10 декабря,  прошла отчетно-выборная конференция  Ульяновской территориальной организации Профессионального союза работников Автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ. Нашу ульяновскую прессу она мало заинтересовала. Думаю, зря. В материалах конференции есть полезная информация об истинном состоянии отрасли на сегодняшний день. В отчетном  докладе теперь уже бывшего председателя УТО Юлии Коптелиной приведены такие факты.

Численность работающих на предприятиях и в организациях в 2015 году составляла 20245 человек, на 01.11.2019 года 15102 человек. Уменьшение численности составило по сравнению с 2015 годом 25,4% .

Общая численность членов профсоюза на 01.01.2015 года составляла 13926 человек, на 1.11.2019 — 8079 членов. За отчетный период численность членов профсоюза уменьшилась на 42% по отношению к 2005 году.

Основные причины выхода из профсоюза:

нежелание платить профвзносы;

– неудовлетворенность работой профсоюзных органов;
– пенсионный возраст;
– увольнения, связанные с изменением условий труда, режима работы предприятий.

О материально технической базе производства:

– сегодня оборудование предприятий достигло критических параметров физического и морального износа, что не позволяет обеспечить необходимый уровень качества, снижает производительность труда и приводит к росту дополнительных затрат, и как следствие, остро встает вопрос о конкурентоспособности выпускаемой продукции.

О компетенции управления:

– к  росту затрат приводит и необузданное, нерегулируемое повышение цен на продукцию, значительно опережающие общие темпы инфляции.

 О роли госорганов:

– предприятиям нужна реальная поддержка и помощь государства, органов власти в регионах. Нужны срочные конкретные меры и действия, направленные на поддержку отечественного товаропроизводителя.

О роли профсоюза:

профсоюз является единственной организацией, которая последовательно представляет и защищает интересы трудящихся. Но, несмотря на все действия профсоюзов, начиная с ФНПР, ЦК и по всей вертикали, включая профкомы на предприятиях, эти интересы продолжают ущемляться.

К сожалению, на конференции не прозвучало конкретного ответа на главный вопрос РАБОЧЕЙ повестки: как профсоюз будет влиять на мотивацию владельцев предприятий по стабилизации производства, его развития, сохранению и увеличению рабочих мест?

Вот как характеризуют в сети условия работы на Ульяновском моторном заводе (без правок):

Не ишак:

«7 тысяч за три недели рабского труда! Когда захотят тогда и работать будете! Война же! — техника на передовую нужна! О труд кодексе даже не думайте! Выходной для избранных есть рабовладелец который хочет и которому виднее прав у вас нет трудового договора не увидите неделями любое ваше законное требование это бунт! Текучка страшенная даже среди опытного персонала за станками женщины, мужики работают двое за шестерых, избранные кадры работают на бумаге а в голове ноль, вокруг новый рабочий это быдло для руководителей, служба безопасности это отборный процесс для ущербных и загнанных в тупик людей смотрит сквозь пальцы понимая что это провал системы и жизни в Ульяновске, но на камеру поставят сплошное счастье».

Слесарь МСР

«Работал тоже там, зарплата минимальная  – 15 тысяч, начальство все заезжее, начальников меняют раз в 3 месяца, работать до ночи или утра, если не привезут – заставляют выходить в любое время, не доплачивают и увольняют по статье. Реально же в туалет не сбегать, и в сторону посмотреть. Вешают работу за шестерых, доводилось и на конвейере работать, и в отделе закупок. Нет руководства, все самотеком, обманывают с зарплатой, отпускными, выходными, вводят трехдневки, если заблагорассудится. Вообще, не ходите туда, на марайте трудовую и свою жизнь!»

Моторный завод, если верить прессе, до весны будет работать в режиме четырехдневной рабочей недели. Фактически на пять месяцев, в период с 21 октября 2019 по 20 марта 2020 года.

Среди основных причин сокращения рабочей недели называя «ухудшение ситуации на рынке коммерческого транспорта» и санкции со стороны США.

«…С целью снижения влияния негативных факторов, предприятие реализует программу сокращения затрат и стимулирования спроса, обеспечивающие выгодные условия приобретения автомобильной техники для потребителей», – отметил исполнительный директор АО «Ульяновский моторный завод» Евгений Миронов.

