив (АСИ), Ассоциацией продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) и губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым. Под реализацию проекта в области создали кинокомиссию, которая занимается привлечением кинопроизводителей к съёмкам на территории региона. Проектным офисом кинокомиссии является Фонд «Ульяновск – культурная столица». Субсидии из областного бюджета (до 30 процентов потраченных на съемки средств) получали за картины «Одна ложь на двоих» для канала ТВЦ, сериала «Морские дьяволы» для НТВ; ООО «Студия Телемастер», «ХитФильмПродакшн» и ООО «Студия ПРО100 Фильм», которые осуществляли съёмки телевизионных художественных фильмов «Двойная ложь», «Реставратор» и «Выстрел в спину» с августа по ноябрь 2018 года. В 2019 году снимали телесериал “Пять минут тишины” (ГК “Приор продакшн”).

Сейчас количество экспертов в кинокомиссии превышает более 20 человек. Именно она принимает решение о допуске приезжающих продюссерских киногрупп к рибейтам. В положении о кинокомиссии четко прописаны критерии выплаты рибейта. В Ульяновской области он практически самый большой – до 30%. Сейчас советник губернатора Крутова Анна вышла с инициативой изменить порядок и условия получения выплат, суть которой сводится к введению балльной системы: чем больше баллов- тем выше процент возврата. Минимальный порог предлагается установить в размере 7-10%, максимальный остается прежним. Предложения Крутовой члены кинокомиссии оценили неоднозначно.

Продюсер, один из инициаторов и разработчиков положения о кинокомиссии Алексанр КРУТОВ:

– Инициативы Анны Крутовой имеют немало рациональных зёрен, как, например, увеличение числа субподрядчиков малого и среднего бизнеса для обслуживания приезжающих киноэкспедиций. Или выделение отдельных средств в рамках кинообразования, хотя это не деятельность кинокомиссии, а, наверное, скорее Минкульта области. Однако установка балльной системы может поставить крест на перспективах работы компаний, желающих тратить здесь немалые бюджеты на съемку своих кинопроектов. Как количество инвестируемых денег в Ульяновскую область коррелируется с количеством привлекаемых специалистов из региона? Если в область  захочет зайти проект с бюджетом в 100 млн рублей, но со своими специалистами, то они рискуют набрать меньше баллов и, соответственно, получат меньше рибейта из бюджета. Вряд ли им это будет интересно, так как экономию в 5-7% компании смогут осуществить и в Москве.

Второе- предлагаемая балльная система сильно забюрократизирует весь процесс, а стратегическая задача губернатора все эти годы была, наоборот, в простых понятных путях инвестиций в регион.

Мы только-только начали привлекать большие кинопроекты в область. При изменении условий кинокомпании уйдут в другие регионы, где условия проще и выгоднее.

 

 

Режиссер, педагог и продюсер Борис КУЛОМЗИН:

– В инициативах Крутовой есть рациональная часть предложений, и есть не совсем резонных, на мой взгляд. Первый момент: Крутова предлагает изменить дату подачи заявок компаний-производителей на возвращение средств. Связано с тем, что розыгрыш от “Фонда кино” и Минкульта подпадает на весну и осень. С этой инициативой соглашусь: продюсеры поймут, что они прошли конкурс, получат деньги и тогда можно планировать съемочный процесс. Сейчас пока получается так: снимать планируется на территории Ульяновской области, но непонятно, дадут ли на этот проект деньги или нет. Так что предложение сместить сроки подачи заявлений логично.

Вторая причина, на мой взгляд не совсем резонная, – введение балльной системы. Во-первых, если ознакомиться с перечнем документов, которые подает кинопроизводитель, то там увидите  громадное количество критериев. Тот, кто хотя бы участвовал в грантовых конкурсах, поймет, что это. Здесь все сложнее и объемнее – это дополнительный громадный труд, чтобы хотя бы быть допущенными к конкурсу. А тут еще предлагается дополнительная балльная система. Это может отпугнуть кинопроизводителей: слишком много бюрократии, документов, оценок.  Бизнес приезжает в регион не творить, а зарабатывать деньги, поэтому должен трезво оценивать вложения. Введение балльной системы гораздо усложнит работу и кинокомиссии, и кинопроизводителей.

Третий момент – кинообразование. Крутова предлагает выделить дополнительные средств “Кинофонду”, чтобы ввести образовательные мероприятия. Предполагаю, что для будущей кинолаборатори хотят приглашать специалистов из столицы с мастер-классами. Но я бы этот пункт перевел бы в другую плоскость – выделение средств на целевое обучение конкретных людей. Профильных факультетов в местных вузах нет, поэтому целесообразно было бы оплачивать начинающим кинематографистам обучение в других регионах, но чтобы после окончания они минимум два года отработали в Ульяновской области. Таким образом у нас бы сформировалось профессиональное киносообщество. У меня в этом году, например, двое учеников поступили в Казан на операторское мастерство. Мастер-классы – это когда человек берет, но в целом образование не получает.  Другое дело интенсивы, например.

Летом на встрече с министром культуры нам пообещали, что в 2020 году выделят гранты на съемки местных фильмов местными производителями. Пока  положения о конкурсе от Минкульта нет.

И.о. директора «УльяновскКинофонда» Сергей БРАТИЩЕВ: 

– Все инициативы Крутовой направлены на улучшение инвестиционного климата. У нее есть рациональные предложения и те, которые должны обсуждаться. Думаю по введению балльной системы возникнет дискуссия. Мы обратились к членам кинокомиссии, чтобы те дали экспертное заключение, и мнения разделились.

Из рациональных предложений, на мой взгляд, – срок переноса приема заявлений.