АНО «ЦСИ Ульяновской области» сформирован рейтинг социально-экономического развития муниципальных образований Ульяновской области за январь-октябрь 2019 года по 27 показателям для городских округов и 31 показателю для муниципальных районов. Рейтинг текущего периода рассчитан с учётом показателей инвестиционной деятельности.

Ананьева Оксана Владимировна, руководитель Центра территориального развития и межмуниципальных проектов АНО «ЦСИ Ульяновской области»:

«Районы – лидеры стабильно удерживают свои позиции. В текущем периоде следует выделить позитивную динамику Новомалыклинского района, который вошёл в пятёрку лидеров рейтинга. Район показывает высокий уровень достижения плановых значений показателей по объёму инвестиций в основной капитал и созданию рабочих мест – 1 и 2 место соответственно, имеет одни из самых высоких темпов роста среднемесячной заработной платы – 110,1% и объёма НДФЛ, зачисляемого в бюджет МО – 108,6%, +6 позиций за месяц. Также отмечается снижение уровня безработицы за месяц с 0,37% до 0,28%. В демографическом блоке показывает самые высокие темпы роста рождаемости – 115,9% и 5 место по коэффициенту рождаемости.

В последней пятёрке рейтинга по сравнению с прошлым месяцем также не произошло существенных изменений – её состав изменился на один район. Пятёрку аутсайдеров покинул Старокулаткинский район, который переместился за месяц с 21 места на 18 место. Основное влияние на улучшение позиций оказало погашение части задолженности перед субъектами предпринимательства (на 317 тыс. руб.), снижение уровня безработицы за месяц с 0,69% до 0,48% (+4 позиции) и изменение темпов роста рождаемости с 94,6% до 113,5% – 2 место, родилось на 5 детей больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

В свою очередь, в число худших вновь вошёл Радищевский район, переместившись за месяц с 17 места на 22, а по сравнению с прошлым годом муниципалитет упал на 6 позиций. Ухудшение рейтинговых позиций связано с ростом уровня безработицы, которая по сравнению с прошлым месяцем выросла с 0,46% до 0,61% (+9 зарегистрированных безработных граждан), ростом смертности от ДТП (+1 смертельный случай за месяц).»

Глава администрации МО «Новомалыклинский район», Анастасия Дмитриевна Пуреськина:

«2019 год для Новомалыклинского района достаточно успешный. Активно велось строительство социальных объектов в рамках Национальных проектов «Культура» (здание сельского дома культуры с. Средний Сантимир), «Образование» (Верхнеякушкинская общеобразовательная школа им. В.М. Баданова). В рамках Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» построена новая подъездная дорога к маслоэкстракционному заводу в с. Станция Якушка.

Активные инвестиционные вложения в развитие своих хозяйств осуществляют сельскохозяйственные предприятия (ООО «Восток», ООО «Нива»,ООО СКИК «Новомалыклинский», АО «Агротехснаб», ООО «Агроконцепт «Волга»)- главный экономический потенциал нашего района.

Благодаря высокой социальной ответственности руководителей хозяйств и организаций, район на протяжении всего года является лидером по темпам роста среднемесячной заработной платы, на стабильно низком уровне сохранен уровень официально зарегистрированной безработицы.

В течение года открылось 46 новых субъектов бизнеса, что, в свою очередь, повысило налоговый потенциал района.

По 20 показателям (из 31) рейтинга социально-экономического развития муниципальных образований Ульяновской области район находится в десятке лучших, а по 8-в пятёрке лучших. Считаю, что столь достойный результат Новомалыклинского района достигнут благодаря трём основным составляющим: стабильной работе предприятий и организаций района и грамотному руководству их деятельностью, качественному взаимодействию органов власти и хозяйствующих субъектов, а также ответственной работе команды администрации Новомалыклинского района. С 2012 года в муниципальном образовании существует практика закрепления ответственных за показатели социально-экономического развития муниципального образования.»

 

Ниже приведены основные яркие и провальные моменты развития всех муниципалитетов за анализируемый период по блокам:

  1. I. «Развитие инвестиционной деятельности и благоприятного делового климата»:

Установленный план по созданию рабочих мест выполняется во всех муниципальных образованиях региона.

