В Госдуме предложили расселять аварийные дома за счет льготной ипотеки. По очень соблазнительной ставке – всего-то 3%. Но кто будет платить? Сейчас расселение ветхого жилья идет медленно, но за счет государства.

Новая законодательная инициатива из Москвы жителям этого аварийного дома в Ульяновске, не знающего ремонта уже несколько десятилетий, показалась “свежим ветром в решении ветхого вопроса”. А то в стенах трещины от чердака до подвала и крыша течет. Вместе с тем местный суд еще в 2012 году обязал администрацию города сделать капремонт, но воз и ныне там. Теперь они с надеждой смотрят в сторону предложения “расселяться в ипотеку”. Правда, не совсем понимают, как это будет работать.

И действительно, пока к новому предложению по решению актуального жилищного вопроса куда больше вопросов, чем ответов. Вот текст пояснительной записки ко второму чтению правительственного законопроекта. Депутат-единоросс Дмитрий Юрков предлагает не просто “расселять за госсчет”, а выдавать обитателям аварийного и ветхого жилья ипотеку – всего под три процента.

Однако ситуация могла бы в корне измениться, если бы Фонд содействия реформированию ЖКХ взял на себя обязательства по внесению первоначального взноса и значительной части периодических платежей.

И вот здесь на предлагаемой схеме стоит остановиться подробнее, потому что выглядит она как-то слишком хорошо для наших экономических реалий. Госкорпорация Фонд содействия развитию ЖКХ мало того что вносит за гражданина первоначальный взнос, так и еще потом платит большую часть средств по его кредиту. Как этот аттракцион невиданной щедрости будет работать? По каким критериям будут выбираться участники программы и как убедить банки, что им выгодно давать “льготную ипотеку” всего под три процента при нынешнем среднем уровне 7-8 в год?

“Решение о выдаче ипотечного кредита принимает банк, если семья даже с учетом этой поддержки не будет удовлетворять критериям банка, значит, для нее это не подходит и она должна ожидать других мер поддержки, которые для неё предусмотрены. Важно понимать, что обязательства по переселению почти 300 тысяч семей из аварийного жилья – это специальный федеральный проект, который входит в систему нацпроектов, поэтому эти обязательства остаются в любом случае”, – отмечает экономист Александр Пузанов.

Сейчас расселение аварийного и ветхого жилья проходит только за счет средств государства в рамках отдельного нацпроекта “Жилье и городская среда”, по которому к 2024 году число переселенцев должно достичь полумиллиона. По данным Фонда содействия реформирования ЖКХ, на эти цели на декабрь 2019-го в 73 регионах было направлено почти 10 миллиардов рублей, и в самой госкорпорации очень удивились нашему звонку с просьбой прокомментировать “ипотечную идею”.

“Мы ипотекой не занимаемся вообще… От озвучивания этой идеи до ее реализации уйдёт очень много времени, даже в том случае, если она одобрена будет”, – сказал собеседник РЕН ТВ.

И все-таки у этой идеи есть немало сторонников. Главный аргумент – ипотека позволит страдальцам, все-таки съехавшим из ветхого жилья, не мучиться потом годами в ожидании новой жилплощади в “маневренном фонде” или у родственников, а сразу въезжать в дома и квартиры, причем купленные как на первичном, так и на вторичном рынке. Но при этом важно понимать, что ипотечная инициатива поможет только тем, у кого есть деньги на регулярную оплату части платежей. Ведь согласно документу в распоряжении семьи после оплаты по такому кредиту должна остаться сумма “в два прожиточных минимума”. В разных регионах сумма “одного минимума” – от 9 до 16 тысяч в месяц.

Взять ипотеку и уехать из ветхого жилья смогут немногие, безденежному большинству останется только тихо завидовать “состоятельным аварийщикам” и ждать, пока до них дойдет государственная помощь в виде нового жилья.