Предновогодние дни в социальных сетях ознаменовались горячими спорами по теме обеспечения питанием в школе детей из многодетных семей. Если вкратце – достаточно продолжительное время это питание не предоставлялось, что вызвало законное возмущение родителей. Эпопея с решением этого вопроса длится уже более полугода, димитровградская администрация кормила обещаниями многодетных принять нужный документ. Но в итоге не приняла, так как не смогла согласовать документ с Прокуратурой. К сожалению, как это нередко бывает, для решения локального вопроса потребовалось вмешательство регионального Правительства и Губернатора, которые выделили средства на питание и разработают, а также согласуют постановление.

Вроде бы этим и должно все закончиться, многодетные аккурат перед Новым Годом получили долгожданный подарок. Но эта ситуация очень задела местных коммунистов во главе с депутатом Государственной Думы Куринным А.В., а также сочувствующих им интернет-порталам, которые бросились доказывать многодетным, что димитровградская власть тут не причем, они ничего сделать не могут, так как это полномочия региона. Дискуссия интересная, поэтому об этом подробнее.

Приводились отсылки к Закону Ульяновской области № 154-ЗО «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области», где указано, что «Финансирование мер социальной поддержки многодетных семей, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет областного бюджета Ульяновской области». Загвоздка в том, что в этом законе отсутствует такая мера поддержки, как обеспечение ежедневным горячим питанием, а имеется только мера в виде ежемесячной денежной выплаты.

Приводились аргументы, что к полномочиям муниципалитета относится только содержание зданий и земельных участков, а все остальное – обучение, питание – это региональный уровень, финансирование муниципальных общеобразовательных организаций более чем на 90% осуществляется за счёт субвенций, предоставляемых из регионального бюджета. И вот это не совсем так. Точнее совсем не так.

Во-первых, в 37 статье закона «Об образовании» указано, что «Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов – органами местного самоуправления», а в статье 34 указано, что обучающимся могут предоставляться меры социальной поддержки, установленные, в том числе, «правовыми актами органов местного самоуправления», что уже намекает на то, что питание – это не только региональный уровень.

Во-вторых, в г. Ульяновске уже очень давно существует городская программа мер социальной поддержки «Забота». И вот в рамках этой программы питанием обеспечиваются и малообеспеченные, и многодетные, и ряд других категорий детей. Программа, повторюсь, муниципальная. Аналогичные программы есть и в ряде других муниципалитетов. Более того, в Димитровграде не один год обеспечиваются за счет муниципалитета также целый ряд льготных категорий детей. Но вот почему-то именно с многодетными в Димитровграде не получилось.

В-третьих, действительно, в 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» у муниципалитета нет обязанности обеспечивать питанием детей, но есть возможность устанавливать меры социальной поддержки. И это прямо прописано в уставах как Ульяновска, так и Димитровграда – «Органы местного самоуправления города вправе устанавливать за счет средств бюджета города (за исключением финансовых средств, передаваемых бюджету города на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право».

Да, это не обязанность, а право. Но право – это не одно и тоже, что и «документ составить невозможно».

Ну и в-четвертых, про то, что у муниципалитета есть только обязанности по содержанию зданий. Почему-то именно с этой обязанностью в Димитровграде все не очень хорошо. Если мы говорим про питание, то можно вспомнить, что город практически устранился от вопроса ремонта пищеблоков в школах и садах, фактически, переложив эти обязанности на операторов. Можно вспомнить историю с 10 школой. Или недавний случай с 7 школой, где пищеблок в аварийном состоянии. И при всем при этом город еще имеет огромную задолженность за питание в садах и школах. Тут можно немного пофилософствовать. Если область финансирует 90% затрат на обучение детей, а город не выполняет даже свои 10%, то логично было бы, если бы и директоров школ назначал бы, например, региональный министр образования, всю финансовую деятельность также вело бы и контролировало министерство образования. А город бы просто предоставлял здания.

Подводя итог всему написанному, могу предположить, что волокита с питанием многодетных – это не невозможность решить задачу и очень строгая Прокуратура, а банальное нежелание городских властей Димитровграда обеспечивать питанием многодетных. Такие меры социальной поддержки действуют и в других муниципалитетах Ульяновской области, в муниципалитетах других регионов. Конечно, если ставить перед собой задачу составить документ так, чтобы его забраковала Прокуратура, то такой результат и получится. Почему-то димитровградские власти не бросились в суды, оспаривать решение прокурора, как они это сделали в отношении предписания по пищеблоку 7 школы.

Единственная же здравая мысль, которую озвучил Куринный А.В, это то, что необходимо единообразие в обеспечении питания детей. Правда, очень странным выглядит инициатива депутата Государственной Думы, который пишет и принимает законы, обратиться к главе Минпросвещения РФ Ольге Васильевой, генпрокуратуру РФ Юрию Чайке, а также омбудсмену по правам ребенка Анне Кузнецовой с просьбой прояснить правоприменение законодательства, то есть к людям, которые должны осуществлять свою деятельность в рамках принятых депутатами законов. Ведь это и есть депутатская работа – принимать законы, которые и обеспечат единые подходы.

С едиными же подходами, к сожалению, есть проблемы. Не только в Димитровграде, но и в районах области. Именно поэтому еще в ноябре Сергей Морозов поручил проработать вопрос о передаче льготного питания во всем регионе на региональный уровень. Агентство, в чьи обязанности входит обеспечение единых подходов в сфере социального питания, также готовит свои предложения.
Источник: Facebook