Бизнесмены, продающие кислород в ульяновские больницы, в том числе поставлявшие его для «Ульяновскфармации» в эпизоде, попавшем в уголовное дело 2017 года, застраивают зеленые зоны на обоих берегах Свияги под общепит. Суд встает на сторону бизнеса.

А спасатели кто?

Мы продолжаем следить за развитием событий вокруг строек на берегу Свияги между ТРЦ «Аквамолл» и станцией МЧС и напротив — за пляжем по улице Минаева. На обоих участках строительством занимается клуб экстремальных видов спорта «Спасатель».

Оба участка, отметим, по Генплану находятся в зеленой зоне общего пользования. При этом строящиеся объекты изначально преподносятся как спортивные, но по сути используются или могут использоваться как коммерческие, в том числе под общепит. Подробнее о таких метаморфозах — ниже в тексте.

Пока же — пару слов о клубе «Спасатель» и его руководителях. Директором клуба является Алексей Скаржановский, совладельцем вместе с ним — Вячеслав Панков. Название «Спасатель» для клуба неслучайно. Скаржановский возглавляет городское отделение Всероссийского добровольного пожарного общества и является учредителем регионального отделения Российского союза спасателей. Панков в свою очередь реготделением Россоюзспаса руководит. Он же является учредителем Федерации самбо Ульяновской области.

При этом, помимо «родственных» клубу экстремальных видов спорта коммерческих организаций — учебного центра «Спасатель», одноименного ООО и «Фирмы 112», – Скаржановский и Панков управляют ООО «Озон». Специфика работы этой компании заметно отличается от других. «Озон» производит и продает промышленные газы, в том числе медицинский кислород.

Судя по данным госзакупок, компания является одним из крупнейших игроков на рынке медикаментов в Ульяновске. В 2019 году ее покупателями были больницы региона — Областная клиническая больница, Детская городская клиническая больница, районные больницы, Онкодиспансер, ЦКМСЧ, ЦГБ, Областная детская больница, Перинатальный центр и другие медучреждения. Но интереснее прошлые годы, когда, как известно из уголовного дела в отношении депутата ЗСО Игоря Тихонова, двух министров здравоохранения и руководства «Ульяновскфармации», кислород больницы закупали не у производителей, а у «Ульяновскфармации». За несколько лет «Озон» продал «Фармации» кислорода на 73 миллиона рублей. В том числе в 2017 году, которого касается уголовное дело, «Фармация» купила у хозяев «Спасателя» газа на почти 20 миллионов рублей.

Если недострой устраивал, значит, и здание законно

Интересно, будет ли упоминаться компания на начавшемся суде по уголовному делу. Но пока вернемся к суду над самим «Спасателем», точнее, одним из его проектов.

28 октября Ленинский районный суд вынес решение, которым отказал прокуратуре в признании незаконным строительства спортивно-юношеского центра по водным видам спорта на берегу Свияги, рядом с пляжем. Прокуратура пошла в суд после обращения «третьей силы» – ульяновских юристов, архитекторов и других экспертов, посчитавших появление этого объекта возле реки как минимум неуместным.

Но суд первой инстанции встал на сторону застройщика и горадминистрации, выдавшей ему разрешение на строительство и принявшей достроенный объект. Позиция суда основывается на двух аргументах.

Во-первых, сам «Спасатель» в 2014 году обращался в прокуратуру, указывая, что на отданном ему в аренду участке ведется другое строительство. Якобы тогда прокуратура и должна была отреагировать на планы «Спасателя», если посчитала их незаконными. Во-вторых, суд отверг ссылку на Генплан, по которому стройка находится в зоне зеленых насаждений общего пользования и, значит, для ее начала нужны общественные слушания. Суд указал, что, по ПЗЗ, стройка находится в зоне охраняемого природного ландшафта, а для него слушания по строительству спортобъектов не нужны.

Если не Генплан, то охрана памятников

Прокуратуру объяснения суда не устроили, она подготовила апелляцию. Отметим, что, несмотря на указание суда о том, что прокуратура вовремя не среагировала на, возможно, незаконную стройку, реакция была. Судя по суду 2014 года, надзорная инстанция потребовала от «Спасателя» убрать забор от подходов к реке и он требование это выполнил.

Теперь же забор вернулся, да еще и здание с беседками внутри него. В апелляции прокуратура указывает, что не могла пропустить срок давности, так как строительство здания началось позже 2014 года, а разрешение на ввод его в эксплуатацию было выдано и вовсе в 2019 году. Кроме того, прокуратура в очередной раз отмечает, что Генплан является основополагающим градостроительным документом, а значит, разрешение на строительство было выдано с ошибкой.

