«Янтарный дом», «МонолитСервис», «Симбирскремдизель» —  это компании, связи между которыми прослеживаются достаточно легко, если этим целенаправленно заняться. Андрей Глухов и Атар Умаев как-то приезжали ко мне, чтобы «решить вопрос», я на тот момент представлял интересы их оппонентов. Дело против них я выиграл и перестал следить за ними. Но какое было мое удивление, когда несколько дней назад  высокопоставленный сотрудник правоохранительных органов рассказал мне о том, что ряд проблемных строек в Ульяновске связаны между собой и за ними стоят одни и те же лица.

Заповедник, агентство госимущества и прокуратура — против

До 20 декабря специалисты АНО «Национальный экспертно-криминалистический центр» должны исследовать стройку на улице Льва Толстого, 65. Так решил недавно судья ульяновского арбитража Сергей Абрашин, назначив еще одну экспертизу по делу. Мнение экспертов станет решающим в вопросе о законности строительства трехэтажного здания на территории заповедника «Родина Ленина».

Стройка в заповеднике началась еще в 2005 году, тогда она велась частными лицами. Но вскоре работы остановились. В 2017 году на Льва Толстого появился новый застройщик — ООО «Янтарный дом» с подрядчиком «МонолитСервис».

Их работа с самого начала сопровождалась скандалами. Стройка на территории заповедника велась без одобрения проекта со стороны управления по охране объектов культурного наследия. Параметрам разрешения на строительство от 2005 года строящиеся два здания явно не соответствовали. В конце концов, застройщику удалось согласовать с экспертным советом  управления по охране объектов культурного наследия проект реконструкции здания под многоквартирный жилой дом с встроенными или пристроенными объектами социального и коммунально-бытового назначения.

Но администрация заповедника, прокуратура и областное агентство госимущества и земельных отношений пошли в суд с требованием стройку остановить, недострой снести, аренду участка застройщиком отменить. В конце 2017 года Арбитражный суд Ульяновской области в этих требованиях отказал. Но в 2018 году окружной суд  кассационной инстанции отправил дело на новое рассмотрение.

Назначенная экспертиза должна ответить на два вопроса. Первый — это соответствие новоделов исторической среде заповедника и предъявляемым требований к реконструируемым зданиям на его территории. Речь идет о реконструкции, так как просто строительство на этих участках запрещено вовсе. Второй и самый главный вопрос — является ли новодел индивидуальным жилым домом или многоквартирным зданием, а попросту клубным домом в престижном месте.

Стройка может быть признанной законной, если она соответствует разрешению на строительство от 2005 года. А оно выдавалось на двухэтажный индивидуальный жилой дом.

Ранее застройщик официально в присутствии участников экспертного совета при управлении по охране объектов культнаследия уже утверждал, что строит МКД. И утверждение это также было зафиксировано в материалах суда.

В центр — из УКСМ

Андрей Глухов и Атар Умаев  пришли на строительный рынок Ульяновска в 2012 году, когда в районе УКСМ в Дальнем Засвияжье было зарегистрировано ООО «МонолитСервис». Кроме того, Атар Умаев в 2014 году стал учредителем ООО «Симбирскремдизель», позже оформленного на его супругу. Глухов в нем же в 2014 году был оформлен директором.

Главным активом «Симбирскремдизеля», ранее принадлежавшего Василию Коваленко, судя судебным материалам, был двухэтажный недострой на улице Жигулевской в Засвияжье. Его новые хозяева компании сначала обещали достроить до медцентра. Но позже обещание не сдержали — здание сильно выросло и превратилось в восьмиэтажный многоквартирный дом. При этом на стройке, судя по судебным документам, возникли проблемы со страховкой договоров долевого участия, оформленных с компанией «Проминстрах».

Но Засвияжьем поле деятельности строителей из УКСМ не ограничилось. Они громко заявили о себе и в Ленинском районе — «МонолитСервис» обещал построить 24-этажную гостиницу на улице Кролюницкого. Как выяснилось, возводить ее запланировали и даже начали в пойме реки Симбирки, в зоне зеленых насаждений. Стройку тогда удалось остановить, благодаря иску нашей компании, юридического агентства  «Кучембаев и партнеры», поданному в интересах проживающих рядом граждан.

А горадминистрация — только «за»

Параллельно выяснилось, что, несмотря на очевидные нарушения, горадминистрация стройку разрешила. Не возникло проблем с разрешениями и по другим стройкам компании. Например, с домом 83 по Набережной Свияги. Между тем, сдачу новостройки по этому адресу сначала задержали на год. А затем выяснилось, что построена она крайне некачественно. Наша компания, юридическое агентство «Кучембаев и партнеры»,  взыскивала стоимость устранения недоделок в интересах одного из дольщиков этого дома. В здании отсутствовали обозначенные в проекте перегородки между комнатами и лоджиями, части несущих стен, двери в квартиры, обещанные газовые котлы. Множество нарушений было допущено при армировании стен, прокладывании труб и установке стеклопакетов. Прокуратура также подтвердила, что чиновники ввели дом в эксплуатацию с нарушениями.

