По данным издания “Коммерсант”, с начала 2019 года в “Сбербанк” поступило 2,5 миллиона жалоб на звонки мошенников, представляющихся сотрудниками службы безопасности банка. И это только те, кто сообщил о произошедшем. Количество таких преступлений по сравнению с 2015 годом выросло в 15 (!) раз.

Сейчас кредитные организации совершенствуют свои системы защиты, которые позволили в разы уменьшить количество таких видов мошенничеств, как скимминг, кардинг, шимминг и др. Поэтому мошенники стали использовать самое уязвимое звено между банком и человека, а именно – последнего. Метод социальной инженерии, получивший широкое распространение в 2017 году, сейчас стал самым популярным среди мошенников. Начальник управления противодействия кибермошенничеству Сбербанка Сергей Велигодский в своем интервью изданию “РГ” отмечает, что “у мошенников появились даже профессиональные консультанты, которые анализируют сценарии борьбы банка с социальной инженерией, что позволяет им быстро менять схемы“.

Расскажем, как обстоит ситуация в нашем регионе.

В двух филиалах банков, расположенных в Ульяновске (“Невский” и “Тимер”), нашей редакции прокомментировали, что за год в отношении их клиентов не было зарегистрировано ни одного факта мошенничества, в том числе, с использованием “метода социальной инженерии”. Однако как пояснил нам источник в ульяновском филиале банка “АК-Барс”, такие звонки поступают клиентам всех банков, включая крупные и мелкие кредитные организации. В региональном отделении ПАО “Сбербанк” нам рассказали, что такие факты есть, однако их регистрация не ведется. В связи с этим статистику сотрудники банка предоставить не смогли.

В региональном УМВД новости о фактах мошенничеств публикуются фактически ежедневно. Местным жителям звонят, якобы, сотрудники банка и обманным способом получают от них персональную информацию. К примеру, в октябре всего за двое суток мошенникам удалось списать со счетов ульяновцев более 2,5 млн рублей. В каждом релизе правоохранительных органов также публикуется предостерегающая информация, которая, судя по увеличению количества преступлений, доводится не до всех:

Уважаемые ульяновцы! Будьте бдительны! Не сообщайте незнакомым людям сведения, касающиеся вашей банковской карты: Ф.И.О, срок действия карты, трехзначный код безопасности и код из смс, пришедший на телефон. Чтобы проверить поступившую информацию о блокировании карты, о попытке несанкционированного списания средств, необходимо позвонить в клиентскую службу поддержки банка, номер которой указан на обратной стороне карты. Помните, что ни одна организация, включая банк, не вправе требовать данные вашей карты. Обратите внимание, что в случае возникновения проблем с вашими накоплениями, вас пригласят в отделение банка, держателем карты которого вы являетесь, а не станут решать вопросы по телефону. Если вы все – таки стали жертвой мошенничества независимо от суммы ущерба обязательно сообщите об этом в органы внутренних дел

По данным пресс-службы ведомства, с начала декабря зарегистрировано 13 фактов мошенничества с использованием “метода социальной инженерии” в отношении местных жителей. Сумма ущерба составила более 1 млн 200 тысяч рублей. В ведомстве также уточняют, что злоумышленники для звонков используют ip-телефонию, сервера которых отследить достаточно сложно. Подробную статистику за год в УМВД обещали предоставить к 16 декабря. Ее мы опубликуем отдельно.