Самый низкий объём инвестиций в основной капитал (на душу населения) отмечается в Павловском, Вешкаймском и Старокулаткинском районах – более чем в 11 раз ниже среднеобластного значения.

По итогам трёх кварталов 2019 года годовой план по объёму инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) выполнен более чем на 75% только в 8 муниципальных образованиях. Хуже всего план выполняется в Радищевском, Барышском, Чердаклинском и Вешкаймском районах – менее 30% от годового плана.

Отрицательные тенденции по поступлению налогов по специальным налоговым режимам (УСНО, патентная, ЕСХН) сохраняется в 7 муниципальных образованиях. Последние места заняли Новомалыклинский и Сенгилеевский районы и г. Новоульяновск – 59,9%, 67,8% и 72,7% к уровню аналогичного периода прошлого года соответственно. Самые высокие темпы роста показывает Николаевский район – 151,8%.

Самая большая сумма задолженности бюджета муниципального образования перед субъектами предпринимательства (в расчёте на душу населения) на протяжении всего года сохраняется в Павловском (в 6 раз больше среднеобластного значения) и Вешкаймском районе (в 13 раз больше среднеобластного уровня) – в текущем месяце произошёл рост в 8,5 раза. Согласно целевым индикаторам, установленным для МО на 2019 год, по итогам года данная задолженность должна отсутствовать во всех муниципалитетах. С данной задачей в настоящее время справляется только г. Ульяновск, Николаевский и Ульяновский районы, где задолженность погашена полностью. Задолженность менее 500 тыс. рулей отмечается в 7 муниципальных образованиях (Барышский, Новоспасский, Радищевский, Старомайнский, Сурский и Цильнинский районы и г. Новоульяновск) – данные районы находятся в 10-ке лидеров.

 

  1. II. В блоке «Финансово-экономическое развитие» самый низкий объём налоговых и неналоговых доходов бюджета МО (на душу населения) в Карсунском (2836 руб.), Тереньгульском (2833 руб.) и Базарносызганском районах (2907 руб.), что в 1,8 раза ниже среднеобластного значения. На 1 месте по данному показателю находится Новоспасский район – 6272,7 руб.

Самая большая сумма просроченной кредиторской задолженности участников бюджетного процесса (начисления на оплату труда, коммунальные услуги и др.) в расчёте на душу населения сохраняется на протяжении последних лет в Сенгилеевском районе – в 8 раз больше среднеобластного значения, а также в Карсунском районе – в 5 раз больше среднеобластного уровня. Кроме того, в Сенгилеевском районе наблюдается прирост данной задолженности (114,8% к уровню аналогичного периода прошлого года). Самый высокий рост показателя отмечается в Новоспасском районе – 171,45% (21 место).

Отрицательная динамика по темпам роста оборота организаций сохраняется в 11 из 24 муниципальных образований. Наихудшая ситуация в Барышском районе – 73,8%, Николаевском – 75,7%, Мелекесском – 82,7% и г. Димитровграде – 86,9%. Самые высокие темпы роста показывает Сурский район – 156%.

По отгрузке товаров собственного производства (на душу населения) на последних местах находятся Павловский, Карсунский и Радищевский районы – данные муниципалитеты были также в числе худших на протяжении 2018 года по указанному показателю. Лидерами являются Чердаклинский и Новоспасский районы.

В отрасли «строительство» самые низкие объёмы ввода в действие жилья (на 1000 населения) показывают г. Новоульяновск, Барышский, Старокулаткинский и Павловский районы (в 2 раза ниже среднеобластного уровня). Лидером по вводу в действие жилья (на 1000 населения) стал Старомайнский район – 816,4 кв.м. По индексу физического объёма работ, выполненных собственными силами по чистому виду деятельности «строительство», отрицательные тенденции наблюдаются в 6 муниципальных образованиях. Самый худший результат остаётся в г. Димитровграде – 27,3% к уровню аналогичного периода прошлого года (по итогам 2018 года также наблюдалось снижение).

 

III. В блоке «Денежные доходы населения» по темпам роста среднемесячной начисленной заработной платы отрицательную динамику имеют только Цильнинский район – 98,5% и Павловский район – 98,0%. Самые высокие темпы роста обеспечивают Новомалыклинский и Мелекесский районы – 110,1% и 108,4% соответственно.