Наименее проблемным на этом фоне можно считать возведение многоквартирного дома на улице Радищева, 82. Ее вело уже ООО «Янтарный дом», зарегистрированное на Раджаба Умаева, сына Атара Умаева. «МонолитСервис» выступал подрядчиком. Но и тут не обошлось без судов. Страховая компания «Проминстрах» доказала, что ульяновский застройщик оформил страховку на дом с нарушениями, не уплатив деньги за часть полисов.

Претензии к качеству работы застройщика возникали не только у дольщиков и страховщиков, но и у коллег по строительству, пользовавшихся услугами «МонолитСервиса» как подрядчика. Например, ООО «Запад» отсуживало у «МонолитСервиса» деньги за некачественные строительные работы в новостройках микрорайона «Запад-1».

Добрались до центра

Впрочем, все эти неприятности застройщика, похоже, не смущали. У него продолжали появляться новые проекты. Так, весной 2017 года «МонолитСервис» вышел в центр города — взялся за стройку на пересечении улиц Матросова и Бебеля. Для этого участка ему удалось оформить разрешение на строительство индивидуального жилого дома.

Стройка началась с захвата тротуара и вырубки деревьев у проезжей части. Позже выяснилось, что застройщик не провел госэкспертизу, которая требуется для работ в зоне объектов культурного наследия. Сегодня строительство стоит, участок не огорожен надлежащим образом в целях безопасности, ворота открыты настежь.

Сам «МонолитСервис» двинулся к банкротству. Иск в суд  подало управление экономики горадминистрации.

Комментарии:

«Янтарный дом» сейчас в суде пытается отстоять свои новострои на улице Льва Толстого. По слухам, к зданиям удалось подключить водоснабжение. А вот с теплосетями якобы возникли проблемы — говорят, что новый дом стоит на теплотрассе, и разрешение на подключение застройщик оформить не может.

«Когда на стройплощадке весной 2017 года начались работы, паспорт объекта указывал на строительство двух индивидуальных жилых домов. На улицу Льва Толстого тогда выходил одноэтажный дом с двускатной крышей, его снесли, якобы по реконструкции построили два с половиной этажа с большим подвалом, сзади пристроено еще три этажа. Это, очевидно, нарушает требования по этажности на территории заповедника. Но мы, Всероссийское общество охраны памятников, никаких функций, чтобы повлиять на ситуацию, не имеем. Они есть у управления по охране объектов культурного наследия. А управление согласовало проект строительства многоквартирного здания и больше ничего не сделало.

Заповедник «Родина Ленина» создавался гораздо большего размера, границы его территории с разной степенью регулировки строительства доходили до улицы Тухачевского. Теперь он урезан до первоначального варианта — исторического квартала в центре Ульяновска. Но и на этом кусочке допускаются такие посягательства на застройку», — комментирует ситуацию участник ульяновского отделения Всероссийского общества охраны памятников, вдова первого директора заповедника «Родина Ленина» Александра Зубова Ирина Зубова.

“Строительство этого дома невозможно на этой территории. Снесенный застройщиком дом по улице Льва Толстого был важной частью красной линии исторической улицы. Замечу, что правая сторона улицы была полностью сохранна — от Железной Дивизии до 12 Сентября. Но вместо одноэтажного дома в три окна появился огромный двухэтажный объем. За ним фактически четырехэтажный, если считать подвал. Наглый клубник вместо скромного провинциального домика. А ведь изначально существовал проект, который устраивал всех. К существующему одноэтажному дому пристраивался двухэтажный объем под скатной кровлей, в размерах утраченного в первой половине 20 века строения. Вот это была реконструкция. Именно этот проект был предоставлен застройщиком в момент получения разрешения на строительство. А потом…. аппетит возрос и появился клубник. Судебные разбирательства длятся уже три года. Мы надеемся, что этот позорный прецедент не станет нормой и мы сохраним историческую среду старейшей улицы нашего города”, — объясняет директор заповедника “Родина Ленина” Ирина Котова.

Юрист Константин Толкачев в 2017 году обращался в полицию с вопросом о законности стройки на улице Матросова. “Люди, стоящие за этими компаниями, нашли лазейку в системе городского управления земельными и строительно-архитектурными вопросами. Через нее они добились возможностей вести точечную стройку на Льва Толстого, 65 и на перекрестке улиц Бебеля и Матросова. Во втором случае они действовали более нахраписто, поскольку участок формально не входит в границы заповедника «Родина В.И. Ленина». Но их подвело фирменное интегрирование требований законодательства. Во-первых, был захвачен городской тротуар. Забор поставили сильно дальше границ территории. Во-вторых, были снесены деревья со стороны улицы Матросова, без оглядки на разрешительную документацию от экологов администрации Ульяновска. Она была, но не на все деревья. Это привело к совершению уголовно наказуемого деяния. Но уголовное дело не могут возбудить больше двух лет. Полагаю, что и не возбудят. Застройщики ждут истечения сроков привлечения к уголовной ответственности. Чиновники муниципалитета не торопятся применять контрольные полномочия, передвигать забор и возвращать тротуар пешеходам. Отсюда становится ясно, что рано или поздно стройка будет продолжена. Формально разрешение выдано на 10 лет для строительства частного дома. По факту будет построен офисное здание. Коррупция этим фирмам удалась, а вот хозяйственная деятельность не очень. Насколько я знаю, учредители переругались между собой и делят активы и пассивы”, — отмечает он.

Комментировать материал могут только авторизованные пользователи