На это же указывает один из авторов обращения в прокуратуру, юрист Алмаз Кучембаев: «Судья сделала вывод, что на участке, относящемся к территории зеленых насаждений общего пользования можно строить объекты физкультуры и спорта. Вывод суда основан на расхождении между Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки, которые ссылаются на Постановление правительства Ульяновской области № 256-П. Но оно применению не подлежит, так как  устанавливает общий регламент для всех зон ОПЛ, без привязки к местности. Отнесение конкретного участка к зоне ОПЛ произведено Правилами землепользования и застройки. При разногласиях между генеральным планом и правилами землепользования и застройки  большую юридическую силу имеет генеральный план. По этому вопросу  имеется сложившаяся судебная практика», – объясняет он.

Впрочем, даже если следовать позиции суда, к стройке остаются вопросы. Строительство в зоне ОПЛ, согласно  Постановлению правительства Ульяновской области № 256-П, возможно только с согласования управления по охране объектов культурного наследия. А судя по материалам суда и находящимся в открытом доступе материалам управления, такого согласования не было.

От спорта к кальяну, пиву и грилю

Кроме того, суд никак не прокомментировал тот факт, что построенный Центр водных видов спорта никаких атрибутов спортобъекта не имеет — ни спортзалов, ни душевых или тренерских. Зато на территории установлена барная стойка, а вокруг здания выстроены беседки. Более того, на заседании представитель «Спасателя» сообщал, что никаких юных спортсменов или их тренеров при их клубе не значится.

Модель работы «Спортивно-юношеского центра водных видов спорта», судя по этим фактам, будет скопирована с гриль-дачи «Фонтанка», которой на другом берегу Свияги владеет тот же «Спасатель». Так, судя по материалам суда от 2015 года, «земельный участок постановлением № 4190 Главы Администрации города Ульяновска от 24.09.2012 передан НП «КЭВС «Спасатель» под строительство спортивного клуба». По факту же на участке работает гриль-дача с кальяном и алкоголем. Более того, «Спасатель» планирует ее расстроить, увеличив здание кафе до трех тысяч квадратных метров.

К появлению гриль-дачи сразу на двух участках в водоохранной зоне и в зоне зеленых насаждений общего пользования  и возможности ее расширения возникает столько вопросов, что «третья сила» сформулировала их в новом обращении в прокуратуру.

«Кафе построено в водоохранной зоне, насколько я понимаю. Это нарушает федеральное законодательство, по которому строительство таких зданий запрещено. Более того, кафе там неуместно, занята не только водоохранная, но и  зеленая зона, нарушаются права граждан», – по мнению кандидата биологических наук, доцента кафедры биологии УлГПУ Андрея Масленникова, очевидно, что кафе «Фонтанка» возле «Аквамолла» появилось незаконно. Но почему на эти нарушения контролирующие органы до сих пор закрывают глаза?

Без шансов на нормальную набережную

Добавим еще одно: как раз сейчас в Генплан Ульяновска вносятся изменения, касающиеся территории рядом со спорным Центром водных видов спорта. Инициаторы застройки говорят, в том числе, о давно назревших проблемах по освоению берега Свияги: о необходимости создания благоустроенной набережной и прокладки дороги к микрорайону за УлГУ. При этом на другом берегу также ведется застройка берега с обустройством набережной.

Казалось бы, пришло время для выполнения не раз уже озвученных планов по цивилизованному и системному оформлению берега Свияги. А действия «Спасателя» на этом фоне выглядят попыткой получить в последний момент незапроектированные в единую набережную участки.

«Есть природоохранное законодательство, а речь идет о береге Свияги, поэтому возникают вопросы, насколько  при стройке экологическое законодательство было соблюдено», – депутат Гордумы Денис Седов объясняет, почему он также подписал обращение о проверке строительства Клуба водных видов спорта. – «Пусть компетентные органы проверяют процедуру предоставления участка. Также есть нормативы по наличию зеленых зон в муниципальном образовании. Надо понять, как после стройки изменится баланс по зеленым зонам,  за счет чего эту стройку будут компенсировать».

«На правом берегу Свияги совершенно по-хамски выставили высокий забор в зоне, которая должна быть общедоступной. Такая практика в городе неприемлема», – отмечает архитектор Сергей Фролов. Он говорит и о недопустимости застройки под кафе зеленой зоны между «Аквамоллом» и станцией МЧС. – «Это же прибрежная полоса. Небольшой участок забивается полностью, вопреки градостроительной документации, не организуется нормального подъезда,  закрывается возможность устройства когда-либо нормальной набережной».

Открытое письмо №