Городские и региональные власти не прекращают борьбу за здоровье детей и молодежи. Только-только с уст не сходили разговоры об электронных курительные устройствах и необходимости введения серьезных ограничительных мер по их реализации, как о себе громко заявил новый враг – бездымный табак снюс. Однако то, что находится в открытой продаже на полках табачных магазинов, – не совсем есть то, что под ним подразумевается. Дело в том, что снюс в традиционном смысле – на табачной основе – запрещен федеральным законом еще с 2015 года. Но производители начали делать его синтетические версии и тем самым обходить закон. Поэтому основной своей задачей руководство региона видело, прежде всего, запрет продажи «снюса» на уровне Ульяновской области для несовершеннолетних.

Для противодействия распространению новой «модной» заразы губернатор Сергей Морозов сегодня, 18 декабря, подписал распоряжение «о неотложных мерах по запрету на территории Ульяновской области оборота снюса и аналогичных никотиносодержащих изделий». Здесь стоит отметить важную деталь, которую многие почему-то обошли стороной: это распоряжение не выводит из оборота снюс и ему подобные товары в принципе, а лишь «развязывает руки» определенным властным структурам для усиления контроля за реализацией продукции именно несовершеннолетним.

В регионе и городе действительно участились случаи употребления никотиносодержащих изделий такого плана. Для подростка этот формат довольно привлекателен: имеет приятные вкусовые добавки, не дымится и не оставляет неприятного запаха, а эффект от никотина в несколько раз сильнее. Ведь если в самой крепкой сигарете содержится до 1,5 мг вещества, то при употреблении некурительного аналога можно получить до 22 мг никотина.

По словам основного разработчика документа – зампредседателя реготделения Ассоциации юристов России, начальника государственно-правового управления администрации губернатора Алексея Преображенского, — будет реализован ряд мер: органичительных и информационных. В частности, предполагается проводить межведомственные рейды по торговым предприятиям, подключить к профилактической работе педагогов, родителей и общественные организации — для разъяснения тех вредных последствий, к которым ведет употребление снюса.

— Если снюс употребляет курильщик со стажем, то ничего особенного не произойдет: человек просто получит очередную дозу никотина, пусть даже и чуть выше, чем он привык получать за один раз, — объясняет главный врач ГУЗ «Ульяновская областная клиническая наркологическая больница» Михаил Белянкин. – Совершенно иная ситуация, если «никотиновую конфетку» предложат подростку или, еще хуже, ребенку. Здесь все может дойти вплоть до летального исхода, поскольку никотин – тоже наркотик своего рода, как, например, алкоголь. И количество никотина в одной дозе снюса превышает наивысшую дозу потребления. В этом случае, как минимум, плохое самочувствие ребенку гарантировано. Также есть риск развития смертельного отравления, либо с течением времени – никотиновой зависимости. А после потребление никотина вполне может перейти в пристрастие к сигаретам, вейпам и другим средствам доставки в организм этого вещества.

Первый заместитель председателя областного правительства Екатерина Уба отметила, что самым лучшим решением был бы полный запрет продажи этих «смесей» всем возрастным категориям. Но тут уже, вероятно, необходимо выходить с законодательной инициативой на федеральный уровень.