Не лучше обстановка на ДААЗЕ. Читаем:

«На Димитровградском автоагрегатном заводе прогнозируют снижение объемов производства в следующем году на 20%. Предприятие будет вынуждено ввести в первом квартале четырехдневную рабочую неделю, чтобы не сокращать персонал – а невостребованными могут оказаться порядка 500 человек».

УАЗ на эту тему сокращения персонала по упоминаемости в прессе имеет, наверное, самый высокий рейтинг. Из всего сказанного, показанного, опубликованного в сухом остатке можно обозначить такие перспективы. Автор – генеральный директор Ульяновского автомобильного завода Адиль Ширинов:

Автопром по результатам 2019 года нас не порадовал, откатывается назад – в целом на 3%. Это связано с покупательской способностью, нужно быть реалистами. Стагнация продолжается – это основной фактор. Основное направление – максимально сосредоточиться на сокращении издержек.

 В августе мы объявили программу добровольного увольнения с выплатой компенсации в три средних зарплаты, и этим воспользовались порядка 400 человек… Все свои действия мы согласовываем с профсоюзом, трудовой инспекцией и службой занятости, а также с другими контролирующими инстанциями и органами власти… Когда люди занимаются бизнесом и понимают, что их бизнес не растет в силу различных причин, они пытаются сократить издержки. Они не могут продолжать выплачивать зарплату избыточному персоналу, потому что ресурсов нет. Поэтому опираться нужно на экономические реалии и факты.

– Падение рынка произошло в 2019 году, и есть дальнейшие прогнозы по падению в 2020-м. Компания направляет все силы, чтобы стабилизировать положение. Могу заверить, что мы не говорим ни о каком катастрофическом кризисе, мы планируем повышение эффективности предприятия…

Среди этого оптимизма, главное, безусловно – хозяйская выгода: «когда люди занимаются бизнесом и понимают, что их бизнес не растет в силу различных причин, они пытаются сократить издержки».

Тревога о завтрашнем дне имеет общероссийский масштаб. 26% россиян считают, что им грозит увольнение. Такие данные опроса сервиса по поиску работы HeadHunter сообщают «Известия». Опасение потерять работу – это маркер ощущения стабильности.  По прогнозам Минтруда наибольший риск потерять работу есть в сферах транспорта (под угрозой увольнения 26,6 тыс. человек), финансов и банков (20,9 тыс. человек) и производства электрооборудования (16,7 тыс.).

Ну, а что же профсоюзы? Как они реагируют на происходящее, чем могут разогнать туман неопределенного будущего отрасли автомобилестроения в региональном масштабе? Если коротко и откровенно, то исключительно в рамках № ФЗ-10 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» – маловато и слабовато.

У профсоюзов социальные оппоненты: олигархи и правительство. По мнению авторитетного автора  центральной профсоюзной газеты «Солидарность», и тот, и другой, близки к предпринимателям. По двум причинам. «Во-первых, в России практикуется сращивание чиновничьего аппарата с предпринимателями, – пишет газета, – во-вторых, государство – тоже крупный работодатель и уже поэтому противостоит профсоюзу».

А вот что говорит по этому поводу наш Президент В.В. Путин: «Уже говорил и подчеркну снова: государство – на всех уровнях причем – обязано оказывать содействие профсоюзным организациям в отстаивании трудовых прав граждан».

Если эти слова профсоюзным активистам взять на вооружение в качестве лома и использовать их по прямому назначению – ломать все препоны, которыми работодатель защищает исключительно свои интересы, то хоть какой-то толк будет. Это орудие эффективно и в случае препятствий со стороны власти. А повторять всегда одно и то же: мы бы хотели воспрепятствовать, да силы не равны – это соглашательство и предательство интересов трудящихся. И угроза для безопасности страны. Не зря же Путин в послании Федеральному собранию сказал о Западе, как профсоюзы иногда говорят власти: “Вы нас раньше не услышали, а теперь слушайте”. В Париже уже слушают. У нас о профсоюзных взносах  говорят по старому, но на новый лад: «За квартиру, профсоюз, а сам … (угадай, с чем остаюсь?)