Отрицательные тенденции по поступлению НДФЛ в бюджет муниципального образования отмечаются в 5 муниципальных образованиях: Ульяновском районе (80,1% к уровню аналогичного периода прошлого года), Барышском районе (88,1%), г. Новоульяновске (92,1%), Мелекесском районе (98,5%) и Майнском районе (98,7%).

Самые низкие объёмы оборота розничной торговли (на душу населения) в Радищевском, Павловском, Старокулаткинском и Базарносызганском районах. Кроме того, Радищевский район – единственный муниципалитет, где наблюдается снижение показателя – 96,8% к уровню прошлого года.

Среди муниципальных районов самый большой объём оборота розничной торговли (на душу населения) в Новоспасском и Карсунском районах.

 

  1. IV. В блоке «Социальная сфера» в Мелекесском, Тереньгульском и Старомайнском районах сохраняется самая низкая доля работающих инвалидов трудоспособного возраста – менее 17% (целевой индикатор по итогам 2019 года ‑ 29%). По итогам 10 месяцев 2019 года целевое значение не достигается во всех муниципальных образованиях Ульяновской области, самый высокий уровень в г. Ульяновске (28,2%), г. Димитровграде (26,9%) и Ульяновском районе (26,6%).

План по снижению неформальной занятости хуже всего выполняется в Новоспасском районе – 42,1% от годового значения. В 21 муниципальном образовании уже выполнен годовой план.

Радищевский район занимает последнее место по уровню зарегистрированной безработицы – 0,61%, в 1,5 раза выше среднеобластного значения. Самый низкий уровень – в Новоспасском районе (0,14%).

В г. Димитровграде, г. Ульяновске, Вешкаймском и Сенгилеевском районах самый высокий уровень преступности. Кроме того, в Вешкаймском районе также продолжается рост уровня преступности, который составил 110,5% к уровню аналогичного периода прошлого года.

На последнем месте по смертности от ДТП (на 100 тыс. населения) находится Тереньгульский район, где отмечается 9 смертельных случаев (+1 за месяц), и Старомайнском районе (8 случаев, +2 за месяц). Смертность от ДТП отсутствует на дорогах 5 муниципалитетов: Вешкаймский, Павловский, Старокулаткинский, Базарносызганский районы и г. Новоульяновск.

Демографическая ситуация хуже всего складывается в Базарносызганском районе: снижение рождаемости на 21,1% и рост смертности на 9,9%. В Старокулаткинском районе один из самых низких коэффициентов рождаемости (22 место) и самый высокий коэффициент смертности среди всех муниципалитетов (24 место).

В подразделе «предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме» самая маленькая доля заявлений о предоставлении муниципальных услуг, поданных в электронной форме, в общем числе заявлений о предоставлении муниципальных услуг (за исключением, поданных через ОГКУ «Правительство для граждан») в Новоспасском (10,5%) и Ульяновском районах (24,6%). Целевое значение, установленное в размере 50% для муниципальных районов, не выполняется 10 муниципальными образованиями, 70% для городских округов – не достигают г. Димитровград (52,8%) и г. Новоульяновск (40,8%).

 

  1. V. Блок «Развитие сельского хозяйства»

Майнский район показывает самые низкие темпы роста поголовья всех видов сельскохозяйственных животных в пересчёте на условное поголовье (52,5%).

По производству молока наихудший результат показал Карсунский (82,9% к аналогичному периоду прошлого года) и Новомалыклинский районы (83,4%).

По реализации скота и птицы наихудшая ситуация в Николаевском районе, объём реализации снизился на 36,8%.

По темпам роста валового сбора зерновых и зернобобовых последние места занимают Тереньгульский и Кузоватовский районы – 75,6% и 72,8% к уровню аналогичного периода прошлого года соответственно.

Таким образом, подведённые итоги отражают основные яркие и провальные моменты развития муниципалитетов и в целях улучшения социально-экономической ситуации рекомендуется осуществлять действия, направленные на исправление проблемных факторов развития муниципальных территорий, выявленных по результатам рейтинга.